Тет-а-нейтралитет: какой статус Украины обсуждают Москва и Киев
Москва и Киев постепенно выходят на компромиссное соглашение. С такими заявлениями 16 марта выступили представители сторон. Приоритеты РФ — демилитаризация Украины, ее нейтральный статус и отсутствие угроз для России; цели Украины — прекращение огня, вывод российских войск и дальнейшие гарантии ее безопасности. Наиболее проблемным местом остаются вопросы о Крыме и независимости частично признанных республик Донбасса. Переговоры продолжаются. Параллельно с этим стало известно об исключении России из Совета Европы — с 16 марта Москва больше не входит в организацию, на выход из которой она ранее подала заявку.
Сложно, но возможно
Москва и Киев продолжают прямые переговоры по урегулированию на Украине. Их четвертый раунд проходит по видеосвязи и длится уже третий день. За это время стороны дважды брали технический перерыв — тогда свою работу выполняли специальные подгруппы.
Стороны не скрывают: процесс идет нелегко. Вечером 15 марта участник украинской делегации, советник главы офиса президента Михаил Подоляк в Twitter охарактеризовал его как «очень трудный и вязкий». «Имеются принципиальные противоречия. Но простор для компромисса точно есть», — вместе с тем подчеркнул он.
Глава российской делегации, советник президента Владимир Мединский утром 16 марта выступил примерно с такой же оценкой. «Переговоры идут тяжело, медленно, и, конечно, нам бы хотелось, чтобы это происходило гораздо быстрее, — сказал он журналистам. — <…> Мне кажется, что главная задача переговорной группы заключается в том, чтобы среди огромного количества сложных вопросов находить те, по которым можно найти согласие».
По словам Владимира Мединского, у России в этих переговорах следующие цели: «достижение мира на земле Украины, мирное, нейтральное, дружеское по отношению к нам государство, которое не является плацдармом НАТО, которое не является форпостом тех сил, которые хотят нанести вред нашей стране».
Если раньше о ходе переговоров публично информировала в основном украинская делегация, то теперь новые вводные начала представлять российская сторона. Ключевое слово в ее заявлениях — нейтралитет. Накануне глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что цель переговоров — «нейтральный военный статус Украины в контексте гарантий безопасности для всех участников этого процесса»; демилитаризация страны, «чтобы с ее территории никогда не исходило никаких угроз Российской Федерации»; «прекращение политики нацификации», которое подразумевает «отмену всех дискриминационных ограничений, наложенных на русский язык, образование, культуру и СМИ».
Как сообщил 16 марта Владимир Мединский, «Украина предлагает австрийский, шведский вариант нейтрального демилитаризованного государства», у которого есть свои армия и военно-морские силы. Вслед за этим с заявлением выступил представитель Кремля Дмитрий Песков: по его словам, этот вариант действительно обсуждается, его можно рассматривать «как определенный компромисс».
Михаил Подоляк, комментируя эти заявления, сказал, что модель нейтралитета «может быть только «украинской» и только с юридически выверенными гарантиями безопасности». При этом информацию о том, что какие-то варианты нейтралитета обсуждались, Михаил Подоляк не опроверг.
Каждый нейтралитет индивидуален
По оценке экспертов, когда речь заходит о нейтральном статусе, к каждой отдельной стране применяются индивидуальные параметры.
— Допустим, нейтралитет Австрии и Финляндии определился по итогам Второй мировой войны. Нейтралитет Швейцарии — это многовековая традиция, обусловленная географическим положением страны и многообразием ее населения и культуры. Нейтралитет Швеции — это сознательный выбор страны, сделанный после попыток выстроить Балтийскую империю, которые закончились полным истощением ресурсов, — пояснил «Известиям» главный редактор аналитического портала RuBaltic.ru Александр Носович.
О том, что каждая модель индивидуальна, говорит и глава отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер.
