Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Вильфанд спрогнозировал понижение температуры в Москве к выходным
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

О бедном вампире замолвите слово

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о причинах провала «Морбиуса» и печальной роли кинокритики
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Супергеройский блокбастер «Морбиус» — главный киноскандал месяца, а для многих еще и главное разочарование сезона. Этот фильм пришлось долго ждать. Он должен был выйти в июле 2020 года — его перенесли из-за пандемии. Премьеру ставили то на март, то на январь 2021-го, потом — на январь 2022 года. В итоге он вышел во всем мире 31 марта — 1 апреля. В России релиз фильма на неопределенное время перенесен, хотя премьера была назначена на 24 марта.

Но еще до выхода в мировой прокат картину ждал ледяной прием западных критиков. На главном международном агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes рейтинг фильма к релизу составил 19% — сейчас он еще ниже, 16%. Критики объявили фильму войну — и результат не заставил себя долго ждать. «Морбиус» стартовал в США на первом месте, собрав $39 млн. Это было выше прогнозов Sony, но стоит сказать, что «Человек-паук: Нет пути домой» на старте собрал $260 млн, а «Бэтмен» — $134 млн. Дальше было еще хуже: цифры следующего североамериканского уикенда говорят, что «Морбиус» потерял 74% кассы, заработал чуть больше $10 млн. В других странах он тоже с треском вылетел с первого места, даже если смог его занять. Особенно там, где успели выйти новые «Фантастические твари». По итогу двух уикендов мировой бокс-офис «Морбиуса» составляет $127 млн при производственном бюджете более $80 млн, не считая усилий по продвижению.

Провал полный. Всё это заставляет заново подумать о том, что происходит на рынке супергеройского кино. Со стороны может показаться, что студийное производство таких картин поставлено на поток, и результат практически предопределен. И в «Морбиусе» есть вроде бы все слагаемые успеха. Это известный герой, вампир Морбиус, начало приключений которого и показано в фильме: как доктор — нобелевский лауреат с врожденной болезнью крови в результате экспериментов стал мутантом, что творилось с его психикой, как он терял близких людей, как его предавали и т.д. Это раскрученная «Вселенная Человека-паука от Sony», в котором развиваются события обоих «Веномов», хитов проката (второй «Веном» заработал полмиллиарда долларов).

Это суперзвезда Джаред Лето в роли Морбиуса — актер так вжился в образ, что на площадке даже в туалет ходил с костылями. Это настолько затягивало процесс, что Лето смогли уговорить заменить их на инвалидное кресло. Это новый злодей в исполнении Мэтта Смита, причем его Майло не случайно зовут так же, как собаку главного героя в комедии «Маска». Компьютерные эффекты, экшен, сцены после титров с раскрученными персонажами «вселенной» — вроде всё есть, а в результате катастрофа.

Рецензенты всего мира до сих упражняются в остротах по поводу сценария фильма, эволюции героев, сражений и других элементов фильма. Зрители устроили флэшмоб — делились фотографиями, где они в пустом зале смотрят картину — поверив критикам, на нее никто не пришел. На некоторых фото в зале даже свет горит во время сеанса, потому что «фильм настолько всем безразличен». Еще было множество шуток о том, что на самом деле «Морбиус» произвел революцию в мире кино, просто это еще не все поняли, но скоро поймут.

Действительно, для претензий есть основания. Например, фильм непривычно короткий для своего жанра — всего полтора часа, за которые мы должны узнать подробности о детстве Морбиуса в детской лечебнице, медицинской стороне его научно-исследовательской деятельности, превращении в вампира с многочисленными отсылками к классике вампирского же кино, прежде всего «Носферату» Мурнау, а потом еще и о его конфликте с другом детства Майло, отношениях с девушкой, борьбе с самим собой. Рассказать об этом быстро — задача трудновыполнимая, и непонятно, зачем надо было так экономить на хронометраже. Джаред Лето просто не успевает отыграть полноценно многие сцены, а на каких-то моментах стоило бы задержаться, один только бой в метро мог бы длиться куда дольше, и все бы с удовольствием его посмотрели.

Но всего этого недостаточно, чтобы объяснить провал фильма. Более того, многим зрителям в итоге фильм как раз понравился, и рейтинг непрофессиональной аудитории на тех же «Томатах» — вполне приличные 70%. Если сравнивать со многими другими супергеройскими картинами, «Морбиус» — далеко не худший представитель этого направления. И приходится предположить страшное: в провале «виновата» не студия, не аудитория, а критики. Они объявили фильму войну, «слили» его в своих отзывах, которые иногда даже рецензиями в прямом смысле слова не были, и — победили студию Sony своим коллективным мнением.

Эта история очень важна и симптоматична. С одной стороны, в ней содержится предостережение доверчивым читателям. С другой, она доказывает авторитет критики, совершенно невозможный, например, в России. Если у нас фильм поддержан федеральным каналом и имеет высокий рекламный бюджет, то ровным счетом не имеет значения, что о нем пишут критики. Более того, даже когда релиз относится к авторскому кино, и тут, согласно исследованиям аудитории, критическое мнение к бокс-офису ничего не прибавляет. Считанные проценты, выбирая фильм для просмотра, ориентируются на мнение критиков, и уж точно не откажутся от похода в кино, если кто-то этот фильм обругал в рецензии. Получается, что экспертиза отдельно, а зритель — отдельно. Зато фильм в прокате «убить» рецензиями нельзя — тоже плюс, хотя получается, что выигрывает тот, кто больше дружил с телеканалом и тратил на продвижение.

В любом случае и в России, и на Западе успех фильма с качеством самого фильма не сильно связан, да и зритель, как показывает пример «Морбиуса», в итоге оказывается куда более великодушным, чем эстеты-рецензенты. Понятно только, что обе ситуации нездоровы и не способствуют развитию кино, а вот что с этим делать — неясно.

Автор — кинокритик, обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир