Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что связывает сады Боболи с Достоевским, как лучше развесить полотна великих мастеров и возможно ли найти в Италии неизвестное доселе полотно одного из великих русских живописцев. Об этом, а также об обновлении фондов, итальянском наследии Демидовых, NFT, недоступном для рядовых посетителей, директор галереи Уффици Айке Шмидт рассказал «Известиям» после открытия в Палаццо Питти Музея русской иконы.

Всё началось с Медичи

— Как возникла идея открыть Музей русской иконы, в котором представлены 78 уникальных экспонатов конца XVI – середины XVIII века?

Галерея Уффици располагает самым большим собранием русских икон на Западе. Первые из них попали в коллекцию Медичи в конце XVI века — почти наверняка, это были дипломатические дары. Затем ее пополнили многие другие иконы, которые привезли во Флоренцию из России в первую половину XVIII века. В 1761 году впервые была проведена инвентаризация икон, что свидетельствует о большом интересе флорентийских герцогов к русской культуре, искусству и религии. Нашу коллекцию отличает от собраний других музеев то, что иконы в основном среднего и малого размера. Путешественники брали их с собой в дорогу, в том числе когда отправлялись в Италию. Большинство из них написано в традиционной манере, но в некоторых видно влияние итальянского искусства.

Я хотел бы сказать еще о двух моментах в истории Палаццо Питти, связанных с Россией. В 1860-е годы Федор Достоевский жил во Флоренции в доме напротив нашего здания (на доме установлена мемориальная доска. — «Известия»), он заканчивал тогда роман «Идиот». Писатель посещал Палаццо Питти, гулял почти каждый день в прилегающих к нему садах Боболи.

Наконец, в Питти находятся некоторые произведения искусства, переданные семьей Демидовых, они в XIX столетии владели во Флоренции дворцом и загородной резиденцией. В Палатинской галерее Питти находится портрет Анатолия Демидова (кисти Карла Брюллова. — «Известия»). Это еще одно подтверждение тесных исторических и культурных связей, которые на протяжении нескольких веков связывают Россию и Италию.

Экспозиция Музея русских икон в галереи Уффици

Фото: Галерея Уффици

— От пандемии сильно пострадали музеи всего мира. Сегодня худшие времена позади?

— Мы все на это надеемся. Последний локдаун в Италии завершился в апреле прошлого года. К нам постепенно возвращается публика, хотя ее не так много, как в допандемийные времена. Во время эпидемии мы внимательно изучили, что в Уффици работает хорошо, а что не очень. Проблема всей Флоренции заключается в огромном наплыве туристов во время высокого сезона. Поэтому мы разработали проект Uffizi Diffusi («Распространение Уффици»).

Его цель заключается в том, чтобы некоторые произведения нашей коллекции, прежде всего находящиеся в запасниках, предоставить небольшим музеям маленьких городков Тосканы. Они заинтересуют как туристов, так и местных жителей. Мы выбираем картины, которые непосредственно связаны с местной историей. Скажем, в том городке родился сам художник, или он изобразил его вид, или работа была изначально написана для местной церкви. Таким образом итальянские и иностранные туристы смогут лучше познакомиться с красотами, достопримечательностями и искусством всей Тосканы.

Революция для Микеланджело

— «Айке Шмидт совершает революцию в Уффици», — объявила недавно французская газета Les Echos. Глава Ассоциации «Друзья Уффици» Лиза Мэри Браун утверждает, что вы возрождаете знаменитый музей, посвященный Ренессансу. В чем суть ваших преобразований?

— Уффици занимается сейчас своей реновацией. Многие бывшие офисные помещения и хранилища мы переделываем для выставочных пространств. Но это не революция, а скорее эволюция. «Революцией» можно считать то, что мы экспонируем картины с применением новейших достижений. Я имею в виду не цифровые технологии, а использование антибликового стекла для специальных рам, с помощью которых внутри ее поддерживается постоянные температура и уровень влажности. Такие стекла позволяют публике рассматривать картины с близкого расстояния (не активируя при этом сигнализацию. — «Известия»).

Кроме того, мы полностью поменяли развеску полотен великих мастеров — от раннего до позднего Ренессанса: Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело и других. Мы продолжаем эту работу и сейчас готовим 14 новых залов, где покажем автопортреты.

Это особая часть коллекции Уффици, которая включает работы русских художников. Она оставалась в основном неизвестной, потому что главным образом хранилась в запасниках и лишь некоторые демонстрировались в коридоре Вазари (соединяет через реку Арно два флорентийских Палаццо: Веккьо и Питти. — «Известия»), а он был доступен лишь немногим.

В меню — Караваджо и Веласкес

— Насколько я понимаю, вы стремитесь объединить в своих стенах старых мастеров и современное искусство. Но публика идет в Уффици восхищаться Тицианом и Караваджо, а не современными артефактами и инсталляциями?

— Мы ни в коей мере не мешаем тем, кто приходит смотреть только великие шедевры минувших веков, но хотим, чтобы у них одновременно появилась возможность увидеть и что-то другое. Открывая Уффици для современных художников, мы тщательно подходим к этому эксперименту. Речи не идет о создании специальных галерей для «контемпорари арт». Мы хотим показать, что современные живописцы часто черпают вдохновение у старых мастеров. Это сразу понять трудно и требует внимательного подхода. Наименее интересная форма заимствования — простое копирование искусства прошлого. А вот, скажем, абстракционисты переводят классические картины и скульптуры на совершенно другой изобразительный язык.

— Другой ваш популярный проект — Uffizi da mangiare( «Уффици на блюде»). Кулинарные кудесники Тосканы находят гастрономические темы в полотнах Караваджо, Веласкеса, Креспи, де Кирико и на их основе создают собственные шедевры?

— В этом проекте все рецепты заимствованы из картин Уффици. Вы можете посмотреть гастрономический перформанс на нашем веб-сайте в исполнении лучших кулинаров Тосканы. Вы можете у них учиться и во время застолья с семьей и с друзьями обсуждать искусство и гастрономию, а это неисчерпаемый сюжет для живописи.

— Британец Эндлесс стал первым стрит-художником, который преподнес Уффици свой автопортрет. Вы приняли его работу. А если русский авангардист предложит Уффици в дар свою картину, она пополнит вашу коллекцию?

— Мы всегда рады получать такие дары, но просим художников присылать вначале не сами картины, а их фотографии. Мы обсуждаем каждую работу на заседании комитета экспертов и решаем, принимать ее или нет. Заранее предупреждаю: отбор у нас очень строгий и за редким исключением мы почти всегда отказываемся. Наше собрание автопортретов имеет трехсотлетнюю историю, в нее вошли только самые выдающиеся произведения в этом жанре. У нас уже есть больше 20 автопортретов русских художников XIX и ХХ веков, и мы рассматриваем возможность пополнить коллекцию другими автопортретами.

Шагал

Автопортрет Шагала в галерее Уффици

Фото: Галерея Уффици

«Ищем работы русских живописцев»

— Среди русских автопортретов — Кипренский, Айвазовский, Кустодиев, Шагал и наш современник Борис Заборов, который в прошлом году умер в Париже. Не считая икон и автопортретов, в Уффици нет других русских картин?

— Мы не собираем современное искусство в широком смысле этого слова — у нас нет для этого ни залов, ни хранилищ. Помимо русских икон и автопортретов, у нас есть рисунки ваших художников. Мы бы хотели продолжить их коллекционирование. Хотели бы здесь, в Италии, найти какую-нибудь работу кисти великих русских живописцев XIX – начала ХХ века.

Поскольку очень многие русские художники приезжали в Италию в это время, было бы замечательно обнаружить их произведения. С этой целью мы отслеживаем продажи, но пока безуспешно. В идеале это должна быть работа, которая либо написана в Италии, либо как-то с ней связана.

— Вы продолжаете расширять вашу уникальную коллекцию старых мастеров?

— Несмотря на рост цен на арт-рынке, они нас по-прежнему интересуют. Из новинок я особенно хотел бы отметить два действительно важных приобретения. Это картины друга Микеланджело Даниеле да Вольтерра «Пророк Исайя в пустыне» и «Святое семейство со Святой Варварой», они в течение трех веков после его смерти оставались у потомков художника.

Мы приобрели их недавно, и сейчас они выставлены в Уффици вместе с другими его работами и работами учеников и друзей Микеланджело. Поразительно, что до сих пор в итальянских домах хранятся выдающиеся картины, которые время от времени появляются на рынке. Нам удавалось их приобрести, потому что закон запрещает вывозить их из страны.

— NFT прославленного шедевра Микеланджело «Тондо Дони» с изображением Святого семейства был приобретен у Уффици за $170 тыс. Вы собираетесь выставлять на продажу другие NFT для пополнения музейного бюджета? Эксперты утверждают, что за минувший год NFT почти догнал традиционный рынок, который оценивался примерно в $50 млрд.

Мы оказались первым большим музеем, который продал произведение искусства как NFT немногим более года назад. Вообще это не столь уж новый феномен. Он появился в 2014 году, а мы занялись ими два года спустя и в какой-то степени даже опередили рынок. Мы намерены и дальше идти этим путем. Нашему примеру следуют другие.

В середине февраля нынешнего года венский музей Бельведер разделил знаменитую картину Густава Климта на 10 тыс. фрагментов (по цене €1850 каждый. — «Известия») и продал их в качестве NFT. «Невзаимозаменяемые токены» теперь будут присутствовать в «подарочном» фонде музеев. Это перспективное направление. Но едва ли они вытеснят традиционный сувенирный набор типа афиш или открыток, которые мы по-прежнему продаем. Подавляющему большинству людей NFT не по карману.

— Несмотря на беспрецедентный успех NFT, может ли такой большой музей, как Уффици, сегодня выжить без международного туризма?

— С чисто экономической точки зрения — может. В течение двух лет после начала эпидемии в Уффици примерно 80% посетителей были итальянцы, которые в какой-то мере заменили иностранцев. Сегодня туристов из Азии, Латинской и Северной Америки по-прежнему гораздо меньше, чем раньше. С культурной же точки зрения музеи остаются местом встреч разных наций, которые помогают взаимному обогащению. Поэтому нам, конечно, нужны посетители со всего мира. И мы очень надеемся на скорейшее возобновление международных обменов и межконтинентальных путешествий, которые абсолютно необходимы для взаимопонимания и мира.

Директор галереи Уффици Айке Шмидт

Директор галереи Уффици Айке Шмидт

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Блокбастеры уходят, чтобы вернуться

— Каким вам представляется завтрашний день ведущих музеев? Век выставок-блокбастеров миновал? Заканчивается время fast art — стремительного осмотра коллекций? Да здравствует slow art — неторопливое знакомство с произведениями искусства?

Я всегда выступал сторонником slow art. Действительно, понять то или иное произведение можно только без всякой спешки — именно на это сориентирован и наш проект Uffizi Diffusi. Такой подход помогает в полной мере наслаждаться искусством. Те, кому посчастливилось иметь дома настоящую живопись, знают, какое она приносит наслаждение. Одни и те же картины на протяжении десятилетий доставляют нам ни с чем не сравнимое удовольствие. Искусство и красота неисчерпаемы. Это в первую очередь относится к шедеврам, к которым можно возвращаться в поисках новых смыслов, — всё равно что бесконечно перечитывать великие романы, которыми не перестаешь восхищаться.

Что же касается блокбастеров, то для музеев они прежде всего важны в экономическом плане. В ближайшие годы их будет меньше — после пандемии возможности музеев ограничены. Но интерес к таким выставкам остается, они еще вернутся. Вижу я и позитивный момент. Раньше абсолютно все институции стремились устроить у себя блокбастер. Сейчас же нехватка средств дает импульс творческим поискам. Нам приходится размышлять о другом подходе к проведению выставок — небольших или средних по размеру, предлагающих что-то новое, идти на эксперименты.

— Вы сотрудничаете с русскими музеями?

Со многими из них мы поддерживаем контакты, обсуждаем проекты, которые объявим, когда они будут готовы.

Справка «Известий»

Галерея Уффици — один из старейших музеев мира, основанный в 1581 году. У ее истоков стоял великий герцог Тосканы Козимо I Медичи. Здание галереи возведено в 1560–1580 годы по проекту Джорджо Вазари. Основу музея составили коллекции Медичи. В собрании этого самого посещаемого итальянского музея — работы Джотто, Учелло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Караваджо и многих других великих живописцев.

Читайте также
Прямой эфир