— Нейтралитет — это не просто отдельное слово, это часть истории страны. В Австрии в середине 1950-х годов был предложен фактически швейцарский вариант. Он включает невступление в военные блоки, неразмещение у себя иностранных вооруженных сил и неучастие в конфликтах, — напомнил «Известиям» эксперт. — Австрия этот нейтралитет признала добровольно, хотя было множество контактов на этот счет и с СССР. При этом страна не отказалась от участия в других блоках — в частности, в ЕС. Более того, когда она вступала туда в 1995 году, она внесла в свою Конституцию пункт, согласно которому Австрия не уклоняется от акций ЕС (в том числе и от санкций).
По данным СМИ, к 16 марта Россия и Украина добились «значительного прогресса»: газета The Financial Times (FT) со ссылкой на три источника, вовлеченные в переговоры, сообщила, что стороны сформулировали соглашение из 15 пунктов. По информации издания, они предполагают, в частности, вывод российских войск с территории Украины, занятой после начала военной операции 24 февраля; отказ Киева от стремления в НАТО и неразмещение иностранных военных баз и вооружений; при этом допускается сохранение у Украины ограниченных вооруженных сил.
Наиболее проблемным, пишет газета, остается территориальный вопрос — признание Крыма российским и согласие на независимость частично признанных Донецкой и Луганской народных республик. Эти темы Владимир Мединский называл ключевыми.
В Кремле информацию о соглашении не опровергли, сказав, что раскрывать договоренности сейчас считают преждевременным. Руководство Украины, в свою очередь, заявило о подготовке документов, которые лягут в основу российско-украинского саммита. По словам Михаила Подоляка, встреча президентов и подписание документов «могут случиться скоро». Комментируя материал FT, украинский представитель подтвердил следующие пункты: «прекращение огня, вывод российских войск и гарантии безопасности от ряда государств».
Исключили или ушла?
В этот же день Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) исключил Россию из организации. Это решение стало неожиданным хотя бы потому, что обсудить ее дальнейшее участие комитет должен был 17 марта.
Накануне, 15 марта, исключить Москву из совета КМСЕ рекомендовала Парламентская ассамблея (ПАСЕ), приняв соответствующий доклад. Параллельно с этим российская сторона передала генсекретарю организации уведомление о том, что она покидает Совет Европы сама.
Она сделала это в соответствии со ст. 7 Устава СЕ — исходя из нее, если уведомление направлено в первые три месяца финансового года, то членство прекращается к его завершению, то есть 31 декабря 2022-го. Дипломаты в постпредстве РФ при организации получили от Сергея Лаврова уведомление о том, что их командировка заканчивается именно в этот срок.
Но решение КМСЕ 16 марта, принятое исходя из ст. 8 Устава, немедленно исключить Россию из совета российское намерение перекрыло: с этого дня после 26 лет участия в организации Москва в нее больше не входит.
Возникает вопрос, что в таком случае будет с Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ), которая лежит в основе работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Выход России из совета предполагает, что ее парламент должен денонсировать федеральный закон 1998 года «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». Должна ли эта внутренняя процедура проводиться теперь?
— Это вопрос открытый. Конвенция была ратифицирована федеральным законом, то есть юридическая техника требует, чтобы судьба закона была решена, — пояснил «Известиям» руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. — Сделать это можно именно процедурой денонсации, то есть тем же путем внесенный и принятый законопроект. Но работать для жителей России конвенция перестала с сегодняшнего дня.
Это значит, что теперь россияне не могут подавать свои жалобы в ЕСПЧ. На сайте суда сообщается, что он решил приостановить рассмотрение всех исков против РФ. В своем Telegram-канале Павел Чиков отмечает, что кроме этого суда есть другие международные площадки — в рамках ООН, которые могут рассматривать иски граждан РФ. В их числе Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по ликвидации расовой дискриминации.
«Критерии для обращения в целом аналогичны требованиям к жалобам в ЕСПЧ. Срок для обращений в органы ООН существенно длиннее (до пяти лет), а отправлять обращения можно электронной почтой», — отмечает юрист. При этом указанные выше комитеты не присуждают компенсацию — это решение зависит от российских судов, уточняет он.