Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Двоих украинских военных осудили на 16 лет за теракт в Курской области
Мир
Россия, КНР и Иран подчеркнули недопустимость угроз против иранских ядерных объектов
Мир
Матвиенко наградила Лукашенко почетным знаком Совета Федерации
Мир
СМИ узнали о намерении ЕС финансировать доступ ВСУ к альтернативам Starlink
Мир
Лавров назвал Венесуэлу одним из лучших соавторов российских резолюций
Армия
ВС РФ за неделю нанесли 15 групповых ударов по объектам ВПК Украины
Общество
Суд признал геноцидом народов СССР преступления нацистов в Архангельской области
Авто
Кроссовер Jaecoo J5 с режимом караоке дебютирует в России летом
Общество
Мишустин призвал опираться в авиаотрасли на российскую продукцию
Общество
Уровень доверия россиян Путину составил 83%
Мир
CNN узнал о просьбе Трампа к Верховному суду отменить гражданство США по рождению
Мир
Лукашенко анонсировал скорое поступление «Орешника» на вооружение армии Белоруссии
Мир
МИД РФ отменил рекомендацию для россиян воздержаться от поездок в Абхазию
Общество
В ГД внесут законопроект о выплате прожиточного минимума домохозяйкам
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и порывы ветра до 22 м/с в Москве 14 марта
Мир
Генсек НАТО исключил участие альянса в обеспечении прекращения огня на Украине
Общество
Гражданам недружественных стран запретили регистрировать недвижимость в Донбассе

«Акуле» пора: подлодка «Самара» вернется в Тихий океан после ремонта

Почему многоцелевые атомные субмарины проекта 971 считаются одними из самых опасных в мире
0
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Стальная «акула» пополнит Тихоокеанский флот. Атомная подводная лодка проекта 971 «Самара» вернется на ТОФ в 2023 году. Ее отремонтируют и проведут небольшую модернизацию. В частности, на лодке появятся ракеты «Калибр». Тем временем однотипная ей АПЛ «Братск» признана непригодной к ремонту и восстанавливать ее не будут. Обе субмарины не ходят в море с начала 2010-х годов. В 2014-м «Самара» и «Братск» в результате уникальной операции были перевезены с Камчатки в Северодвинск на завод для ремонта. Эксперты отмечают, что субмарины этого проекта остаются одними из самых опасных в мире.

«Акулы», а не «ревущие коровы»

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, Минобороны согласовало и утвердило обновленный график работ на атомной подводной лодке (АПЛ) проекта 971 «Самара». Ожидается, что субмарину вернут в состав флота уже в следующем году. Правда, собеседники издания не исключают, что срок передачи АПЛ может быть увеличен.

Как указано в дополнительном соглашении к существующему контракту (есть в распоряжении «Известий»), на «Самаре» было принято решение сделать «ремонт по техническому состоянию с продлением межремонтного срока службы». Сдача подводной лодки Тихоокеанскому флоту, согласно документу, намечена на 2023 год.

Собеседники издания в военном ведомстве пояснили, что на АПЛ будет установлено новое радиоэлектронное оборудование, также будут заменены ряд узлов и механизмов. Но главное — АПЛ пополнит свой арсенал крылатыми ракетами «Калибр».

При этом Тихоокеанский флот останется без систершипа «Самары» — атомной субмарины «Братск», хотя ее ремонт также был запланирован. Согласно документам, которые есть в распоряжении «Известий», 26 июля 2013 года между Минобороны и АО «ЦС Звездочка» был заключен контракт по модернизации двух атомных подводных лодок № 514 «Братск» и № 517 «Самара». Но от ремонта «Братска» в итоге решили отказаться. Подлодку исключили из госконтракта на модернизацию после заключения дополнительного соглашения 5 марта 2018 года.

Ранее «Известия» писали, что после ремонта и модернизации на «Щуки» будут установлены крылатые ракеты «Калибр-ПЛ» с возможностью старта из-под воды. Это позволит лодкам уничтожать наземные цели. Впервые эти ракеты были запущены в декабре 2015 года дизельной субмариной «Ростов-на-Дону» в ходе антитеррористической операции в Сирии.

«Самара» и «Братск» относятся к проекту 971 «Щука-Б». На Западе субмарины этого класса называют «акулами». Это многоцелевые АПЛ, предназначенные для поиска, обнаружения, слежения и уничтожения атомных субмарин и авианесущих группировок противника, рассказал «Известиям» председатель Клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга капитан первого ранга запаса Игорь Курдин.

— Лодки этого проекта получились очень удачными, — считает эксперт. — На них впервые была установлена аппаратура обнаружения кильватерного следа, что позволяет найти противника еще до вступления с ним в гидроакустический контакт. Такой аппаратуры нет ни на одной субмарине потенциального противника. У «Щук-Б» большой модернизационный запас. Прочный корпус лодок рассчитан на десятилетия службы. При замене электроники, вооружения, радиотехнического и гидроакустического комплексов «Щуки-Б» будут стоять на вооружении еще долго. Та же «Самара» в 2023 году будет современной подводной лодкой с высокими поисковыми возможностями. Всё-таки главная задача таких АПЛ — обнаружение и уничтожение подводных ракетоносцев противника. В случае начала войны они должны найти и уничтожить их, не дав нанести удар по нашей территории. Кроме того, модернизировать лодку гораздо дешевле, чем сделать новую.

«Щуки-Б» малошумные, что позволяет им первыми обнаружить противника, отметил эксперт. Американцы давно оценили ее боевые качества и возможности — это первая советская атомная подлодка, избавившаяся от прозвища «ревущая корова».

— В свое время вице-адмирал Алексей Буриличев, будучи капитаном такой лодки, получил звание Героя России за то, что на «Щуке» не часами, а сутками следил за американской атомной субмариной, оставаясь при этом незамеченным, — напомнил Игорь Курдин.

Лодки проекта 971 сыграли большую роль в сохранении боеспособности ВМФ, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— В постсоветские годы среди АПЛ именно эти субмарины чаще всего ходили в походы, — отметил он. — Благодаря им удалось сохранить и воспитать новые офицерские кадры для ВМФ. Морская практика при управлении АПЛ очень важна — такие навыки передаются из поколения в поколение. Командир корабля должен лично показать и объяснить особенности поведения подлодки и применения ее оружия. Опыт здесь играет огромное значение.

На смену «Щукам» должны прийти многоцелевые подлодки четвертого поколения проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень-М». Они смогут более эффективно бороться с субмаринами противника, отметил эксперт.

к

Пошли Севморпутем

«Братск» и «Самара» были построены на корабельном заводе Комсомольска-на-Амуре и включены в состав Тихоокеанского флота в 1989 и 1994 годах соответственно. Обе лодки — с непростой судьбой.

«Самара» в 2000-х годах была на ТОФ самой, как говорят на флоте, «ходовой» лодкой — постоянно была в походах. Но к 2013-му она уже требовала обновления. «Братск» был поставлен на ремонт в Северо-восточный ремонтный центр (СВРЦ) на Камчатке в 2003 году. В 2008-м на необходимые работы было выделено свыше 250 млн рублей. По его завершении — в 2012 году — лодка должна была начать швартовые испытания. Но в 2013-м во время визита министра обороны Сергея Шойгу в СВРЦ выяснилось, что ремонта не было, за все эти годы на лодке была проведена лишь инвентаризация, а сокращенный экипаж атомохода из 37 человек фактически ничем не занят.

Тогда же военное ведомство приняло решение о переброске этих субмарин на один из заводов, расположенных в европейской части страны. В 2014 году была проведена операция по их перевозке в Северодвинск на завод «Звездочки». Обе лодки погрузили на голландское транспортное судно-док «Трансшельф», которое совершило переход по Северному морскому пути в сложной ледовой обстановке.

Всего же по проекту 971 в его исходном и доработанном вариантах было построено 15 атомных подлодок, часть из которых уже списаны. Субмарины этой серии имеют длину около 110 м, максимальную скорость под водой — 61 км/ч, глубину погружения до 600 м. В экипаж входит 73 человека. На вооружении таких подлодок находятся крылатые ракеты с ядерными боеголовками РК-55 «Гранат», ракеты-торпеды и подводные ракеты.

Читайте также
Прямой эфир