Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Связующий поколений: одна комедия и пламенная страсть Леонида Хейфеца

Каким мы запомним выдающего театрального режиссера
0
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В понедельник, 18 апреля ушел из жизни Леонид Хейфец — создатель особо мощной театральной энергии, режиссер от Бога. То, что русский психологический театр жив и будет жить, во многом его заслуга. «Известия» вспоминают выдающегося театрального деятеля.

Он родился в Минске в мае 1934 года, пережил войну и эвакуацию, поступил на механический факультет Белорусского политехнического института, работал на заводе, но в конце концов очутился в Москве — в ГИТИСе, на курсе Алексея Попова и Марии Кнебель. Потом он напишет в мемуарной книжке «Всполохи»: «Мне кажется, будто кто-то почувствовал мою энергию, нечеловеческую по накалу маниакальность, заряженность и сказал: «Надо помочь этому парню». А в конце жизни Хейфец признается, что слово «режиссер» вызывает внутри его полную и окончательную страсть, не оставляющую места ни для любви, ни для дружбы.

Первый свой спектакль он поставил в Рижском ТЮЗе в 1962 году. То была пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» о слепоглухонемой девочке. Слух и зрение она потеряла в младенческом возрасте, и теперь ее, подростка, во что бы то ни стало надо было научить воспринимать и понимать окружающий мир. Ценой неимоверных усилий это сделала учительница по имени Энн Саливан. Собственно, всю свою режиссерскую жизнь Хейфец по отношению к своим зрителям работал этой самой учительницей. Учил воспринимать и понимать.

Он ставил Чехова и Сухово-Кобылина, Шекспира и Максима Горького, Моэма и Лермонтова — всего более трех десятков очень разных постановок. При этом жизнерадостной комедией был, по воспоминаниям очевидцев, только один спектакль — «Шоссе на Большую Медведицу» Юлиана Семёнова. Во всем остальном присутствовала упомянутая им «нечеловеческая по накалу маниакальность, заряженность». Чувствуется она и в его последнем спектакле — «Пигмалионе» по Бернарду Шоу, поставленном в 2017-м в Театре Маяковского. В пьесе о цветочнице, из которой делают герцогиню, он усмотрел рассказ о человеческом достоинстве и понимании того, что «есть внешняя жизнь, которая кажется ослепительной и прекрасной, а на самом деле за этим кроется пустота. Что люди, которые изумительно изъясняются на английском, французском, могут оказаться мерзавцами, а у тех, кто не умеет грамотно говорить, оказываются такие душевные качества, что век не найдешь».

Ему повезло. Будучи крупным режиссером, он недолго был главным — с 1988 по 1994 год руководил Театром армии и больше руководства не касался. Тем самым сохранив себя для творчества в хороших театрах, прежде всего в Малом и Маяковке.

Он работал с великими актерами. Умел их находить, а они находили его. В «Павле I» Мережковского заглавную роль у него играл Олег Борисов, покинувший ефремовский МХАТ ради этого спектакля в Театре армии. В телеспектакле «Рудин» по Тургеневу Леонид Хейфец работал с Андреем Мироновым, тяготившимся своим образом вечно поющего и танцующего «легкого» актера и наконец получившего благодаря Хейфецу действительно глубокую роль. Еще один дар Хейфеца, долгие годы преподававшего, — умение актеров растить.

Мария Кнебель, его педагог, училась у Станиславского, так что между учениками Леонида Хейфеца и основоположником Художественного театра — всего одно поколение. В педагогике он олицетворял собой незыблемую связь времен. С его отходом от преподавания — возраст, болезни давали себя знать — она прервалась. Но воспоминания остались. Желающие понять, как он учил, могут посмотреть документальный фильм «Хейфеца́». Так в ГИТИсе называли тех, кто окончил мастерскую Леонида Ефимовича. Сейчас это известные люди: Павел Деревянко, Александр Петров, Александр Паль, Виктория Толстоганова и другие.

После Хейфеца остались три замечательные книги. Воспоминания о ярких моментах спектаклей он назвал «Музыка в лифте». Пособие для тех, кто хочет стать артистом называется «Призвание». Последнюю книгу «Всполохи» он написал о своем военном детстве, но не только о нем. Есть там такие слова: «Обстановка сейчас как никогда трудная. На моей памяти не было такой остроты, такой борьбы, такой, я бы сказал, нацеленности на уничтожение русского психологического театра. Некоторые его уже похоронили. Но мне кажется, что похоронщики торопятся…». Это правда. Пока был жив Хейфец, у похоронщиков шансов не было.

Актер Юрий Беркун:
— С ним было интересно, он был волевой, талантливый, какой-то упругий человек, хороший, с характером. Было когда-то его время — когда он в Малом театре ставил Чехова и много кого еще. Это было время Лени Хейфеца. Я его таким и запомню. Волевым, творческим, целеустремленным, чуть напряженным всегда. Всё время в нем что-то варилось, он не существовал, он — жил. Всегда оценивал происходящее. В его природе было заложено действие, он всегда действовал. Всё забывается, стирается, спросите у молодежи, кто такой Хейфец, они могут и не знать, но он много кого открыл, много всего сделал.

Народная артистка России Ольга Прокофьева:
— В пятницу он выписался из больницы. Мы в этот день играли его спектакль «Пигмалион». И традиционно, как у нас заведено, после ему позвонили. Он очень радовался, потому что в зале был аншлаг. Мы много лет проработали с Леонидом Ефимовичем в театре Маяковского. Люблю его, нежно отношусь. Он — мудрейший человек. В последние годы он был совершенно бескомпромиссным. Жил, как его душа просит. И ставил только, что душа хотела. И это было так здорово. Его постановки, в которых я принимала участие — «Пигмалион», «Все мои сыновья», «Синтезатор любви» были прекрасны. А на репетициях у Хейфеца продолжала учиться. В нашей профессии это важно. Леонид Ефимович был щедр на комплименты. И было приятно, когда даже на очень жестких репетициях, человек рассыпался в приятных словах. Поэтому, он был и педагог, и режиссер в самом высоком смысле слова.

Заслуженная артистка России Ольга Кабо:
— Леонид Ефимович был моим первым театральным режиссером. Он привел меня в театр, поверил меня как в артистку. Я только закончила ВГИК, у меня было достаточно ролей в кино, но выпускниц ВГИКа в театр не брали. Считали, что школа другая, специфика не та. А Леонид Ефимович разглядел во мне что-то и пригласил сразу на главную роль Нины в его спектакль «Маскарад» по Лермонтову. Я вдруг попала в иной для себя мир дисциплины, вдохновения, творчества, серьезной работы над материалом. Я сейчас вспоминаю, и у меня мурашки по коже. Моими партнерами были кумиры. Олег Иванович Борисов репетировал Арбенина. Людмила Алексеевна Чурсина — баронессу Штраль, Борис Григорьевич Плотников — Неизвестного, Саша Домогаров — князя Звездича. Я всегда смотрела на них с восторгом. Если бы не Хейфец, в театре я бы не оказалась. Он был достаточно жесткий, требовательный режиссер. Я в ту пору еще и не знала, что так можно добиваться результата, что репетиции могут быть такие эмоциональные, иногда пронзительные. Именно из уст Леонида Ефимовича я узнала, что такое театр. Он стал моим домом, душой, жизнью. И вот уже более 30 лет я служу театру. Сейчас Театру Моссовета. И всё благодаря Леониду Ефимовичу Хейфецу.

Читайте также
Прямой эфир