Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Вильфанд спрогнозировал понижение температуры в Москве к выходным
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

Из жизни грызунов

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о релизе «Бэтмена» в интернете, трехчасовом сеансе черноты и российских пиратах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самый кассовый фильм года в мировом прокате (более $750 млн на данный момент) вышел на онлайн-платформах на HBO Max, iTunes and Amazon Prime Video. А в России не вышел до сих пор: перенесен на неопределенный срок и имеет шансы не выйти вовсе. Поэтому российские киноманы бросились покупать лицензионную версию с помощью VPN и других ухищрений, а те, кто не смог разобраться, как это делать, обратились к пиратам. Которые великодушно выложили копию блокбастера во всех мыслимых вариантах, включая 4К, с русскими субтитрами, а потом и с несколькими дорожками с переводом.

Рунет сразу переполнился возмущенными отзывами. Стало понятно, что «Бэтмен», у которого на Rotten Tomatoes 85% рейтинг критиков и 87% — зрителей, у нас не зашел. Большая часть комментариев сводилась к тому, что наша аудитория за три часа фильма толком так на экране ничего не рассмотрела. На телевизорах и мониторах была сплошная темнота, из которой время от времени показывались ненадолго бледные лица героев. Если до этого народ смотрел «экранки» и можно было оправдать переизбыток черного качеством копии, то теперь никаких извинений «Бэтмену» не было. «Ждали, ждали, ждали, в итоге получили тёмную претёмную хрень!» «Попытались сделать стильный фильм, но не получилось». «А в заднице ночью светлее, чем в кино днём?» — это всего лишь примеры пользовательских рецензий. Кроме того, ругают за большое количество диалогов, неторопливый темп, недостаток экшен-сцен и за лично Роберта Паттинсона, которого слишком много фанатов Бэтмана оказались не готовы видеть в любимом с детства костюме и маске со смешными ушками.

Можно долго говорить о зрительской культуре у широкой киносмотрящей аудитории в России. Например, есть мнение, кто Dolby-кинотеатры эту культуру убили, потому что в позднесоветское время наш зритель был самым насмотренными и «подготовленным» в мире, его воспитывали советские драмы и лучшие образцы европейского и американского кино, доступные на черном рынке вперемешку с «Рэмбо» и «Кровавым спортом». А еще были киноклубы, великолепные киноиздания и телепрограммы, анализирующие кинопроцесс и отдельные произведения, была, наконец, привычка к чтению, помогающая лучше интерпретировать и экранное искусство. А, например, сегодня серьезных программ о кино в эфире практически нет, серьезные киноиздания имеют крохотные тиражи, а коммерческий прокат заставляет смотреть не то, что лучше снято, а то, что лучше рекламируется. Многочисленные исследования показывают, что на мнение критиков о фильме наш зритель не ориентируется и рецензий не читает, больше доверяет трейлерам, советам друзей и блогерам.

Вот вышел «Бэтмен», и оказалось, что привычка к зрелищам сыграла с нашей аудиторией злую шутку. Потому что, с одной стороны, новый «Бэтмен» — это именно роскошное визуальное зрелище, где сплетаются в кадре десятки теней, тая в себе бесчисленные опасности (Бэтмен в своих закадровых размышлениях даже подчеркивает, что сама темнота теперь внушает преступникам ужас, потому что оттуда может появиться он). Здесь капли непрекращающегося дождя и неровное освещение улиц и интерьеров в темноте создают на экране невероятно живописное полотно, на котором персонажи эффектно вписаны в фон. Это, пожалуй, самый красивый «Бэтмен» из когда-либо снятых, разве что «Бэтмен возвращается» Бертона способен потягаться с ним в этом отношении.

Но как оценить всё это на экране... хорошо если не айфона или планшета, как многие уже привыкли, но даже на вполне приличном телеэкране? Да еще без привычки к субтитрам, потому что любительские переводы «Бэтмена» отбивают желание смотреть его уже в первые минуты. Не у всех есть огромные 4К-мониторы, и домашнее шоу не получилось. Новый «Бэтмен» — это прежде всего атмосфера, и этой атмосферы на малом экране нет. А большие недоступны. Правда, где-то его будут крутить всё равно, скажем, в Москве на большом экране покажут скачанную с торрентов версию в качестве арт-перформанса. Еще и с русским дубляжом, разумеется, пиратским.

Но вот беда: блокбастер получился требовательный не только к размеру киноэкрана, но и к эстетическим возможностям публики. Это авторское кино, неонуар с многочисленными отсылками к «Таксисту» и другим гангстерским историям Скорсезе, «Ворону», триллеру «Семь» Финчера и его же «Бойцовскому клубу». А еще — к классическому нуару, где героя постоянно водят за нос, частенько бьют, он теряет сознание, его предают, роковые красотки искушают его, а гангстеры насмехаются. В последних фильмах о Бэтмене этот привкус нуарности стал теряться, здесь же явлен во всей полноте. Даже по структуре тут не супергеройский экшен, а полицейский детектив: Бэтмен ведет дело о серийном убийце Риддлере (он же Загадочник), но общается он не столько со своим дворецким Альфредом (блестящий Энди Серкис), сколько с честным следователем Гордоном (Джеффри Райт).

Три часа фильма — это бесконечные странствия Бэтмена (он себя предпочитает называть просто «Мщение») по злачным местам Готэма, общение с влиятельными гангстерами, топтание на местах преступлений и тягостно-бессмысленные серые дни. Когда в Готэме светло, одуревший от бессонницы и ночных приключений Брюс Уэйн, похожий на бледного наркомана, шатается по Готэму, но никто его в грош не ставит. Все дразнят его богатеньким наследником некогда уважаемого филантропа и бизнесмена Томаса Уэйна, а Брюс всё никак не может справиться с многолетним посттравматическим синдромом, он молчит и грустит, переваривая увиденное и услышанное за ночь. Его импровизированный тайный блог состоит из графоманских записей всего и вся, а его соперник Риддлер тоже ведет свой блог. Они вообще двойники — типичный мотив бэтменианы здесь доведен до абсурда. А в «местах силы» — Пингвин (неузнаваемый Колин Фаррелл), крестный отец Фальконе (неотразимый Джон Туртурро), прокурор Колсон (интеллигентный Питер Сарсгаард).

Трехчасовой «Бэтмен» — это только завязка в грандиозном исследовании мрачного города греха, которое запланировали его создатели. И весь мир в восторге от результата, прощая ему недостаток психологизма и эротизма, некоторую монотонность и необходимость ориентироваться в запутанном детективном сюжете. Последний в итоге сводится к тому, чтобы понять, кто тут «крыса», кто мышонок, а кто настоящая крутая летучая мышь. Хотя это мы и так, в общем, знаем.

Автор — кинокритик, обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир