Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Мир
В Сербии задержали угрожавшего взорвать резиденцию президента мужчину
Мир
К протестующим в Сербии присоединилась колонна из 100 тракторов
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Правительство на фоне санкций США и ЕС рассматривает вариант автоматического продления действия сертификатов летной годности иностранных самолетов в России до 1 сентября, выяснили «Известия». Ремонт лайнеров предлагается производить по самостоятельно разработанным отечественными инженерами схемам, без согласования с Boeing и Airbus. Такие меры — единственное условие для продолжения полетов в России, считают эксперты. Но ремонт современных моделей самолетов на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей, считают они.

До осени, считают

Правительство разработало проект постановления о нивелировании последствий санкций Евросоюза на работу гражданской авиации в России. «Известия» ознакомились с его копией. Подлинность документа подтвердили источник, близкий к правительству, и собеседник в одной из авиакомпаний.

— Проект нацелен на поддержание летной годности иностранных судов, которые останутся у наших авиакомпаний, — пояснил один из источников.

Он добавил, что часть иностранных самолетов может остаться в России в случае их национализации, другая часть продолжит летать, так как принадлежит отечественным лизингодателям.

Сегодня российские перевозчики эксплуатируют около 980 пассажирских лайнеров, 750 из них — это Boeing, Airbus, а также Embraer и Bombardier (в меньшем количестве). По данным аналитического агентства IBA, еще около 130 самолетов в коммерческих авиаперевозках — это российские Superjet 100. Чуть более половины отечественного флота — 531 самолет — взяты в лизинг у иностранных компаний, следует из сведений агентства Cirium. Эти суда могут уйти с российского рынка в ближайшее время, так как лессоры уже потребовали практически у всех перевозчиков вернуть машины из-за санкций Евросоюза, сообщили собеседники «Известий» на авиарынке.

Специалисты осуществляют техническое обслуживание самолёта
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Пока идет диалог с лизингодателями по поводу дальнейшей судьбы бортов, которые должны быть им возвращены. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти компромисс, но санкции сформулированы жестко. Вариант выкупа самолетов тоже обсуждался, — сказал «Известиям» источник в одной из авиакомпаний.

Правительство в этих условиях предложило автоматически продлить до 1 сентября действие выданных властями других стран сертификатов летной годности иностранных лайнеров. Эта мера может быть распространена в том числе на самолеты, у которых уже с 1 марта сертификат не действует, следует из проекта постановления кабмина.

В документе указано, что этот шаг вводится «в рамках соглашений, заключенных в соответствии со статьей 83 bis Чикагской конвенции о международной гражданской авиации». Обычно за поддержание летной годности самолетов отвечает страна регистрации воздушных судов. Большая часть парка российских авиакомпаний зарегистрирована на Бермудских островах (Великобритания) и в Ирландии. Но нормы статьи 83 bis допускают передачу государству-эксплуатанту части функций и обязанностей по поддержанию летной годности. У России есть подобные соглашения с Бермудами и Ирландией.

Кроме этого, правительство предлагает признать актуальность действия до 1 сентября последних доступных ревизий эксплуатационно-технической документации (ЭТД) на лайнеры, двигатели и запчасти к ним. Предполагается, что ремонт техники будут производить российские авиаремонтные предприятия (с российским сертификатом по ФАП-285). Им хотят разрешить «самостоятельно разрабатывать схемы ремонта, выходящего за рамки документации от производителей», то есть ремонтировать без одобрения Boeing и Airbus.

Самолет Airbus A320 в ангаре
Фото: РИА Новости/Антон Подгайко

По данным источника в Росавиации, в РФ сегодня около 300 сертифицированных организаций, которые могут заниматься обслуживанием авиатехники. Крупнейшие — «А-Техникс» (входит в группу «Аэрофлот»), S7 Technics (входит в S7 Group), «ТС Техник» (Utair), АТЦ Ural Airlines Technics, а также «Тулпар Техник».

Еще 28 февраля источник «Известий» в одном из перевозчиков сообщал, что Boeing закрыл аккаунты сотрудников российских авиакомпаний на своем портале техподдержки. Позднее и Boeing, и Airbus подтвердили, что из-за санкций им запрещено ремонтировать самолеты в России, и они прекращают осуществлять техподдержку парка РФ.

Чтобы стимулировать регистрацию самолетов в национальном реестре, правительство также предлагает сократить срок ее оформления до пяти дней.

«Известия» направили запросы в Росавиацию, Минтранс и правительство.

Последствия для полетов

Без действующего сертификата летной годности лайнеры не могут подниматься в небо, это основополагающее условие безопасности полетов, напомнил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, разработанные меры позволят продолжить эксплуатировать технику даже в условиях санкций. Но такие рейсы несут большие риски для безопасности полетов, указал эксперт.

— Вопрос в том, как долго эти лайнеры будут летать в условиях невозможности их надлежащего обслуживания со стороны производителей и дефицита расходников, деталей и узлов, которые имеют ресурс и нуждаются в регулярных замене и обслуживании. Насколько бы талантливыми ни были российские инженеры, разрабатывающие схемы обслуживания судов зарубежного производства, в отсутствие оригинальных комплектующих и обслуживания произведенного за рубежом двигателя создаются достаточно высокие риски для его работы и, соответственно, полетов, — считает Илья Жарский.

Он также указал на то, что летную годность продлят и самолетам, у которых действие сертификата уже истекло с 1 марта.

Техник проводит техобслуживание самолета
Фото: РИА Новости/Антон Подгайко

— Это значит, что их безопасность не подтверждена и к полетам могут быть допущены суда, которые в силу износа просто не должны летать. Скорее всего, в нормальных условиях их сертификат был бы попросту не продлен, — отметил эксперт.

Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий согласен, что полеты в такой ситуации станут опаснее.

— На первое время это, конечно, упростит эксплуатацию самолетов в России, но ревизии ЭТД выходят постоянно — раз в месяц или два. В соответствии с ними эксплуатанты должны проверять и обслуживать самолеты, — сказал эксперт.

При этом ремонт современных моделей лайнеров на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей: это летающие компьютеры, и к ним производители доступ никому не давали и не дают, отметил Александр Ланецкий. Поэтому чем старше техника, тем проще ее эксплуатировать, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир