Спасательный крюк: зачем открывать международный авиахаб в Сочи
Открытие международного хаба авиакомпании «Россия» в Сочи позволит организовать полеты за границу на российских самолетах Superjet в отсутствии возможности попасть туда на иностранных лайнерах, рассказали «Известиям» аналитики и участники рынка. Сочи был выбран как самый южный аэропорт страны, и оттуда ближнемагистральный Superjet может без дозаправок долететь до зарубежных городов. Поэтому пассажиры из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов теперь будут отправляться за границу оттуда, подтвердили в «России» и «Аэрофлоте». Аэропорт не рассчитывает на огромный транзитный трафик и готовится принять весной до 130 тыс. пассажиров авиакомпании. Но новые рейсы на 87-кресельном SSJ вряд ли будут поначалу пользоваться повышенным спросом — билеты на них, вероятно, будут недешевыми, считают эксперты.
Стыковочный хаб
«Аэрофлот» 25 марта открыл продажу авиабилетов на новые регулярные рейсы из Сочи в Армению, Египет, Израиль, Казахстан, Турцию и Узбекистан. Полеты будет выполнять его дочерняя авиакомпания «Россия».
С 7 апреля запустят рейсы в Каир, Тель-Авив, Актобе Нурсултан, Анталью, Стамбул, Бухару и Фергану, с 8 апреля — в Ереван, Актау, Алма-Ату, Самарканд, Ташкент, Ургенч, с 9 апреля — в Атырау, а с 22 апреля — в Бодрум, Даламан. Полеты в Армению, Египет Израиль, а также в Алма-Ату и Ташкент будут ежедневными, в остальные города — по два-четыре раза в неделю. Самый широкий разлет в Турцию: в Анталью — по два рейса в день, в Стамбул — 19 в неделю.
Летать будут на Superjet, для этого в аэропорту забазируют до 10 таких судов. Как пояснил «Известиям» представитель «России» Сергей Стариков, речь идет о самолетах в компоновке 87 мест в салоне — 12 в бизнес-классе, 75 в экономе.
Полетная программа из Сочи ориентирована на транзитный пассажиропоток для путешествующих из других базовых аэропортов группы — Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска, уточнил Сергей Стариков.
— Речь идет о развитии трансферных перевозок с пересадкой в Сочи. В нынешних условиях ограничений эта программа имеет важное значение не только для путешественников, но и для представителей бизнес-сообщества. Рейсы позволяют выстраивать новые межгосударственные связи деловых кругов, — сказал он «Известиям».
Билет можно будет купить и отдельно на перелет из Сочи за рубеж, уточнил он. В пресс-службе «Аэрофлота» подтвердили, что акцент будет сделан именно на трансферном потоке через Сочи. «Известия» убедились, что в системе бронирования «Аэрофлота» появились как прямые рейсы из Сочи, так и стыковочные из традиционных хабов с пересадкой в Сочи.
Окошко в мир
Запустить рейсы из Москвы на Superjet по многим зарубежным направлениям сейчас невозможно, объяснила «Известиям» аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова.
— Superjet в базовой версии имеет дальность полета примерно 2500 км. Поэтому из Москвы сейчас на них нельзя долететь до Антальи, Израиля, Египта, практически до всех пунктов в Узбекистане. Разлет из Москвы трудновыполним еще и из-за закрытого неба над югом России, — это дополнительно увеличивает дальность полета, — сообщила Елена Сахнова.
Ранее Superjet активно использовался на внутрироссийских рейсах, привлекался для полетов в Восточную и Северную Европу (Стокгольм, Хельсинки, Осло), в Польшу, Германию, Австрию, Прибалтику и в города Северного Казахстана, уточнила Елена Сахнова.
По оценке представителя «Аэродинамики» (владелец и оператор сети южных аэропортов — Сочи, Краснодара, Анапы), за два весенних месяца (май-апрель) «Россия» перевезет через Сочи всего около 130 тыс. пассажиров, выполнив до 1000 рейсов. Это 9% от общего пассажиропотока самой «России» в апреле-мае год назад (1,4 млн человек) и менее 2% от трафика всей группы (6,6 млн человек), подсчитали «Известия».
— Если согласованная программа полетов «России» будет выполняться в течение всего летнего сезона (апрель–октябрь), дополнительный пассажиропоток Сочи на международных направлениях составит до 500 тыс. человек. При этом с 27 марта полеты в Сочи начинает выполнять новый для аэропорта авиаперевозчик FlyOne Armenia, — рассказал «Известиям» представитель «Аэродинамики» Виталий Коренюгин.
Также продолжат выполнять полеты в Россию и иностранные авиакомпании из стран СНГ — Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, отметил эксперт. Ожидается возобновление рейсов в Сочи и Turkish Airlines. В оптимистичном сценарии возможно частичное восстановление выездного туризма из стран Персидского залива, добавил он.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин считает, что поначалу зарубежные рейсы из Сочи могут быть несильно загружены, и резкого роста перевозок может не произойти.
— На начальных этапах развития новых направлений их пассажиропоток и загрузка традиционно ниже, чем у давно функционирующих. Кроме того, сейчас резко ослаб рубль, это стрессовый фактор для международного потока. Но поддержать спрос на полеты через Сочи должно закрытие европейских направлений, — полагает эксперт.
Недешево
Для туризма запуск рейсов «России» — отличная новость, уверен член президиума Альянса турагентств России Алексан Мкртчян.
— Дело в том, что у России не осталось дальнемагистральных самолетов, на которых можно летать за рубеж. А на SSJ-100 невозможно полететь напрямую из Москвы в Хургаду, учитывая, что небо над Ростовом-на-Дону и Краснодаром закрыто — у «Суперджета» не хватает на это топливного ресурса при полной коммерческой загрузке, — рассказал он «Известиям».
Сочи — это самый южный аэропорт России из возможных. Оттуда ближе всего лететь до Дубая, Тель-Авива, Стамбула, Антальи. Поэтому решение сформировать хаб именно там при условии, что летать нужно на SSJ-100, — очень здравое, добавил эксперт.
— И не стоит забывать, что в Сочи удобно попасть любой российской авиакомпанией. Туда можно доехать поездом или добраться на автомобиле — особенно из городов юга России. Туристы из Воронежа, Краснодара, Симферополя, Ростова — городов, аэропорты которых пока закрыты, — смогут сухопутным транспортом легко доехать до Сочи и улететь за границу, — отметил Алексан Мкртчян.
В свою очередь, туроператорам сочинский хаб поможет сформировать туры за рубеж. Сейчас многим из них не хватает для этого именно перевозки, добавил эксперт.
— Пока количество рейсов в Стамбул ограничено 19 в неделю, в Анталью — 14 в неделю, старт полетов 7 апреля. Еще не наступил высокий сезон, и этого достаточно. Что касается июля-августа, то думаю, что количество рейсов будет увеличено, недостатка в них не будет, — предположил Алексан Мкртчян.
Но туристы при покупке билетов на эти рейсы будут отталкиваться от их цены, заметили в пресс-службе туроператора «Интурист».
— До кризиса на массовых направлениях вроде Турции и Египта летали чартеры на 555 кресел — а «Россия» будет летать на 87-кресельной машине. Поэтому билеты дешевыми точно не будут. Другой вопрос — откуда улететь будет выгоднее, напрямую из Москвы или из Сочи? В случае сопоставимой цены москвичи точно выберут прямой рейс, — рассказали «Известиям» в «Интуристе».
Будут ли туроператоры формировать турпакеты на этих рейсах, зависит от нескольких причин, добавили в «Интуристе». Если «Россия» откроет максимальное число тарифов, договорится о код-шеринге (разделит рейсы с другими перевозчиками. — «Известия»), то туркомпания их готова активно продавать, отметили там.