Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Рассрочное дело: рынок POS-кредитования вырос на 26% за год

За счет чего увеличивается спрос на этот вид финансовых услуг
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Общий объем рынка POS-кредитования — рассрочки и займов на покупку товаров непосредственно в торговых точках или в онлайн-ритейле — за 2021 год вырос более чем на четверть. Такими оценками с «Известиями» поделились в «Тинькофф Кредит Брокере». В других банках тенденцию подтвердили. Она связана с развитием самого сервиса, а также ростом электронной коммерции на 30% за год: в онлайне активно предлагаются рассрочки и POS-кредиты уже не только на классические покупки (гаджетов и бытовой техники), но и в новых нишах, например на онлайн-курсы, пояснили на рынке. Кроме того, в 2020–2021 годах ставки по займам были более выгодными благодаря низкой ключевой.

К допандемийным вершинам

Рынок рассрочки и POS-кредитования в прошлом году, увеличившись на 26%, достиг 400 млрд рублей, подсчитали в «Тинькофф Кредит Брокере» на основе данных Frank RG. В крупнейших банках подтвердили «Известиям» тенденцию роста рынка POS-кредитования: в «Ренессанс Кредите» объем выдач таких продуктов увеличился на 35% в 2021 году, в МТС Банке — на 66%, а в «Сбере» — в 4,6 раза, до 28,7 млрд. В «Ситилинке» оборот по услугам кредитования увеличился в два раза по сравнению с 2020 годом. Среди кредитных брокеров самую сильную динамику роста показал «Тинькофф Кредит Брокер» — объем выдач рассрочек и POS-кредитов в 2021 году увеличился сразу в три раза — до 53 млрд рублей.

По данным кредитного бюро «Эквифакс», в среднем ежемесячно в 2021 году выдавалось 465 тыс. POS-кредитов на 16,2 млрд рублей. Объем кредитования в этом сегменте вырос в первую очередь за счет увеличения среднего размера займа с 39,5 тыс. рублей до почти 48 тыс., следует из данных сервиса по подбору кредитов кредитного бюро ОКБ «Кредистория». В Почта Банке оценили рост среднего чека более чем на 20%, до 46 тыс. рублей.

Позитивная динамика рынка связана с существенным упрощением и ускорением процесса получения рассрочки и кредита, а также активным ростом электронной коммерции, считает директор по продажам «Тинькофф Кредит Брокера» Максим Иванов: по информации РАЭК, онлайн-продажи выросли на 30% за прошедший год. Иванов подчеркнул, что доля рассрочек и POS-кредитов, выданных «Тинькофф Кредит Брокером» онлайн-бизнесам, в общем объеме выдач выросла до 76%.

Весь рынок вернулся к допандеймийным показателям розничных продаж: восстанавливаются как федеральные сети, так и локальные партнеры, отметил старший вице-президент по развитию каналов продаж и обслуживанию клиентов банка «Ренессанс Кредит» Андраник Захарян. По его словам, для клиентов POS-кредит выгоднее, проще и понятнее, чем другие продукты, например кредитные карты и нецелевые ссуды.

Захарян также обращает внимание на появление совершенно новых способов оплаты, таких как BNPL, которые в будущем могут повлиять на привычки покупателей.

— В 2021 году в РФ некоторыми игроками был реализован новый механизм BNPL (оплата равными долями), доказавший свою эффективность в e-commerce на европейском и некоторых других рынках. Но BNPL пока малоизвестен клиентам в РФ, и до конца неясно, как будет регулироваться, — пояснил Андраник Захарян.

POS-кредиты, в отличие от BNPL, дают возможность покупки более дорогого товара за счет более высокого кредитного лимита и с большим сроком кредитования, а следовательно, с меньшей ежемесячной платой. А вот BNPL-рассрочка, как правило, рассчитана на несколько месяцев, пояснил эксперт.

Сейчас рынок POS-кредитования постепенно восстанавливается после пандемии, констатировал руководитель кластера розничного кредитования МТС Банка Иван Барсов. По его ожиданиям, в 2022 году объемы таких займов будут выше, чем в 2019-м. Эксперт спрогнозировал, что кредитным организациям предстоит бороться за маржинальность: с учетом роста ключевой ставки в два раза в 2021 году, до 8,5%, и сохранения тренда на ее дальнейшее увеличение для игроков будет важно найти баланс по условиям для клиентов и партнеров.

Холодильники и ноутбуки

Наиболее часто потребители приобретают в рассрочку или кредит смартфоны, ноутбуки и телевизоры, холодильники, газовые плиты и стиральные машины, сообщила «Известиям» руководитель группы развития POS-кредитования «Ситилинк» Виктория Малых. Она подтвердила, что на рост рынка POS-займов оказывает влияние развитие e-commerce, цифровизация населения и переход клиентов в онлайн, в том числе из-за пандемии.

— Большим драйвером продаж для клиентов является рассрочка, при этом в классическом POS-кредите она длиннее, чем грейс-период по карте рассрочки или кредитной карте. Однако POS-кредитование имеет определенные недостатки: не все банки полностью поддерживают онлайн-каналы, способны дистанционно подписывать с клиентом документы и предоставлять подобный сервис. Также POS-кредит необходимо каждый раз оформлять заново на новый товар, тогда как карту рассрочки или кредитную карту достаточно однажды получить, чтобы пользоваться ею неограниченное количество раз, — рассказала Виктория Малых.

Представители других крупнейших ритейлеров не ответили на запрос «Известий» о POS-кредитах.

— В настоящее время основная конкуренция между сервисами рассрочек и POS-кредитования за клиента переходит в онлайн. И тут решающее значение приобретают удобство и скорость получения услуги. Именно это сейчас является основным драйвером роста рынка, — отметил Максим Иванов из «Тинькофф Кредит Брокера».

Рост рынка POS-кредитов на 26% за 2021 год — впечатляющий показатель, поскольку до этого в среднем объемы выдач этого продукта росли на 16%, оценила операционный директор финтех-платформы «Фаст Ривер» Ксения Артемьева. По ее словам, главная причина — захват продукта новых ниш: если раньше POS-кредит был займом на покупку гаджетов или бытовой техники, то сейчас таким способом можно расплатиться за услуги, образовательные курсы и даже дома.

В ЦБ оперативно не ответили на запрос «Известий» о том, какие риски несет рост объема рынка POS-кредитов.

Читайте также
Прямой эфир