Горько о шоколаде: Nestle и Unilever предупредили об увеличении цен до 40%
Компании Nestle и Unilever уведомили российских ритейлеров о подорожании своей продукции до 40% с апреля. Речь идет о ведущих брендах на рынке: кофе Nescafe, какао Nesquik, детском питании, готовых завтраках и шоколаде — их развивает первый производитель, а также марках Dove, Rexona, Camay и других, которые продвигает второй. Об этом сказано в документах компаний, с которыми ознакомились «Известия». Ранее о сопоставимом подорожании заявили Coca-Cola, PepsiCo, P&G. В марте торговые сети уже меняли свои ценники, в некоторых случаях повышения были значительными. В Торгово-промышленной палате призывают направить адресную государственную поддержку наименее защищенным гражданам.
Апрельское обновление
Nestle уведомила партнеров о повышении цен с 1 апреля. Торговые сети получили такую информацию от производителя 15 марта, «Известия» ознакомились с документом. Так, стоимость кофе и кофейных напитков Nescafe вырастет до 40%, брендов Dolce Gusto и Starbucks — до 30%, детского питания (Gerber, Nan Optipro, Nestogen) до 20–30%, какао и напитков Nesquik — от 20% до 25%. Плюс к этому производитель предлагает повысить цену готовых завтраков (Cini Minis, Fitness, Kosmostars) — от 20% до 30%, повышение до 25% коснется и всей шоколадной продукции.
В письме ритейлерам изготовитель уточнил, что в марте 2022 года столкнулся с серьезным изменением рыночной ситуации, логистическими сложностями при поставках продукции, сырья, упаковки, роста их стоимости. Компания указала: до сих пор сохраняется риск перебоев при исполнении заказов. Хотя производитель уже принимает меры по восстановлению цепочек поставок, решает сложности, которые возникают с доступностью продукции для продажи.
Среди факторов, которые также влияют на себестоимость продуктов, Nestle указала ослабление рубля за первые недели марта до исторических минимумов. С 1 января по 15 марта курс рубля снизился более чем на 50% по отношению к основным иностранным валютам, отметила Nestle.
С 1 апреля также увеличится стоимость пищевой и косметической продукции, бытовой химии и мороженого, сообщил один из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии — компания Unilever. Диапазон подорожания — от 10 до 45%, сказано в документе производителя. О каких конкретно брендах идет речь не указано, в РФ изготовитель развивает Dove, Rexona, Camay и др.
Компания отметила, что вынуждена увеличить стоимость товаров из-за многих факторов — например, динамики изменения валютного курса, роста затрат на логистические операции, сырье и упаковку, изменение макроэкономической ситуации. Производитель также подчеркнул, что ситуация развивается в условиях ограничений, которые введены зарубежными странами в отношении РФ.
«Известия» направили в крупнейшие торговые сети запросы о том, будут ли они пересматривать стоимость продукции. В Х5 Group, «Магните», «Ашане», «Окей», Metro cash & carry на момент публикации материала не ответили. В правительстве и Минпромторге вопросы «Известий»переадресовали в Минсельхоз.
— На издержки предприятий значительное влияние также оказывают валютные колебания на импортное сырье и перестройка традиционных логистических маршрутов, — подтвердили «Известиям» в Минсельхозе. — В настоящее время сложности с логистикой компании решают за счет оперативного изменения каналов поставок или переориентации на альтернативных поставщиков.
В ведомстве также отметили, что направили в Минэкономразвития предложения о временном обнулении импортных пошлин на ряд ингредиентов для производства шоколада и детского питания.
Вслед за инфляцией
Рост себестоимости импортной части сырья, логистики, упаковки по всем категориям — колоссальный, сказал «Известиям» зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет крупных отечественных производителей) Дмитрий Леонов.
— При этом у международных поставщиков сети принимают цены оперативно, а отечественные компании работают себе в убыток, обеспечивая население продуктами питания. В результате отгрузки скоро буду проводить только тем сетям, которые примут изменения цен хотя бы до себестоимости, сократят величину отсрочки за поставленную продукцию и отменят все штрафы и бонусные выплаты в их адрес, — полагает он.
Повышение отпускных цен, о которых заявляют крупные производители, по сути — отражение объективных процессов, объяснил «Известиям» председатель совета Торгово-промышленной палате (ТПП) по развитию потребительского рынка Александр Борисов. Он уточнил, что подорожания на 20–30% происходят на фоне значительно роста ключевой ставки. Она повышена до 20%, эксперты предполагают, что такой же будет и инфляция к концу 2022 года.
Чуть выше стоит ожидать продуктовую инфляцию — до 25%, добавил Александр Борисов. А это значит, что подорожание, о котором заявили изготовители, находится примерно на таком же уровне, добавил он.
— В этих условиях нуждающиеся граждане становятся максимально уязвимыми. В ТПП уверены, что эта категория россиян нуждается в адресной поддержке со стороны государства, — сказал эксперт. — Президент уже заявил о помощи семьям с детьми, но, возможно, около трети из них нуждающимися не являются. То есть пока в РФ не работает принцип адресности, хотя он актуален сейчас.
Эксперт отметил, что в США есть механизм проверки нуждающихся людей, например контролер может посмотреть их холодильник. В том числе этот подход помогает властям выделять малообеспеченных граждан.
До этого торговые сети получили уведомление о подорожании с апреля продукции от Coca-Cola, PepsiCo и Procter & Gamble до 40%. Рост отпускных цен ожидается с конца марта — начала апреля, заявил «Известиям» производитель напитков и снеков PepsiCo и изготовитель молочной продукции «Вимм-Билль-Данн». Все товары брендов могут в среднем подорожать на 19% и 13,7% соответственно.