Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 5 апреля Япония вводит запрет экспорта в Россию отдельных категорий автомобилей и мотоциклов. Каких автомобилей может лишиться российский рынок и почему эксперты не считают ситуацию серьезной, выясняли «Известия».

Санкционный список включает 19 категорий товаров, среди которых преобладают предметы роскоши (например, алкогольная продукция, фарфор, жемчуг и антиквариат). Включенные в перечень автомобили должны стоить больше 6 млн иен ($49 тыс.), мототранспорт — свыше 600 тыс. иен ($4,9 тыс.). Кроме того, наложен запрет на экспорт, перепродажу и трансфер мотозапчастей, а также на шасси в сборе с моторами и кузова для легковых автомобилей.

Место рождения

Если ориентироваться на розничные цены автомобилей в Японии, в категорию свыше 6 млн иен попадают модели Lexus, начиная с кроссовера RX. То есть российский рынок лишится седана LS, внедорожников GX и LX и спорткупе LC — все они выпускаются на японских заводах. На кроссоверы UX и NX, а также седан ES запрет не распространяется. У Toyota в санкционный список ориентировочно попадает новый Land Cruiser 300, в Японии только базовая его версия стоит дешевле 6 млн иен. Ограничения могут коснуться и самой дорогой версии минивэна Toyota Alphard Executive Lounge. Популярные кроссовер RAV4 и Toyota Camry производятся в России и никуда не уйдут. Infiniti может лишиться флагмана QX80, который также выпускают в Японии.

Сборка автомобилей Toyota Camry на заводе Toyota
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Однако недавний запрет США на поставку автомобилей в Россию может расширить каталог отсутствующих моделей. Например, Nissan Pathfinder, Toyota Highlander и Infiniti QX60 выпускают на американских заводах, в том числе и для российского рынка. Infiniti QX50 и QX55 делают в Мексике, и по идее на них запрет не распространяется.

В Infiniti не уточнили, какие модели могут оказаться под угрозой санкций.

«Компания занимается постоянным мониторингом текущей ситуации и анализирует влияние и эффект санкций на бизнес в России, — сообщили в компании. — Соответствующие подразделения проверяют всю поступающую информацию, адаптируют процессы и в оперативном режиме решают возникающие вопросы».

Купить и так непросто

В прошлом году на японские автомобили в России пришлось 15,5% спроса. В то же время наблюдались сложности с их доступностью. Некоторые бренды приостановили поставки машин еще до обострения геополитической ситуации. Suzuki, например, оправдывается нехваткой полупроводников и проблемами с логистикой. Не хватает комплектующих заводам Nissan и Toyota — они ушли на простой. При этом завод Mitsubishi в Калужской области продолжает работать в штатном режиме. В Infiniti подтвердили временную приостановку поставок, но заверили, что дилеры обладают достаточным запасом автомобилей. Toyota и Lexus на запрос «Известий» не ответили.

Калужская область. Сотрудник за работой во время производства автомобилей на заводе Mitsubishi Motors Corporation
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

«Из-за дефицита полупроводников, пандемийных ограничений и перебоев в логистике увеличились сроки простоя предприятий по производству автомобилей в Японии. В связи с этим сроки доставки некоторых японских брендов серьезно увеличились. В среднем автомобили базовых комплектаций по предзаказу ожидаются 2–4 месяца, однако иные комплектации поступят клиентам дилерских центров только в 2023 году. Проблему сокращения поставок новых авто усугубили не только вынужденные простои автомобильных предприятий, но и новогодние праздники, когда дилерские центры работали, а автозаводы останавливали конвейеры», — рассказал «Известиям» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Виновато землетрясение

Еще в начале года сроки ожидания востребованного в России Toyota Land Cruiser 300 оценивали в четыре года. Столько же придется ждать, например, топовую версию нового Lexus LX в самой Японии.

Ситуацию с полупроводниками усугубляют и другие факторы. Землетрясение в Японии 16 марта вынудило Toyota Motor Corp приостановить производство на 11 из 14 своих заводов, на которых выпускали упомянутый Land Cruiser 300, а также модели Lexus — LS, NX и LX. Toyota заявила, что не сможет выпустить 20 тыс. автомобилей из-за остановок, связанных с землетрясением.

салон продажа ниссан
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Растут и цены на японские автомобили. По данным «Автостата», с начала года минимальная рекомендованная цена популярных Toyota Сamry и RAV4 выросла на 500 тыс. рублей. В первой половине марта Toyota получила ценовую прибавку на 10–26%, Nissan подорожал на 29–41%, Mazda — 22%. Во второй половине марта подняли ценники Mazda (10–11%), Subaru (25–26%), Suzuki (11–15%). Mitsubishi за месяц переписывала ценники дважды: сначала на 25–35%, а теперь от 7% до 13%.

Мотоциклы погоды не делают

Под запрет не попали самые доступные японские мотоциклы и 50-кубовые скутеры. Но следует заметить, что рынок новых мотоциклов в России невелик.

«Наш мотоциклетный рынок абсолютно гомеопатический. Для Японии попавшие под санкции мотоциклы погоды не делают. По сути, это проблема для немногочисленных обеспеченных байкеров», — отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

По данным «Автостата», в прошлом году рынок новых мотоциклов вырос на 12,6%, но в количественном отношении результат всё равно скромный — 18,4 тыс. штук. Из этого количества на мототранспорт из Японии пришлось 2,8 тыс. штук, третье место после китайских и немецких марок.

мотоцикл колеса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Соблюдают правила игры»

По сути, Япония ввела санкции на экспорт автомобилей, которые либо пользуются ограниченным спросом, либо сроки ожидания которых слишком высоки.

«Японцы подошли к вопросу с максимальной прагматичностью. Они соблюдают правила игры и политес, но при этом умеют считать денежки в кармане. Lexus LX и так идет сюда по остаточному принципу. Основной рынок — это Ближний Восток, а продажи седанов в России штучные», — считает Шапарин.

По его словам, недоступные модели будут привозить для любителей японских марок с других рынков, в индивидуальном порядке. С этим соглашается и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Надо смотреть, на что распространяются санкции. Сейчас активно обсуждается тема параллельного импорта, которая касается и запчастей, — поясняет он.

Читайте также
Прямой эфир