
Культурное волнение: Нетребко споет в Цюрихе, но Большой не приедет в Лондон

Большой театр отменил гастроли в Лондоне. Хореограф Лоран Илер под давлением французского посольства покинул пост худрука в МАМТе. Вместе с тем испанский хореограф Начо Дуато готовит две премьеры в Михайловском театре. А Опера Цюриха не пожелала разрывать контракт с Анной Нетребко. Российские культурные институции продолжают работу — Музей Москвы открывает новую выставку, а Театр Олега Табакова дает благотворительный спектакль в поддержку жителей ДНР и ЛНР. «Известия» оценили, как спецоперация на Украине отразилась на выступлениях наших артистов за рубежом и деятельности в России их иностранных коллег.
Начо и Анна
Знаменитый испанский хореограф Начо Дуато в ближайшее время приступает к подготовке двух премьер в Михайловском театре. Он подтвердил, что прибудет в Санкт-Петербург 15 марта. Об этом рассказал «Известиям» худрук Михайловского театра Владимир Кехман.
— Начо Дуато, испанский хореограф и наш художественный руководитель балета — я с ним только что говорил, и он подтвердил дату. 15 марта прилетает в Санкт-Петербург. Он готовит две премьеры, обе будут выпущены в этом году. Это опера «Кармен» — Дуато впервые будет ставить оперный спектакль. Над сценографией работает Джафар Чалаби, это архитектор и художник из Ирака, живущий в Вене, у них с Дуато уже есть совместные работы. Следующая премьера — балет «Дон Кихот», Дуато выпустит свою оригинальную версию, используя классическую основу. Наш «самый испанский» балет сделаем еще более испанским, — поделился планами Владимир Кехман.
А 9 марта в Опере Цюриха начнутся показы оперы Верди «Макбет», где должна выступать Анна Нетребко. Руководство театра отметило, что не планирует отказываться от контракта с певицей, поскольку с ней заключен двусторонний трудовой договор.
— Для нас как работодателя нет законных оснований спрашивать сотрудников об их политической, религиозной или сексуальной ориентации,— отметили в дирекции театра.
Карнеги-холл отменил Гергиева и Мацуева
Заметным событием стала отмена выступлений дирижера Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева в нью-йоркском Карнеги-холле.
«Пожалуйста, обратите внимание, что Венским филармоническим оркестром вместо Валерия Гергиева будет дирижировать Янник Незе-Сеген. Выступление пианиста Дениса Мацуева также не состоится», — говорится в заявлении на сайте концертного зала.
Представитель Карнеги-холла сообщила The Independent, что изменения в афишу внесли «в связи с недавними событиями в мире». Накануне мэр Милана Джузеппе Сала призвал Гергиева осудить спецоперацию России в Донбассе — в противном случае дирижер больше не сможет сотрудничать с театром «Ла Скала». Там идет «Пиковая дама», которой дирижирует Валерий Гергиев.
Ближайший спектакль, в котором должен участвовать Гергиев, запланирован в миланском театре на 5 марта.
Не останавливать работу
Музей архитектуры 2 марта откроет выставку Валерия Кошлякова DOMUS MAXIMA.
Директор музея Елизавета Лихачёва призывает коллег «не поддаваться ложной этике и не отменять мероприятия в сфере искусства».
— Даже во время самых страшных и тяжелых испытаний искусство было и остается одним из немногих явлений в нашей жизни, которое позволяет не только пережить страшные времена, но и сохранить в себе человека, — отметила она в беседе с Известиями». — Если мы начнем отказываться от искусства, мы окончательно превратимся в животных, потеряем способность говорить друг с другом, и последствия этого будут по-настоящему ужасны. Мы ни в коем случае не должны отказываться от открытий выставок, останавливать работу над новыми проектами.
А Театр Олега Табакова 4 марта представит спектакль «Матросская тишина», весь сбор от которого направит на поддержку жителей ДНР и ЛНР.
Директор Центрального театра кукол имени Сергея Образцова Елена Булукова поддержала инициативу худрука «Табакерки» Владимира Машкова, отметив, что «сегодня нужна действенная и реальная помощь людям, которым сегодня гораздо хуже, чем нам».
— Было бы неплохо, если бы к Владимиру Машкову присоединились как можно больше народу, — поделилась она с «Известиями». — В наших силах сыграть спектакли, и выручку перечислить в фонд помощи, проявить личное участие. Возможно, стоит создать специальный счет. Вклад деятелей культуры в общую гуманитарную историю, он, во-первых, публичный, во-вторых, многим бы показал, что артисты делом готовы помогать.
Дату премьеры объявят позднее
Большой театр отменил гастроли в Лондоне. Впрочем, эти гастроли и не анонсировались, так как из-за пандемии коронавируса не было уверенности в их проведении.
— Гастроли Большого театра в Лондоне организует наш давний партнер Лилиан Хоххаузер, и действительно, шли переговоры о том, чтобы провести их на площадке театра «Ковент-Гарден», хотя официального подписания соглашения не было, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Большого. — Поскольку из-за ограничительных мер по ковиду мы не были уверены в возможности такого турне, мы никогда официально не объявляли об этих гастролях. Очевидно, что в нынешний ситуации становится еще более сложно организовать приезд и выступления нашего коллектива в Великобритании.
Буря в стакане
В этом году Россия не будет участвовать в «Евровидении», сообщили организаторы конкурса. «Решение отражает нашу озабоченность тем, что в свете беспрецедентного кризиса на Украине участие России в этом году дискредитирует конкурс», — говорится в заявлении Европейского вещательного союза.
Певец и композитор Юрий Лоза считает, что отечественная культура ничуть не потеряет от этого решения, поскольку все последние годы артисты, представлявшие нашу страну, работали в традициях западной эстрады и с прицелом на европейскую аудиторию.
— Вы думаете, что Россия как-то это заметит? Я думаю, что не заметит, — сказал артист «Известиям». — Все обсуждения «Евровидения» — буря в стакане воды. Какая из песен, представленных нашими артистами на «Евровидении» за последние 15 лет, осталась в России и греет сердца россиян? Никакая. Потому что эти песни написаны в основном иностранными авторами, исполнялись на иностранном языке, в иностранной одежде, в сценографии, сделанной иностранцами. Наши артисты работали на британскую культуру на этом «Евровидении», популяризировали ее. И если британцы нас выкинули, они только себе сделали хуже.
«Театр во мне»
Римас Туминас уволен с должности худрука Малого театра в Вильнюсе, который сам в свое время и создал. Решение об отставке режиссера с мировым именем дирекция учреждения приняла по требованию министра культуры Литвы Симонаса Кайриса. Должность в Вильнюсе Туминас совмещает с художественным руководством Театром имени Вахтангова.
На сайте Театра имени Вахтангова появилось сообщение Туминаса — он пишет, что театр у него отобрать может только смерть.
— Я строил в себе театр долго, выстроил, и это уже не отнять от меня, не украсть. Театр во мне, театр со мной — вот я. Так что ничто не может у меня его отобрать или уничтожить. Только смерть. Это смерть решает — не министр культуры, не политические деятели, никто — только смерть, — написал Римас Туминас.
По поводу своей должности в Вильнюсе режиссер заметил, что спектаклей он там давно не ставил и был «символическим» художественным руководителем, приглашенным в театр в качестве его основателя.
«Борис» как диалог
Польский фестиваль «Контакт» отменил показ спектакля «Борис» — совместный проект театрального агентства «Арт-Партнер» и Музея Москвы. Режиссер Дмитрий Крымов поставил его по «Борису Годунову» Пушкина.
По мнению продюсера постановки Леонида Робермана, настоящий театр никогда не должен становиться инструментом идеологии.
— Спектакль — это художественное высказывание. Театральное действо вне политики, национальности, вероисповедания, вне политических устройств. И в этом была и есть ценность этого диалога искусства и общества. Не хотелось бы утратить возможность диалога, любой разговор является основой для единения. Не хотелось бы, чтобы мы перестали разговаривать, — подчеркнул он в беседе с журналом «Театрал».
Илер под давлением
Не по своей воле должность худрука покинул Лоран Илер, возглавлявший балетную труппу Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Источник в театре сообщил «Известиям», что решение Илера не было добровольным — его вызвали в посольство Франции и сказали, что если он не уволится, то будет иметь серьезные проблемы на родине. О своем решении он объявил на сборе труппы, рассказали «Известиям» в пресс-службе.
— Я ухожу с грустью, но ситуация не позволяет мне больше спокойно работать, — сказал Илер на прощание.
Редактор отдела культуры «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова считает, что Илер — один из лучших руководителей балетных трупп, не только в Европе, но и в мире. Под его руководством балет МАМТа освоил большой репертуар и лучше всех в России стал танцевать современную хореографию. Долгие годы с момента ухода из жизни Дмитрия Брянцева у труппы не было собственного лица, с приходом Илера оно появилось, считает эксперт.
Лоран Илер, в прошлом этуаль Парижской оперы, стал худруком балетной труппы МАМТа в январе 2017 года. Минувшей осенью его контракт был продлен на три года.