Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Происшествия
Житель Курской области погиб в результате удара ВСУ по гражданскому автомобилю
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Приказ Минпромторга, утверждающий перечень товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт, вступил в силу. В нем оказались более полусотни автобрендов, а также производители автомобильных шин и комплектующих. Сколько марок, попавших в список, в действительности уйдут из России и как параллельные поставки отразятся на ценах автомобилей и запчастей — выясняли «Известия».

Контрафакт всё равно под запретом

Минпромторг России подготовил объемный список товаров, в отношении которых разрешен параллельный импорт. Соответствующий приказ зарегистрирован Минюстом России 6 мая и вступает в силу на следующий день после опубликования. Согласно документу, импортерам разрешен ввоз в Россию определенной продукции в обход официальных каналов дистрибуции. Один из принципов формирования списка — защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях введенного недружественными странами санкционного режима.

При этом параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот контрафакта, уточнили в Минпромторге. Продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт.

Какие автомобили разрешат завозить

В перечень товаров параллельного импорта вошли практически все представленные в России иностранные автобренды, легковые и грузовые: Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, GM, Cadillac, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Mercedes-Benz, Daimler, Maybach, Smart, BMW, Mini, Volkswagen, Skoda, Porsche, Audi, Toyota, Lexus, Isuzu, Subaru, Suzuki, Honda, Infiniti, Nissan, Volvo, DAF Trucks, MAN, Scania. Плюс люксовые марки: Rolls-Royce, Bugatti, Bentley, Lamborghini, Maserati, Ferrari, Aston Martin.

Эксперты говорят, что к приведенному перечню много вопросов. Например, в нем оказались бренды, в настоящее время не продающиеся официально в России: Hummer, Tesla, Lincoln, Seat, Acura, GMC, Dodge, Mack Trucks. А также прекративший существование еще в 2005 году Rover.

Jaguar
Фото: РИА Новости/Алексей Витвицкий

То, что в списке отсутствуют китайские и корейские марки, объяснимо: они не планируют покидать российский рынок. При этом в перечне загадочным образом не оказалось такого заметного игрока, как Ford, и большей части концерна Stellantis: Peugeot, Citroen, Fiat. В пресс-службе Stellantis затруднились прокомментировать решение Минпромторга. При этом завод концерна в Калуге приостановил выпуск автомобилей еще в апреле. Официальная причина — «растущее число перекрестных санкций и трудности с логистикой».

Что будет с иностранными автозаводами

Параллельный импорт разрешен и в отношении других брендов, располагающих заводами в России: Renault, VW, Skoda. В пресс-службах автопроизводителей пока акцентируют внимание, что приостановка импорта и производства — временная.

— Мы ни о каком уходе не говорим, ни в коем случае, — рассказал «Известиям» представитель российского офиса Mitsubishi. Он признался, что комментировать, по какому принципу составлялся список, — сложно.

Пока самые серьезные шаги предприняла только Renault. По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, французский бренд решил продать свой российский бизнес после начала специальной операции России в Донбассе. Долю 68% в капитале «АвтоВАЗа» планируется передать в пользу ФГУП «НАМИ», а московский завод Renault — столичному правительству. Мантуров отметил, что на московской площадке будут собирать «другие автомобили». Но даже в этом случае Renault уходит с опционом на пять или шесть лет. Это срок, в течение которого компания может принять решение по выкупу акций обратно.

В пресс-службе Минпромторга заявили «Известиям», что в список для параллельного импорта не вошла продукция компаний, у которых нет планов по уходу с российского рынка и которые предпринимают всё, чтобы продолжить исполнять обязательства перед своими клиентами в соответствии с нормами российского законодательства и продолжают работу, несмотря на сложности с логистикой и перебоями поставок. Ранее Денис Мантуров допустил, что перечень может как расширяться, так и сужаться.

производство
Фото: ТАСС/EPA/PAVEL GOLOVKIN

Призрачные перспективы

«Включение в список брендов, которые имеют в России собственные предприятия, можно считать последним предупреждением: либо вы даете гарантии, что запустите производство, либо мы разрешаем параллельный импорт этих машин», — считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, параллельный импорт при нынешнем курсе рубля делает перспективы запуска заводов призрачными.

— Ввезенная машина даже с учетом растаможивания и утилизационного сбора будет стоить столько же, что и собранная у нас, — уверен эксперт. — Если список брендов, по которым разрешается параллельный импорт, останется без изменений в ближайшие месяцы, то ждать возобновления производства автомобилей иностранными компаниями в России не стоит.

В то же время разрешая параллельный импорт комплектующих, власти дают возможность для производства машин в России, отметил эксперт.

— Вопрос в том, пойдут ли сами автопроизводители на производство автомобилей из неоригинальных комплектующих. Основная проблема в гарантии: по закону о защите прав потребителей в случае поломки потребитель предъявляет претензии производителю. Будут ли автоконцерны брать на себя гарантийные риски, связанные с выпуском машин с неоригинальными комплектующими, — большой вопрос, — рассказал «Известиям» Бургазлиев.

Помимо автомобилей, в перечень разрешенных товаров параллельного импорта вошли запчасти к ним, а также автокомплектующие таких производителей, как Bosch, ZF, Mahle, Knorr-Bremse, Allison, Cummins, и шины Michelin, Goodyear, Continental, Bridgestone. Часть иностранных компонентов, например двигатели Cummins, устанавливают и на российские грузовики (ГАЗ, «КамАЗ»).

цены
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Что будет с ценами на автомобили и запчасти

Параллельный импорт может решить проблему с дефицитом запчастей, считает эксперт Роман Гуляев.

— Мы сейчас видим существенную нехватку по запчастям, в том числе и для ТО, на европейские модели. После насыщения рынка цены на запчасти должны нормализоваться и регулироваться рыночными механизмами, а не зависеть от ажиотажного спроса, как это происходит сейчас, — отметил он.

С ним согласен и директор по сервисному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов.

— Проблема наличия и стоимости запчастей в той или иной мере присутствует. Наличие параллельного импорта снизит остроту проблемы дефицита, и, как следствие, прайс на запчасти должен скорректироваться вниз, — уточнил Тимашов.

Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич, напротив, считает, что параллельный импорт не сможет решит проблему дефицита и роста цен.

— При включении в процесс доставки автомобиля посредников расходы для дилеров увеличатся. Соответственно, это приведет к росту цен на авто для покупателей. При этом подобная мера рассчитана на юридических лиц. На физических лиц она существенно не повлияет, так как последние и так могли ввозить автомобили самостоятельно, — отметил Терлюкевич. Он обратил внимание, что на автомобили, ввезенные посредством параллельного импорта, будет распространяться гарантия дилера, а не дистрибьютора.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков более осторожен в прогнозах.

— Так как о какой-либо стратегии по осуществлению параллельного импорта в данный момент неизвестно, поэтому сложно оценить то, на сколько новые схемы поставок автомобилей и комплектующих могут быть дороже. В любом случае на разработку стратегии и подготовку необходимой базы для этого рынку нужно время, — резюмировал он.

Читайте также
Прямой эфир