
Переобуться на ходу: наступает время летней резины

Для автомобилистов весна начинается не в момент смены очередного листка на календаре, а в те дни, когда среднесуточная температура уверенно превышает ноль и снег начинает стремительно таять. Именно тогда наступает горячий сезон массовой смены шин, сопровождаемый ажиотажем в шиномонтажных мастерских и магазинах. В этом году многие автовладельцы нервничают из-за слухов о существенном подорожании покрышек, а также об их тотальном дефиците. Действительно ли нас ждут проблемы с «переобувкой» авто и как вообще правильно менять шины, выяснили «Известия».
Где и почем купить шины
Цены на летнюю резину, как и на автозапчасти, по подсчетам экспертов, выросли минимум на 25–30%. Популярную Cordiant Comfort 2 в распространенном «народном» размере 195/65 R15 можно приобрести за 4,9 тыс. рублей. А корейская Hankook Optimo Kinergy Eco2 в том же размере, которая еще год назад считалась бюджетной моделью, сейчас стоит в продаже по 7360 за одно колесо.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что ситуация еще усугубится. «Резину надо было покупать вчера, а еще лучше — месяц назад, — утверждает эксперт. — Дефицит начался еще во время ковидного кризиса из-за разрывов в цепочках поставок, а сейчас, когда крупнейшие предприятия в России приостановили работу, он будет только нарастать — как минимум в ближайшие два-три месяца. Надежда только на то, что будут налажены поставки б/у резины из Европы».
Где и как установить шины
В отличие от продавцов шиномонтажи радуют клиентов, готовясь, как обычно в сезон, работать с утра до ночи, и уже сейчас рекомендуют записываться заранее, чтобы не стоять в очередях. По словам мастеров, число предзаказов в этом году особо не изменилось по сравнению с прошлым годом и снижения числа клиентов они не ожидают. При этом шиномонтаж остался одной из немногих услуг, цены на которую сохраняются практически неизменными по сравнению с прошлым годом. Это касается как стационарных, так и мобильных мастерских. Так, в столичном мобильном шиномонтаже замена резины обойдется в среднем в 2,6 тыс. рублей, в зависимости от радиуса и удаленности клиента.
Чем отличаются зимние шины от летних
Прежде всего, зимние покрышки от летних отличаются химическим составом. Применяемые при их производстве разновидности резины по-разному реагируют на температуру: зимняя резина мягче летней, поэтому на морозе она не твердеет, сохраняя эластичность и обеспечивая хорошее сцепление с дорогой. Летняя резина, напротив, наилучшим образом сцепляется с асфальтом при устойчивой положительной температуре.
Второе отличие — рисунок протектора: на зимних покрышках он более глубокий, в среднем от 9 до 11 мм, на летних его глубина заметно меньше, в пределах 8 мм. Правда, тут возможны варианты: к примеру, летняя резина для движения по грязи и бездорожью хотя и совершенно не подходит по своим температурным характеристикам для поездок в мороз, имеет протектор зачастую даже более глубокий, чем на зимних шинах. Это создает серьезные проблемы для тех, кто в надежде сэкономить покупает бывшие в употреблении шины с рук.
Наличие шипов однозначно свидетельствуют о том, что шины предназначены для зимней езды, но ведь зимняя резина бывает и нешипованной. Как отличить ее от летней грязевой? Для этого есть несколько способо,: во-первых, по значкам на боковинах: у зимних шин там можно найти рисунок снежинки, буквы W (Winter) или MS, у летней — только буквенное обозначение, чаще всего — HP (Highway Performance). Кроме того, у летних шин совсем нет ламелей — мелких волосяных прорезей на блоках, и мелких резиновых ворсинок по всей поверхности покрышки.
Когда следует менять шины
Единой даты смены зимней резины на летнюю не существует, поскольку ситуация существенно различается в зависимости от климата в регионах. Автомобилисты ориентируются на сход с дороги снега и льда, устойчивую положительную температуру не только днем, но и ночью, наконец, постоянно сухой асфальт. Между тем существует четкий показатель, позволяющий сделать вывод о том, что пришла пора менять колеса.
Эксперты однозначно рекомендуют брать за точку отсчета температуру +7 ºС. При более высоких температурах зимняя резина хуже тормозит и быстрее изнашивается, а при более низких летние шины начинают стремительно терять эластичность, а значит, и сцепление с дорогой. Впрочем, необязательно совсем уж пристально следить за градусником: достаточно будет того, что снег сошел, дороги стали стабильно сухими и нет ночных заморозков, а значит, и утреннего гололеда.
Оштрафуют ли летом за зимнюю резину
В 2021 году инициативная группа законодателей попыталась внести дополнения в требования по допуску автотранспортных средств, перечисленные в ПДД. Они должны были вступить в силу в июне 2021 года и запрещали передвижение на зимней шипованной резине в летние месяцы под угрозой штрафа. Однако приняты они так и не были. «Эти дополнения не удалось провести из-за регуляторных норм, которые не позволяют вносить точечные изменения в ПДД, — говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Так что на сегодняшний день действующие правила дорожного движения такой нормы не содержат».
Правда, иногда инспекторы ГИБДД пытаются выдать желаемое за действительное и штрафовать автомобилистов за движение на шипах в летние и даже весенние месяцы. Это незаконно, и водитель имеет право не только отказаться платить штраф, но и пожаловаться на инспектора в службу собственной безопасности. А вот штрафы за недостаточную глубину и неединообразный рисунок протектора на всех колесах вполне реальны. Поэтому при подготовке к смене шин обратите на эти детали внимание.
Как подготовить резину к установке
Новые шины можно ставить на колеса сразу же, в вот старая резина после хранения требует проверки. Для начала проверьте остаточную глубину протектора: по требованиям ПДД, она должна быть не меньше 4 мм для зимней резины и не менее 1,6 мм для летних. Измерить глубину протектора можно как специальным инструментом, имеющимся в каждой автомастерской, так и обычным штангенциркулем. К слову, инспектор ГИБДД также имеет право проделать эту несложную процедуру и, в случае если шины не соответствуют требованиям, наложить штраф в 500 рублей.
Шины должны иметь одинаковый рисунок протектора и степень износа на всех четырех колесах, иначе их тормозные качества ухудшатся. Если шины хранились на дисках и за время хранения одна или несколько сдулись, проверьте их потщательнее: наверняка где-то есть незаметный прокол или трещина, из-за которой покрышка не держит давление.
На что обратить внимание во время «переобувки»
Перед установкой мастер должен тщательно очистить шины и диски от грязи, а поменяв резину, произвести балансировку колес. Она необходима, даже если колеса зимой хранились в сборе: ведь за прошедшее время установленные ранее грузики могли выпасть или сдвинуться с места. Некоторые покрышки более требовательны к установке: так, у шин с асимметричным рисунком протектора на боковине обязательно должна быть надпись OUTSIDE, которая должна оказаться с внешней стороны колеса. А на шины с направленным рисунком наносится стрелка, указывающая направление вращения колеса, и это указание необходимо четко соблюдать. Если у вас на колесах установлены датчики давления, предупредите об этом мастера, чтобы недешевые датчики случайно не повредили во время установки.