
Вскрытая угроза: в России появились слесари-вымогатели

В России зафиксирован новый вид криминального промысла. Бригады псевдомастеров, приезжая по вызову на ремонт дверного замка, уродуют двери и требуют за свои «старания» абсолютно неадекватные суммы. Тем, кто платить не хочет, намекают на возможные неприятности. Подробности — в материале «Известий».
«Как им откажешь?»
На специализированных интернет-форумах слесарей активно обсуждается появление в столице бригад, на которые жалуются горожане. Несколько похожих друг на друга инцидентов случились на западе Москвы текущей зимой.
— Люди обращаются, чтобы мы переделали работу за некими мастерами, которые «помогли» людям попасть в квартиру. У человека ломается замок, он ищет в Сети специалиста, звонит в организацию (скрины страниц и номера телефонов есть в распоряжении «Известий») — приезжают 3–4 крепких парня и варварским способом разносят замок. Дверь, а иногда и короб — под замену, но не это самое печальное. После оказания услуги с заказчика требуют сумму в десять и более раз выше рыночной цены.
По словам собеседника, прежние договоренности по телефону слесари игнорируют под надуманными предлогами, вроде «смотри, сколько нас тут, мы много времени потратили». Возмущенный клиент, как правило, отказывается платить. Тогда в ход идут угрозы.
— Говорят людям: «мы к тебе вернемся», «чаще оглядывайся», «мы знаем, где ты живешь», «зальем тебе замок клеем». С одной женщины потребовали 30 тыс., у нее не было столько, тогда мастера предложили написать долговую расписку. В итоге москвичка отдала всё, что было, около 20 тыс. рублей. Говорит: «Как им откажешь?»
По словам собеседника, визитеры намекают на свою близость к этническому криминалитету, в разговоре упоминают об оружии. Чаще всего жертвами слесарей-вымогателей становятся женщины старшего и пожилого возраста.
Принцип оставленного подноса
Бытовое вымогательство проникает во все сферы жизни, но скрыто от криминальной статистики из-за своей латентности. Важная отличительная черта любой подобной схемы — навязывание жертве ложного чувства вины. Злоумышленники моделируют ситуацию, распределяют роли и погружают в нее человека. Классический пример — «развод» с оставленным подносом в общепите, рассчитанный в основном на тинейджеров.
В переполненном фуд-корте жертва видит неубранный столик с недопитой колой и выбрасывает ее, предполагая, что предыдущий посетитель просто не убрал за собой второпях. Едва он смахивает картонные обертки и стаканы в урну, как появляется агрессивно настроенная компания и обвиняет жертву, обычно подростка, в том, что он выкинул их недоеденный обед. Вслед за этим следуют угрозы, жертву вынуждают либо накормить всех за свой счет, либо компенсировать «моральный ущерб» в денежной форме.
— В зависимости от фантазии аферистов, сценарии видоизменяются, но принцип остается неизменным — действуют группой лиц, играют на страхах и выставляют потерпевшего или его действия первопричиной конфликта, — объясняет оперативник подразделения по борьбе с имущественными преступлениями. — Эта модель годами работала, только уровень был повыше — вспомните историю с перестрелкой в Elements, там преступники тоже использовали как повод, что их людям якобы недоплатили за работу.
Прикрываются гражданскими отношениями
Тем не менее полиция всё чаще занимается пресечением вымогательства в сфере услуг. В январе за помощью к ярославской полиции обратился местный житель, столкнувшийся с подобной криминальной схемой. Мужчина собирался перевезти мебель из одной квартиры в другую и обратился в сервис по перевозке грузов. Найденные через сайт бесплатных объявлений грузчики, согласившиеся выполнить работу за 8 тыс. рублей, по ходу дела изменили условия и запросили 23 тыс. рублей. Ярославцу угрожали и пытались заставить подписать договор. Конфликт прекратили сотрудники полиции.
Дело не всегда в личных качествах исполнителя — порочна сама система, считает бывший работник сервиса по ремонту стиральных машин.
— Я за свою жизнь отремонтировал много чего, считал себя специалистом, а уж машинки эти знаю как свои пять пальцев. Но продержался в одной столичной фирме всего три месяца. Работодателя не устроил мой средний чек. Этот проклятый «средний чек» сегодня определяет уровень мастерства работника, его пользу в компании. Мне сложно было обманывать людей, рассказывать о несуществующих сопутствующих поломках, менять им исправные детали. А тех, кто врет в глаза, нам, старикам, в пример ставят. В обучающей методичке нам в качестве примера показывали чек одного коллеги — он выехал на замену гофрированного шланга, а объегорил женщину на 18 тыс. рублей. Учитесь, мол, как нужно работать.
По его словам, те, кому деваться некуда, принимают правила игры. Он сообщил, что нередко случаются конфликты с заказчиками из-за денег.
— Диспетчеры на телефоне говорят одно, а на месте мастер должен раскрутить заказчика на всю катушку, не всем клиентам это нравится, — говорит мужчина. — Иногда эмоции зашкаливают и случаются неприятности, вплоть до драк, угроз.
Правовая оценка
Подобные действия при кажущейся безобидности подпадают под ст. 163 УК РФ («Вымогательство»).
Вымогательство, согласно Уголовному кодексу РФ, — это требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
— Чтобы избежать подобных ситуаций, следует оформить всё договором на бумаге, — рассказал «Известиям» Андрей Шугаев, зампредседателя московской коллегии адвокатов «Клишин и партнеры». — Такими видами договоров, согласно ГК РФ, могут выступать договор подряда, договор трудового поручения, агентский договор и масса других, где необходимо зафиксировать объем выполняемых исполнителем работ, сроки выполнения работ, цену вопроса, ответственность сторон за частичное или полное неисполнение условий такого договора. Когда вместо заключения письменного договора стороны на словах договариваются о порядке и условиях выполнения заказанных работ, жди различных неприятностей. Они могут исходить, кстати, не только от исполнителей, но и от заказчиков.
Если же работники действуют по описанным выше сценариям, адвокат рекомендует немедленно обращаться с заявлением в правоохранительные органы и требовать возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования.
Но на практике такое заявление редко заканчивается возбуждением уголовного дела, говорит столичный участковый. Подобных обманщиков и вымогателей сложно привлечь к уголовной ответственности — всё выглядит как гражданско-правовой спор между клиентом и исполнителем заказа.
— Психологическое давление и завуалированные угрозы сложно трактовать как принуждение к передаче имущества, — говорит сотрудник полиции. — Часто словесных угроз недостаточно для наступления ответственности. Но по моему опыту приезд полиции или даже просто звонок в «102» разряжает обстановку. Если человек чувствует себя в опасности, нужно звонить — мы для этого и нужны.