Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пыльная буря «Хамасин» обрушилась на Египет
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
В Москве силовики провели рейды по ночным клубам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Мир
NYP сообщила о разочаровании Белого дома в подходе Уиткоффа к России и Ирану
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп назвал Путина мудрым и хитрым человеком
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Армия
В Курской области нашли телефон украинского боевика с данными по вербовке в ВСУ
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Мир
Келлог заявил о согласии Украины на 22 требования о завершении конфликта с РФ
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате ДТП в Дагестане
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Происшествия
Силы ПВО и средства РЭБ уничтожили дроны в одном из районов Воронежской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Мир
ЕС представит новые торговые предложения переговорщикам США на следующей неделе

Прививка чистотой

Народный артист России Николай Бурляев — о знаковых образах Зинаиды Кириенко
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Тяжело терять друга и соратника, с которым прошел рядом, плечом к плечу, более тридцати лет. С первого нашего кинофорума «Золотой витязь», когда Зинаида Кириенко, одна из немногих, стала рядом с молодым кинофестивалем. Принципиально, по-русски, понимая, что это ее убеждение, ее воззрение. Она — настоящий соратник, пример для абсолютного большинства актеров — как нужно сохранять свое лицо и достоинство, чистоту, готовность к служению самым высоким идеалам.

Конечно, я помню первые ее экранные образы. На них взрастало мое поколение. Очень яркая роль крепостной актрисы Анеты в картине Наума Трахтенберга «Сорока-воровка». Это одна из первых заметных работ Зинаиды Михайловны, которая вышла на экраны в 1958-м. В этом же году зрители увидели картину Сергея Герасимова «Тихий Дон». Пронзительный, мощнейший образ Натальи Мелеховой. Зинаида Михайловна снималась в этой картине еще будучи студенткой ВГИКа. Сергей Апполинариевич и его супруга Тамара Макарова были ее педагогами. Талантливая ученица была достойна роли в кино. Это Герасимов понял еще раньше, пригласив студентку на главную роль в свою короткометражку «Надежда», которую снимали для международного киноальманаха.

А потом ее избрал Сергей Федорович Бондарчук. Неспроста. Режиссер тонко чувствовал суть души актрисы и утвердил ее на главную женскую роль в фильме «Судьба человека». А потом была роль в «Казаках» Василия Пронина, номинанта на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Знаковые образы в фильмах Евгения Матвеева «Судьба», «Любовь земная» и «Любить по-русски – 2». Каждый экранный образ Зинаиды Кириенко — это как глоток чистой воды. Ее женская, русская красота, целомудрие.

Зинаида Михайловна еще была очень неспокойным человеком, с активной жизненной позицией. Мы с ней состояли в правлении Союза кинематографистов России. И она реально присутствовала на каждом кинофоруме. Всегда была в первых рядах, говорила то, что думает, поддерживала только справедливые и полезные для человека категории бытия.

Зинаида Кириенко была неравнодушным, настоящим человеком, патриотом своей страны. Эта «закваска», на которой выросло всё ее поколение. Люди воспитаны в духе любви к своей родине, служению своему народу, культуре. Прививали эти категории с самого детства. Бондарчук, Шукшин, Шолохов, Тарковский и многие другие творцы, это и есть духовная элита России. Очень хочется, чтобы эти принципы стали питательной средой для грядущих поколений, новых художников, патриотов.

И пусть некоторые говорят, что представления о чести и совести архаичны, что их чтут и помнят немногие... Спешу вас разубедить. Если бы вы побывали на наших форумах последних лет в Севастополе, то убедились бы в огромном внимании, любви и притяжении людей абсолютно всех возрастов к «Золотому витязю». Потому что наши мероприятия — не с возрастным ограничением 18+, как кощунственно стали маркировать сейчас культуру, а 0+. Вот таким должно быть искусство.

И когда в кинозалы приходят семьями, родители, бабушки и дедушки не боятся за ранимые души детей на этих сеансах. Они знают, что фильмы не нарушат главных нравственных основ воспитания, заложенных ими. Небывалое притяжение к простому, доброму, вечному. Это то, что сегодня не поддерживается нашим телевидением. Рейтинги ожидают от того, что пошло, грязно, безобразно, что будоражит эмоции, разжигает страсти. Часто мы с Зинаидой Михайловной повторяли слова Гоголя: сейчас идет бой, самый главный бой, бой за душу человека. Зинаида Кириенко была на передовой этой борьбы.

Как говорили сербы в 1914 году, когда их в очередной раз поставили на грань полного уничтожения: «Нам нет спасения. Мы победим!» У нас нет выхода. Мы должны побеждать. Мы в это верим, мы за это боремся и несем этот факел чистоты и правды через тьму нынешнего времени. Именно таких борцов собирал и собирает Международный кинофорум «Золотой витязь». И до последних дней Зинаида Михайловна была его вице-президентом.

Таких людей у нас очень много. Отрадно и то, что к нам присматривается молодежь — делает для нас фильмы, ставит спектакли, пишет пьесы. Приходят новые талантливые люди. Но найти замену Зинаиде Михайловне будет очень сложно. Она останется в благодарной памяти моей как очень верный соратник и талантливейшая актриса. Второй такой Зинаиды Кириенко быть не может. Ее экранные образы будут укреплять души грядущих поколений девушек, будут примером для них. Царствие небесное рабе Божьей Зинаиде. А нам — вечная память о необыкновенном человеке.

Автор — режиссер, народный артист РФ, президент Международного кинофорума «Золотой витязь»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир