Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Искусство — это отрыв от природы, выход в Космос, а наша жизнь — это обмен энергиями, уверена Алиса Фрейндлих. Она и сегодня — в 87 лет — на сто процентов отдается профессии и готова подчиняться режиссеру, даже если это ее собственный внук. О том, как стать бабушкой-диктатором и не поссориться с родными, каким будет отмщение, если играть в полноги, и чем рискуют актеры без образования, народная артистка СССР рассказала «Известиям» накануне выхода в прокат картины Никиты Владимирова «Родители строгого режима», в котором сыграла главную роль. Принял участие в интервью и сам режиссер.

«Как показал опыт, я была ему только вредна»

— Алиса Бруновна, ваш внук Никита Владимиров, чтобы снять свой продюсерский дебют «Карп отмороженный» с вашим участием, заложил квартиру, назанимал денег. На какие жертвы он пошел ради режиссерской работы «Родители строгого режима»?

Никита: Продал бабушкину квартиру, переселил ее в общежитие Театрального института… (Смеется.)

— Насколько я знаю, он очень долго трудился над сценарием. Мне сначала дали прочитать первые наброски. Потом мы вдвоем в пандемическом тумане сидели на даче. И помню, что даже сначала немножко испугалась такой экстравагантной постановке вопроса, как была в том сценарии. А потом он немножко сглаживался, приводился к общей интонации.

И, честно вам признаюсь, я не была склонна сниматься. Потому что считала, что роль не совсем моя. У меня не было для этого никаких внутренних позывов, что ли. Потом Никита как-то хитро, настоятельно все-таки…

— ...добился своего?

— Добился. И поэтому я не по доброй воле пошла на эту работу. Но не пожалела. Потому что попала в чудную компанию.

— А чем режиссер вас соблазнил, как убедил?

Никита мне лишний раз напомнил, что он мой внук. Хотя иногда забывает об этом, и возникает что-то такое, отнюдь не родственное. Но тут он мне напомнил. А может быть, он просто не хотел меня обидеть, а на самом деле хотел кого-то другого снимать? Не знаю, трудно сказать. Сейчас самое время спросить.

Никита: Я хотел другого режиссера. Более опытного, мастеровитого. Чтобы с таким материалом и с такими артистами мог работать профессионально, а не дебютировать.

Нет, то, что из него получился хороший продюсер, в этом я убедилась на «Карпе отмороженном». Снимал фильм Владимир Котт. А тут вдруг — Никита режиссер. Но надо заметить, это был не дебют. До этого он успел снять фильм «Бабки». Я посмотрела его. Мне показалось это убедительным. Я почувствовала даже, что у него назревает какой-то свой режиссерский почерк. Наверное, гены взбунтовались и решили: какого черта, давай-ка все-таки вызревай, режиссер! Я почувствовала в нем деда, Владимирова Игоря Петровича. Он режиссер, а я-то актриса, это все-таки другая профессия. Но у Никиты есть какой-то генетический зуд. И я подумала: а что если и он? Может быть, я помогу, буду ему полезна. Но, как показал опыт, я была ему только вредна.

— Это почему?

— Потому что была не всегда послушна, и это его очень нервировало, огорчало режиссера.

— А вы не привыкли доставлять такие эмоции своим близким? Вам хочется больше позитива в отношениях с ними?

— Ну я просто элементарно прошу уважения. Больше у меня никаких претензий нет.

— Вам не кажется, что Никита замахнулся на лавры Эльдара Рязанова?

Показалось, я с детства наблюдаю, Никита — человек с юмором, так же как Эльдар Александрович. Он всегда вздымал любую детскую, а потом подростковую и, когда подрос, взрослую компанию. В нем это вспыхивало спонтанно, импровизационно, и сразу взбудораживал всю компанию. Он и бросил свой взгляд и усилия в эту сторону. Я могу только пожелать ему удачи.

Мне доводится давать ему какие-то советы. И как только дело касается актерства, вот тут на площадке я иногда оказываю сопротивление. Это его, безусловно, не устраивало. Так что у нас были маленькие «царапки».

«Во мне нет командирского начала»

— А что не устраивало режиссера Владимирова в вашем исполнении? Какие он претензии к вам предъявлял?

— Ну мне хотелось больше мягкости, кое-где лирики. А он хотел, чтобы это было жестко и бабушка выглядела почти диктаторски. Я имею в виду характер моей героини.

Он всё время делал из меня командира. А во мне нет командирского начала. Потому возникало сопротивление. Притом что я имею собственное мнение, но я еще и школу дисциплинарную имею. Я понимаю, что актер должен слушаться режиссера и подчиняться его воле. Где-то может предлагать свое, про себя сочинить. Режиссер если с этим согласится — слава Богу. Как мы с Эльдаром Александровичем иногда на импровизации сходились. Наша импровизация, актерская, и его, режиссерская, мы друг друга всё время подпитывали. Но дисциплина все-таки главенствует.

Кадр из фильма «Родители строгого режима» 

Кадр из фильма «Родители строгого режима»

Фото: MVK

— У вас чудные партнеры на площадке. Александр Адабашьян тоже редкий гость нынче в нашем кино. Как вам удалось создать такой интеллигентный союз?

— Это исключительно режиссерская воля. И, слава Богу, с моей точки зрения, удачная. Александр Артемович замечательный, мягкий, я бы сказала, пушистый человек. Он очень-очень славный. Я уж не говорю, что мы оба курильщики. И все наши курительные паузы были заполнены рассказами и воспоминаниями из актерской кинематографической среды. Он абсолютный фонтан всяческих интересных историй. Так что атмосфера была дружелюбная, сверхкомпанейская.

— Вы с Александром Артемовичем в кадре — старики-разбойники. Украли собственного сына в надежде перевоспитать его, потому что он стал мэром-казнокрадом. А вообще не поздно ли взрослого человека переделывать?

— Не знаю. По-моему, никогда не поздно. Кстати, в подготовительное время один из вариантов названия фильма был «Лучше поздно, чем никогда». Но он был отвергнут, и, наверное, справедливо.

По сюжету мы — родители — понимали, что занялись воспитанием поздно. И очень важно было осознать, в какой момент произошла потеря сына, которого играет Евгений Ткачук. Это тоже довольно важный момент сюжета.

— И в какой момент?

— В какой-то подростковый. Если я правильно считаю, потому что у меня башка уже дурная, по-моему, это были 1990-е годы. Не самые, так сказать, благополучные годы в нашей жизни. Эти годы очень многих развратили, многие допустили то, что недопустимо. И вот наш сын в своем подростковом качестве где-то утратил влияние нравственного кодекса, который был изначально в семье.

— А какова система воспитания ваших правнуков?

— В моей семье подрастает уже четвертое поколение. Поэтому я не смею им диктовать. У них будут свои нравственные кодексы. Я еще как-то могла влиять на собственную дочь, второе поколение. Потом появились внуки, и сейчас правнуки — четвертое поколение. Они свободные раскованные дети. И если они из нашего нравственного кодекса возьмут главное, то дай бог.

Алиса Фрейндлих, Евгений Ткачук и Александр Адабашьян на съемках фильма «Родители строгого режима»

Алиса Фрейндлих, Евгений Ткачук и Александр Адабашьян на съемках фильма «Родители строгого режима»

Фото: MVK

— А что в вашем нравственном кодексе главное?

Главное — совесть, честь, достоинство. Вот такие вещи произрастают, между прочим, из элементарного, из десяти заповедей. В мире нравственный кодекс уже заявлен раз и навсегда. И надо только трансформировать его по времени, по жизненным обстоятельствам.

«Искусство — это отрыв от природы, выход в Космос»

— Сейчас такие времена, что многие считают эгоизм самым главным качеством человека. Даже психологи советуют думать только о себе, а все остальные подождут.

Тут и начинается то самое, за что надо потом бить. Бить или не бить. Бить или не бить.

— Если ты не будешь эгоистом — пропадешь. Вы не разделяете такую точку зрения?

— Боже сохрани, нет! Я очень старинный человек. Думаю: поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Так просто. Мне кажется, проще не скажешь. Евангелие. Надо почаще туда заглядывать. Там есть ответ на все вопросы.

Все эти пандемические наказания, все эти наводнения, ураганы и прочие катаклизмы, которые трясут Землю уже не одно десятилетие, оттого что очень много отрицательной энергии сейчас появилось в людских отношениях. А там, наверху присутствует бункер отрицательных энергий и положительных. Наша жизнь — это обмен энергиями. Вот поэтому Космосу не нравится такое изобилие негатива. И он начинает тормошиться. Надо больше любить друг друга. Больше положительных эмоций.

— А люди искусства могут поспособствовать этому?

— А как же, конечно. Искусство — это отрыв от природы, выход в Космос. Всякое талантливое проявление в любой области — в музыке, театре, живописи — это отрыв от бытовой среды. И всё это посыл в бункер положительных эмоций.

Алиса Фрейндлих и Александр Адабашьян на съемках фильма «Родители строгого режима»

Алиса Фрейндлих и Александр Адабашьян на съемках фильма «Родители строгого режима»

Фото: MVK

— Сейчас люди живут в гаджетах. А у вас с техникой как?

— У меня никак. Но айфон освоила. С единственной целью — видеть своих правнуков. Они живут по разным городам и весям. И таким образом я имею возможность общаться уже с четвертым поколением, представляете!

— Вам хочется, чтобы правнуки продолжили вашу династию?

— Ну, видите, династия наша, в общем, в какой-то мере и так продолжается. В этом моей воли нет. Я никогда не давила ни на дочь, ни на внуков в этом плане. Если душа лежит — занимайся, если нет, то не надо. Но знай, если ты не склонен всю жизнь посвятить актерской профессии, заниматься ею не нужно. Только полная, стопроцентная отдача.

— То есть актерством заниматься в полноги невозможно?

— В полноги — боже сохрани, нет! Будет отмщение.

— В чём?

Отмщение — в абсолютном равнодушии зрителей.

— А как вы относитесь к тем, кто снимается в кино, не имея актерского образования?

— Ну как… Они рискуют своим будущим. Но иногда режиссер усматривает что-то в человеке без образования, находит какое-то зернышко и начинает его взращивать. Если что взрастет — слава Богу, значит, повезло, человек угадан. А если нет, значит, он чуть подломил свою жизнь, потратил на это время, и напрасно. Тут вопрос, насколько ты склонен распоряжаться своей судьбой.

Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Ольга Мальцева

— То есть вы не категоричны в том, что людям без образования в кино не место?

— Нет, если человек, так сказать, выловленный с улицы, типажно подошел режиссеру, думаю, что у юноши или девушки хватит здравого смысла пойти и поучиться. Потому что профессия, ремесло, в самом высоком смысле этого слова, совершенно необходимо. Сколько бы тебе Бог ни дал таланта, талант этот надо еще умножить. А иначе ты так и останешься типажным элементом, и не больше.

«Мы с Олегом Валерьяновичем одновременно сели на горшок. Нам по 87 лет»

— Вы человек, преданный профессии, уже 40 сезонов служите в БДТ.

— В БДТ — да, а вообще 65 лет на сцене.

— Вашим постоянным партнером по сцене остается Олег Басилашвили. Недавно в афишу БДТ вернулся спектакль «Лето одного года», который вы с ним не играли несколько лет. Сложно ли вам было заново входить в материал?

— Конечно, очень сложно в нашем-то возрасте. Мы с Олегом Валерьяновичем одновременно сели на горшок. Нам по 87 лет. Мы родились с разницей в три месяца. Поэтому еле-еле находим в себе какие-то силы. Постпандемические последствия совершенно одинаковые, они дают о себе знать. Тяжело было.

Мы без малого три года не играли этот спектакль. В нем всегда можно найти что-то, что упущено, еще не сыграно. Спектакль подлежит возрождению, если он не умер еще в ту пору, когда шел регулярно. Есть постановки, которые на третий, четвертый сезон уже начинают выдыхаться. Но это не наш случай. Все-таки «Лето одного года» уже очень возрастной спектакль — ему 13 лет.

— Долгожитель!

— Да, но он сохранил свою энергию. Каждый раз, когда мы с Олегом Басилашвили его играли, зал был благодарен. И благодарность зрителей строилась не только на том, «смотри, какие старенькие, а еще выходят на сцену, что-то говорят, что-то играют, что-то чувствуют». Был не только зоологический интерес. Все-таки зрители были в какой-то мере нами растревожены душевно.

Пьеса простая, добрая, с юмором, что очень важно. И она нашла сегодня отклик — зал полон, и чувствуется безусловная благодарность.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле «Лето одного года»

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле «Лето одного года», 2010 год

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

— А может ли спектакль постареть? Или же старость спектакля зависит от энергии артиста и желания или нежелания его играть?

— Ну конечно, зависит. А как иначе. Или пьеса так глубока, что копай ее, копай, всё равно не докопаешься. Спектакль — живой организм. Когда выходит премьера — это детство спектакля. И мы все находимся в какой-то жеребячьей эйфории. А потом наступает подростковый период, тинейджерство. Мы начинаем понимать, что что-то недодали зрителю. Он нам транслировал, ему что-то хотелось, а мы не поняли. А потом наконец наступает пора зрелости, которую надо уметь сохранить не формальным путем, а именно вдыхая в это свежую энергию. Только так.

Если спектакль симпатичный, если он нам дорог — мы его можем сохранить только абсолютно живой сиюминутной, сегодняшней энергией. И еще энергообменом со зрительным залом.

— Вы признавались: девять десятых жизни думали, что всё еще впереди, а жизнь-то проходит.

Главная моя ошибка в жизни — это то, что я думала, что всё еще впереди.

— Но разве посыл, что всё еще впереди, не лозунг оптимиста? Он не живет прошлым, смотрит только вперед. Разве нет?

— Все-таки надо вкушать день сегодняшний здесь и сейчас. Это не значит, что не нужно строить планов на будущее. Тогда бы это был абсолютный стоп-кадр. Тем не менее надо наслаждаться тем, что есть сегодня.

Читайте также
Прямой эфир