Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Количество жертв взрыва в иранском порту Бендер-Аббас выросло до 14 человек
Мир
Трамп потребовал бесплатного прохода через Панамский канал для кораблей США
Мир
США и Иран выявили общее стремление к достижению соглашения на переговорах в Омане
Мир
Число пострадавших при взрыве в порту на юге Ирана превысило 700 человек
Армия
Путин поздравил и поблагодарил бойцов ВС РФ за полный разгром ВСУ в Курской области
Мир
Шесть человек числятся пропавшими без вести после взрыва в порту в Иране
Мир
В Швейцарии заявили о желании чиновников ЕС отставки фон дер Ляйен
Мир
Карни указал на предательство Трампа из-за торговой войны против Канады
Спорт
ЦСКА обыграл «Спартак» в матче 26-го тура чемпионата России по футболу
Мир
В Совфеде указали на вечную зависимость ФРГ от США
Спорт
ХК «Тампа» Кучерова одержал победу над «Флоридой» в серии плей-офф НХЛ
Общество
В СК займутся расследованием преступлений ВСУ против мирных жителей в Дзержинске
Мир
В нескольких городах Германии прошли акции против поддержки Украины
Мир
США рассмотрят возможность отмены санкций против АЭС «Пакш-2» в Венгрии
Мир
Международная акция «Сад памяти» прошла в австралийском Сиднее
Спорт
Сборная России заняла первое место в медальном зачете чемпионата Европы по дзюдо
Мир
Bloomberg узнало о сокращении США помощи Киеву в сфере кибербезопасности

Подрыв безопасности

Военный историк Мирослав Морозов — о рисках, которые несут дрейфующие в Черном море украинские мины
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Генеральный штаб Вооруженных сил Украины 2 марта заявил, что ВМС страны закрывают судоходство в северо-западном районе Черного моря. Какие конкретно шаги под этим подразумевались, стало ясно вечером следующего дня, когда вследствие подводного взрыва в 16 милях от Одессы затонул эстонский сухогруз Helt. Два члена экипажа судна были найдены в море на спасательном плоту, четверо других пропали без вести. Фактически единственной версией причины гибели сухогруза с самого начала фигурировал подрыв на мине. Причем выставленной кораблями ВМС Украины, поскольку засорение минами акватории Черного моря господствующему на нем ВМФ России совершенно невыгодно.

Окончательную ясность в вопрос внесли прибрежное предупреждение № 116 Черноморского флота России от 18 марта 2022 года и сделанное на его основе на следующий день заявление ФСБ РФ.

Согласно обнародованным данным, украинский флот выставил в северо-западном районе Черного моря на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный 420 мин типа ЯМ (якорная мина) и ЯРМ (якорная речная мина). Первая была принята на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1943 года, вторая — вскоре после окончания войны. Обе мины удерживаются ниже уровня поверхности в определенном месте за счет лежащего на дне якоря, с которым соединены специальным тросом — минрепом. Обе мины давно сняты с вооружения ВМФ РФ, их производство прекращено много десятилетий назад.

Казалось бы, ВМС Украины имеют право принимать любые меры для защиты своего побережья от возможного российского десанта, но на самом деле при этом должны соблюдаться международные правила, определенные Гаагской конвенцией 1907 года. Ее составной частью является «Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин». Второй пункт первой статьи конвенции прямо запрещает «ставить закрепленные на якорях, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов». Обрыв минрепа — наиболее распространенный случай выхода якорной мины из строя, и взрыв фактически остается лишь вопросом времени. Происходит это вследствие того, что, пока мина стоит на якоре, минреп подвергается воздействию волн и механически изнашивается. На случай его обрыва морские мины должны оснащаться специальными клапанами затопления, но на малых и речных минах такие клапаны не были предусмотрены изначально.

Ситуация усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, толщина минрепа мин типа ЯРМ рассчитана на спокойные реки, а не на море с его течениями и волнами. Во-вторых, в середине марта на Черном море прошел сильный шторм, что не могло не привести к обрыву десятков, а возможно, и сотен минрепов и превращению соответствующего числа мин в дрейфующие по всей акватории западной части Черного моря.

К чему могут привести подобные шаги, можно рассмотреть на примере советских минных постановок в Тихом океане в районе Владивостока летом — осенью 1941 года. В июне-июле, когда нападение Японии на советский Дальний Восток считалось вполне вероятным, на подходах к Владивостоку было выставлено 6385 советских морских мин различных типов, которые в большинстве своем не были оборудованы клапанами затопления. С началом осенних штормов большое количество мин было сорвано с якорей и начало дрейфовать в южную часть Японского моря. 18 сентября 1941-го японское правительство заявило протест СССР по поводу появления в японских водах советских плавающих мин, на которых одно японское судно подорвалось.

В октябре 1941 года в Японском море на плавающей мине подорвался советский пароход «Туркмен». С 1 ноября японские радиостанции и транспорты начали сообщать об обнаруженных плавающих минах в разных районах Японского моря, у побережья о. Сахалин и Кореи. 4 ноября в 50 милях южнее Сейсина подорвался и затонул японский пароход «Кехи Мару», вместе с которым погиб и пропал без вести 131 человек из 510 находившихся на борту. На следующий день после трагедии «Кехи Мару» заместитель министра иностранных дел Японии выступил с заявлением, в котором прямо заявил об ответственности Советского Союза за гибель судна. В заключение он потребовал «возмещения всех убытков и отмены опасных для мореплавания зон». Вскоре в противоположной части Японского моря, у западного побережья острова Хоккайдо, от подводного взрыва погибло судно «Такуен Мару» с 22 моряками.

О том, насколько сильно разряжались советские оборонительные минные поля, говорит хотя бы тот факт, что с 13 июля 1941-го до 1 августа 1943-го в море было обнаружено более 1,3 тыс. плавающих мин, и это при том, что подавляющее большинство их наверняка осталось незамеченным. Тогда, в 1941-м, советское правительство отказалось признать свою ответственность за минные постановки и гибель японских судов, что отчасти объясняет последующие враждебные действия Японии по отношению к советским судам в ходе войны в Тихом океане. Сейчас же можно только надеяться на то, что украинские плавающие мины, борьба с которыми в данный момент осуществляется лишь кораблями ВМФ России, не станут причиной гибели нейтральных судов, в том числе и тех стран Евросоюза, которые поддержали Украину в ее конфликте с Россией.

Автор — военный историк и писатель, кандидат исторических наук, полковник запаса, автор книг по военно-исторической тематике

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир