Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Его фильмы не раз становились самыми кассовыми блокбастерами в истории кино, конкурируя только друг с другом, а «Список Шиндлера» открыл для игрового кино тему холокоста. «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга, кажется, подарок самому себе к 75-летию, называют среди главных претендентов на «Оскар» в этом году. «Известия» рассказывают о, возможно, главном секрете мастера.

Чужие среди чужих

Рецепт этот прост и вполне очевиден, если внимательно просмотреть фильмографию мастера. В центре его сюжетов не любовь, не патриотизм и не большие суммы денег, хотя эти темы тоже присутствуют в большинстве его работ. Спилберг, у которого несколько десятков родственников погибли в холокосте и который всё детство сталкивался в США с бытовым антисемитизмом, постоянно, из фильма в фильм, рассказывает о страхе и его преодолении. А так ли много тем важнее и актуальнее этой? Творчество Спилберга — это гимн отваге, пусть даже безрассудной и обреченной.

Режиссер

Режиссер в пасти механической акулы из фильма «Челюсти»

Фото: kinopoisk.ru

Это видно уже по дебюту режиссера «Шугарлендский экспресс». Главный герой сидит в тюрьме и узнает, что у него хотят забрать ребенка, отдать приемным родителям. Может ли быть что-то ужаснее ощущения собственной беспомощности, когда у тебя отнимают самое дорогое, а ты не можешь ничего сделать? Конечно, герой со своей женой превращаются в Бонни и Клайда, но совершенно по другим мотивам, чем знаменитые преступники: они действуют под влиянием древнего, но совершенно естественного инстинкта.

После Спилберг снимает «Челюсти», где речь, естественно, тоже о страхе, причем в первую очередь опять за детей: самые сильные сцены фильма — это где ребята беззаботно играют в воде, а мы понимаем, что к ним неумолимо приближается хищник с характерным плавником. Акула-убийца угрожает всем, кто желает безмятежно окунуться в теплые океанические воды под приветливым солнцем. И находятся смельчаки, которые согласны рискнуть жизнью, но убить монстра. Вот, в общем, и всё, проще не придумаешь, но Спилберг настолько мастерски воплощает эту идею, что «Челюсти» становятся самым кассовым фильмом в мире — их сместят через два года «Звездные войны». А еще он выпустил фильм летом, возможно, чтобы время действия совпадало с временем просмотра, и «Челюсти» поэтому считаются первым летним блокбастером.

В «Близких контактах третьей степени» не сразу чувствуется главный лейтмотив режиссера — может, поэтому фильм сначала выпустили ограниченным тиражом, и лишь потом он стал суперхитом и получил девять номинаций на «Оскар» (в итоге две награды). Это радикальная картина, потому что раньше кино о вторжении пришельцев было хоть отбавляй, но у Спилберга они в течение первых двух часов картины существуют как фантом и потенциальная угроза человечеству. И героям нужно проделать большой путь, одинаково страшась и того, что инопланетяне существуют, и того, что это всё фикция, чтобы понять, насколько беспочвенными и смешными были их опасения.

Дальше — больше. Комедия «1941» построена на типичной паранойе времен холодной войны — ужасе американцев перед неминуемой советской угрозой. И когда наша подлодка всплывает у их берегов, начинается паника. Фильмы об Индиане Джонсе — это не просто приключения. Археолог-авантюрист постоянно сталкивается с разного рода угрозами, в том числе мистического происхождения, но чувство юмора, смелость и находчивость помогают ему преодолеть все препятствия. Вспомнить, например, поединок Индианы с «голиафом», которого, кажется, невозможно одолеть: Джонс просто достает пистолет и убивает противника, хотя зритель ожидает длительную эпическую схватку с холодным оружием и подручными предметами.

«Инопланетянин» — возможно, лучшая киносказка ХХ века — построен на том, что «взрослый» мир испуганно разыскивает потерявшегося пришельца, а тот прячется у детей, которые слишком наивны и просты, чтобы бояться. Это история о дружбе, любви, поиске «ближнего» в самом «дальнем» и о ксенофобии, стереотипах, страхе перед неизвестным. И чем старше персонаж, тем труднее ему перебороть себя и найти общий язык с Е.Т.

Ветер крепчает

Утомительно для читателя было бы идти по всем десяткам фильмов Спилберга, поэтому дальше только самые показательные. «Инопланетянин» установил очередной мировой рекорд по сборам и держал его 10 лет, пока Стивен не перекрыл собственное достижение и не выпустил «Парк юрского периода». Остров, где бесчинствуют вырвавшиеся на волю динозавры, — самое опасное место в мире, и людям, конечно, не выжить. Но они выживают, потому что они действуют и потому что не сдаются. Спилберг строит схватки по разным атрибутам. Например, этот динозавр быстрее человека, но человек хитрее. Этот отличается хитростью, но человек быстрее думает. И так далее.

Но интересно то, что «Парк юрского периода» таинственным образом рифмуется с вышедшим в том же 1993 году «Списком Шиндлера», первым большим игровым фильмом о холокосте в истории. Остров динозавров и концлагерь (или гетто) одинаково не приспособлены для жизни, и в обоих случаях это царство всесильных монстров-хищников. И везде человеку нужно остаться человеком, чтобы выжить. Не только Оскар Шиндлер бросает вызов нацистской системе уничтожения — этот вызов разделяют с ним узники со звездами на униформе, которые не готовы сдаться и сгинуть.

Режиссер

Спилберг во время работы над фильмом «Парк юрского периода»

Фото: kinopoisk.ru

Исследования природы страха и противостояния ему у Спилберга становятся всё тоньше. В «Амистаде» восставшие африканские рабы оказались в чужой земле и их судят за то, что они осмелились бунтовать против своих «хозяев». И никто им здесь не друг, потому что людьми их не считают. В «Спасая рядового Райана» поисковый отряд в водовороте войны всё меньше и меньше надеется не только найти этого Райана, но хотя бы выжить самим. В «Искусственном разуме» мальчик боится, что его новые родители от него откажутся, и его не волнует, что он робот и что бояться ему не пристало. В «Особом мнении» человечество терроризирует суперкомпьютер, который заранее знает, кому суждено совершить преступление. В «Терминале» иммигрант оказывается взаперти в американском аэропорту и его не пускают ни домой, ни наружу, на улицы Нью-Йорка. Кафкианская ситуация: все свободны, а он почему-то нет. В «Войне миров» Землю ни с того ни с сего пытаются уничтожить марсиане.

А каковы искушения президента Линкольна, которого ставят перед выбором: или его принципиальность в вопросе о рабовладении, или продолжение кровопролитной гражданской войны. Каковы метания адвоката Донована, который бьется как бы против своей страны, защищая права советского шпиона. Как страшно сознавать связь между как бы игрушечным виртуальным миром и нашей реальностью в «Первому игроку приготовиться». Спилберг везде говорит об одном и том же, надо только услышать. Да и «Вестсайдская история», где уличные подростковые банды бьются друг с другом непонятно из-за чего насмерть, а главный герой пытается их остановить, потому что твердо решил исправиться еще во время отсидки, — это ли не продолжение диалога длиной уже в полвека? Гуманист и оптимист Спилберг не планирует его прекращать и снова призывает нас идентифицировать свой страх и победить его. И он подарил человечеству немало вдохновляющих примеров в качестве аргументов.

Читайте также
Прямой эфир