Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Несогласны на все

Политолог Владимир Евсеев — о том, нужны ли Западу гарантии безопасности
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Во время визита помощника государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид в российскую столицу американской стороне были представлены проекты Договора между Москвой и Вашингтоном о гарантиях безопасности на основе принципов неделимой и равной безопасности. Согласно одному из них, в ст. 1 Россия предлагает США не предпринимать действий и не осуществлять мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны; не осуществлять мер в области безопасности индивидуально или в рамках военной коалиции (в первую очередь, предполагается НАТО), которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой стороны.

Принципиально важной для РФ является ст. 4 Договора, в которой США предлагается взять на себя следующие обязательства: исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении; отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР; не создавать военные базы на территории постсоветского пространства (страны Балтии в него не входят); не использовать инфраструктуру расположенных там стран для ведения любой военной деятельности и не развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Помимо этого, согласно, ст. 5 Договора предлагается воздерживаться от размещения своих вооруженных сил и вооружений в районах, где это воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах собственных национальных территорий. Избегать полетов тяжелых (стратегических) бомбардировщиков и нахождения надводных боевых кораблей в районах, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны. Совершенствовать механизмы предотвращения опасной военной деятельности в открытом море и в воздушном пространстве. А также не развертывать вне национальной территории ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования (ст. 6) и ядерное оружие (ст. 7).

Конечно, это несколько завышенные ожидания, на которые администрация Джо Байдена, в первую очередь в силу внутреннеполитических причин, пойти не может. Тем более исключена ратификация такого договора Конгрессом США, где двух третей голосов демократов и республиканцев «за» — еще и в преддверии промежуточных выборов в ноябре 2022 года — явно не наберется.

Во-первых, американцы продолжают делать ставку на нанесение по вероятным противникам (РФ, КНР) разоружающего удара ядерным и высокоточным оружием. Именно поэтому они в декабре 2001 года при администрации Буша-младшего вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). Тогда предполагалось, что ответный удар ракетно-ядерных сил России будет парирован национальной системой ПРО, в том числе передового базирования с баз в Румынии и Польши. И несмотря на низкую эффективность наземной системы ПРО и слишком высокую стоимость аналогичной космической системы, правящая элита США даже в среднесрочной перспективе не собирается отказываться от этого курса.

Во-вторых, вывод американских войск из Афганистана негативно повлиял на имидж демократической администрации США. Формально президент Джо Байден восстановил трансатлантическое единство, но это не устранило проблем Вашингтона в отношениях не только с Берлином, но и Парижем. Серьезный раскол внутри НАТО вносит деятельность Турции. В таких условиях администрация Байдена принципиально не может брать на себя обязательств по отказу от приема в НАТО Грузии и Украины, а тем более по прекращению с ними военного сотрудничества, в том числе в рамках совместных военных учений. Особое беспокойство у нас вызывают такие учения выше бригадного уровня в зонах, соседствующих с Россией и ее союзниками.

В-третьих, усиливающееся противостояние с Китаем подталкивает США к развертыванию ракет средней дальности в Японии и, возможно, даже на территории Республики Кореи. Поэтому положение ст. 7 Договора будет препятствовать ядерному сдерживанию не только РФ, но и КНР.

В-четвертых, в НАТО входят такие государства, как Польша, Румыния и страны Балтии, заинтересованные в обострении отношений с РФ.

С целью оказания давления на США и их союзников текст договора о гарантиях безопасности необходимо обсуждать на экспертном уровне и в СМИ. Такую политику активно проводит МИД России. В частности, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что Москва уже сформировала команду для переговоров с США по этому договору. По его мнению, российская сторона «хоть завтра» готова провести дискуссии со своими американскими коллегами, например, в Женеве. А заместитель министра иностранных дел Александр Грушко предупредил НАТО о том, что Москва перейдет в режим создания контругроз, если альянс откажется от российских предложений по безопасности.

Такая позиция МИД России по обеспечению национальной безопасности нашей страны вполне оправдана. Но следует учитывать, что в настоящее время наши гарантии безопасности США не нужны. Американцы по-прежнему считают свое государство единственной сверхдержавой, которая вправе диктовать свою волю всем другим. И такая ситуация, скорее всего, сохранится до 2030 года, когда будут возможны глобальные изменения на рынке финансов. Следовательно, Россия начинает с США трудный и продолжительный диалог, от которого не следует ожидать конкретных результатов в ближайшее время.

Автор — заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, кандидат технических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир