Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Песков осмотрел call-центр для приема звонков на прямую линию с Путиным
Происшествия
Пожар в Троице-Сергиевой лавре полностью потушен
Общество
Седокова взяла на себя финансовые расходы похорон бывшего мужа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии предпосылок для изменения отношений РФ и ЕС при Трампе
Мир
В столице Никарагуа заработал первый банкомат для карт «Мир»
Происшествия
Пенсионер в Москве отдал 900 тыс. рублей обещавшим наследство из Того мошенникам
Мир
Генсек НАТО подтвердил проведение мини-саммита по Украине
Общество
В трех районах Сочи введут режим ЧС после схода оползня
Спорт
Овечкин может сыграть впервые после травмы до перерыва на Рождество в НХЛ
Общество
Мишустин принял участие в акции «Елка желаний»
Авто
Changan объяснила уход трех кроссоверов с рынка России
Общество
В Ростове-на-Дону возбудили дело о теракте после поджога подростками электровоза
Мир
В США назвали провальной программу создания истребителей F-35
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении еще двух БПЛА над регионом
Мир
Маск назвал преступлением проект временного бюджета США
Общество
Сергей Безруков получил премию «Легенды Тавриды»
Армия
Российские десантники рассказали об освобождении микрорайона Новый Часова Яра
Политика
В МИД РФ выступили против блокады Кубы со стороны США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила, что в этом году почти в три раза увеличилось число жалоб по поводу переселения из аварийного жилья. Люди сталкиваются с тем, что их дома не включают в программу, также недовольны они и сроками, установленными для расселения, и выкупной стоимостью квартир в таких домах. Почему увеличилось число жалоб и как решать проблему — в материале «Известий».

Почему растет число жалоб

«Люди жалуются на отказы включать дома, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, в адресные программы переселения и на длительные сроки, которые устанавливают для расселения, — цитирует Москалькову «Парламентская газета». — Также серьезное недовольство вызывает размер выкупной стоимости за «ветхие квадратные метры».

Всего, сказала Москалькова, за девять месяцев этого года в аппарат омбудсмена поступило более 3 тыс. жалоб, что в два раза больше, чем за прошлый год. В 2,5 раза выросло количество обращений относительно предоставления жилых помещений льготным категориям граждан.

В аппарате уполномоченного и Минстрое на момент публикации материала не ответили на запросы «Известий» о ситуации с обращениями жителей страны относительно программы переселения из аварийного жилья.

Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева замечает, что каких-то особенных факторов, которые могли бы повлиять на увеличение жалоб на программу переселения, нет.

— Возможно, на жалобы, касающиеся выкупного размера стоимости, повлиял рост цен на жилье, — сказала она «Известиям». — В крупных городах в последние два года он составил до 20–30%, и на этом фоне гражданам может казаться, что и сумма компенсации должна индексироваться.

дом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов отмечает, что в их организации не заметили какого-то серьезного роста обращений.

По обращениям, которые поступают на горячие линии и в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ, а такие центры есть практически в каждом субъекте РФ, столь существенного роста мы не заметили, — сказал он «Известиям». — Программа переселения в целом — одна из самых успешных, которые реализуются нашим государством. Это отработанный механизм — от момента признания дома аварийным до осуществления контроля за выделенным жильем.

По его словам, ключевой вопрос существования таких программ переселения — это участие в них средств федерального бюджета. Пока, говорит Сохранов, финансирование идет нарастающими темпами, но многое зависит от региональных и муниципальных властей.

Как работает программа расселения

Программа переселения из аварийного жилья в России действует с 2008 года. Сейчас завершается расселение домов, которые признаны аварийными до 2017 года, ряд регионов приступил к программе, касающейся домов, признанных аварийными после 2017 года. Всего с 2018 года, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, расселено 1,23 млн человек. Большинство из них — 710 тыс. человек — по программе 2014–2018 годов. Нынешняя программа рассчитана на 2019–2025 годы. Общий объем финансирования за эти годы — 838 млрд рублей, из которых 530 млрд рублей — федеральные средства.

В этом году расселить людей должны с 1,92 млн кв. м, по объемам — это пятый результат в истории программы. Пока программа этого года, как утверждалось в сентябре, исполняется с опережением. Наибольшие объемы расселения запланированы на 2024 год.

В сентябре президент России Владимир Путин поручил правительству выделить дополнительные деньги на расселение аварийного жилья в регионах при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Он отметил, что необходимо ликвидировать жилищный фонд, признанный аварийным по состоянию на 1 января 2021 года, — это более 11 млн кв. м жилья. Для сравнения, с 2008 по 2021 год расселили 19,3 млн кв. м жилья.

жилой дом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В октябре Фонд содействия реформированию ЖКХ сообщил о начале финансирования программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2021 года. Первой была одобрена заявка Сахалинской области.

Что делать, если дом не признают аварийным

Член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова поясняет, что признание домов аварийными относится к полномочиям органов местного самоуправления. Решение принимается межведомственной комиссией, которая занимается в том числе оценкой и обследованием помещения.

— Основанием для признания дома аварийным является аварийное техническое состояние его несущих конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, — сказала она «Известиям». — Это свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома.

Решение межведомственной комиссии можно обжаловать в суде. При рассмотрении таких дел проверяется, как правило, соблюдение порядка заключения комиссии и соответствие ее выводов требованиям к оценке пригодности помещений для проживания, прописанным в нормативных актах.

Рамзенкова отмечает, что собственник жилого помещения в таком доме, когда он включается в региональную адресную программу по переселению граждан, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилья на праве собственности.

Порядок постановки дома в очередь на жилье подробно описывает компания ДОМ.РФ. Жители сами могут направить в муниципалитет или региональную жилищную инспекцию письмо с просьбой провести обследование дома и признать его аварийным. В таком письме нужно описать дефекты дома — например, трещины в стенах, частичное обрушение, отклонение стен от вертикали, а также по возможности приложить фото. Заявление рассматривается в течение 30 дней.

Тут могут возникнуть сложности. Например, муниципалитет может предложить провести обследование за свой счет. В ответ на это требование можно обратиться в суд, чтобы тот обязал чиновников найти бюджетные деньги на экспертизу. Также администрация может заявить, что экспертизы ранее проводились и дом аварийным не признан. Здесь снова поможет обращение в суд, но предварительно следует пожаловаться в надзорные органы.

В суд можно обратиться и в случае, если человек не согласен с оценкой стоимости жилья, — тогда будет назначена новая экспертиза. Если и после нее собственник не согласится с определенной суммой, деньги могут просто принудительно перевести на депозит нотариуса — тут долго спорить не получится.

Почему люди жалуются на программу переселения

Надежда Косарева замечает, что признанием многоквартирного дома аварийным занимается специальная комиссия в муниципалитете и, с одной стороны, местные власти не всегда заинтересованы в появлении нового аварийного дома.

С другой стороны, при использовании средств фонда ЖКХ появляется хотя бы возможность решить эту проблему, в чем муниципалитеты, конечно, заинтересованы, — говорит она. — Ранее уже поднимали тему недостаточного контроля над решением муниципалитетов: не всегда соблюдается порядок, установленный правительством, не проводится независимая экспертная оценка износа или проводится неаттестованными экспертами. Но этими проблемами Фонд ЖКХ сейчас занимается.

В Фонде содействия реформированию ЖКХ сообщили «Известиям», что сейчас Фонд не наделен полномочиями по контролю за этими решениями муниципалитетов.

— Однако Фонд ведет систематическую работу по мониторингу соблюдения предусмотренного законодательством порядка признания жилых многоквартирных домов аварийными, — отмечают в Фонде. — Результаты этой работы предоставляются соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и самим муниципалитетам вместе с рекомендациями по устранению существенных нарушений, если таковые обнаруживаются в ходе мониторинга.

Также, указывает Фонд, ведется работа по методологическому обеспечению процесса признания домов аварийными — так, летом 2020 года был введен в действие свод правил по обследованию технического состояния жилых домов.

Председатель комитета «Опоры России» по строительству Дмитрий Котровский поясняет: как только дом приобретает статус аварийного, администрация населенного пункта уже юридически несет ответственность за всё, что может произойти с людьми в этих домах.

— И как только вы присваиваете этот статус, вы обязаны заложить в бюджете все необходимые денежные средства на переселение людей в новое жилье, — сказал он «Известиям». — В том числе и обеспечить подготовку площадок под снос этого жилья и строительство нового жилья. Однако, я думаю, это вопрос не наличия денежных средств, а больше вопрос административного ресурса — нужно всё делать своевременно, постоянно следить за тем, чтобы количество аварийных объектов находилось на каком-то минимально допустимом уровне.

жилой дом
Фото: Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

Котровский считает задачу административной, потому что «тот объем квадратных метров, который строится в Российской Федерации, абсолютно способен перекрыть нужды людей, живущих в аварийных домах».

Сергей Сохранов отмечает и другие негативные тенденции, связанные с реализацией программ переселения граждан из аварийного жилья.

— В первую очередь они связаны с тем, что регионы сейчас предпочитают не строить новые дома, а выкупать квартиры на вторичном рынке, — говорит он. — Учитывая, что для каждого субъекта установлены предельные стоимости, во сколько может обходиться квадратный метр жилья, квартиры также покупаются в далеко не новых и лучших домах. Есть случаи, когда муниципальные власти предлагали переселенцам квартиры в домах 1950-х, 1960-х и даже 1930-х годов постройки.

Однако, замечает он, и граждане бывают неправы, отказываясь переезжать из аварийного дома в предоставляемое жилье в другом районе. Жителям может не нравиться дом или социальная инфраструктура, однако выбирать тут зачастую не приходится, говорит Сохранов.

— У муниципалитета просто нет такого запаса жилого фонда, чтобы предоставлять широкий выбор для переселения, — сказал он. — Давайте не будем забывать, что основная задача программы — устранить угрозу жизни и здоровью граждан, которые представляет аварийный дом, а не улучшить их жилищные условия.

Когда решится проблема аварийного жилья

Сохранов замечает: проблема останется острой еще долгое время, так как дома, построенные во время массовой индустриальной застройки в 1960–1970-е годы, подошли к рубежу своей эксплуатации. О постепенном приросте числа аварийных домов говорят и другие эксперты.

— Нынешняя программа объема аварийного жилья не потянет, хотя каждый год нам докладывают о миллионах квадратных метров, которые пошли под переселение аварийного жилья, — сказал «Известиям» председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. — Аварийное жилье у нас из года в год прибавляется — примерно по 0,4% от уже имеющегося жилья.

Надежда Косарева отмечает, что ежегодно признается аварийным почти 2 млн кв. м жилья. Более того, замечает она, кроме этой программы есть масса других социальных обязательств государства перед людьми по улучшению жилищных условий.

— Сейчас более 2 млн семей стоит в очереди на улучшение жилищных условий, а если включать все программы, в том числе аварийное жилье, то уже порядка 4 млн семей получается, — говорит она. — Если все эти обязательства выполнять, предоставляя квартиры в собственность или по договору социального найма с правом приватизации, нужно почти 9 трлн рублей. Пока очевидно, что в обозримой перспективе справиться с этой задачей невозможно.

Сохранов замечает: одной только действующей программой расселения эту проблему не решить — в ближайшее время предстоит разработать новые дополнительные инструменты.

дом
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— Они уже предлагаются: это и внедрение инструментов комплексного развития территорий, и увеличение доли арендного жилья, в том числе предоставляемого по субсидируемой арендной ставке, и развитие инструментов адресной помощи нуждающимся гражданам, — сказал он.

Как можно поддержать жителей аварийных домов

Косарева отмечает, что необходимость иных видов поддержки жителей аварийных домов очевидна для снижения бюджетных расходов. И сейчас многие эксперты говорят о том, что переселение из аварийного жилья — это помощь тем, кто не может сам решить проблемы, а не просто подарок в виде предоставления новой квартиры.

По словам Широкова, если дом не признают аварийным, то на это есть, как правило, одна причина: муниципалитет не берет на себя обязательства по расселению этого объекта, потому что у него просто нет средств.

— Это тупик. Значит, надо искать новые модели для расселения аварийного жилья, в которых будут заинтересованы как девелоперы-строители, так и банки, которые их будут финансировать, при наличии некой системы преференций со стороны государства, — замечает он. — А мы всё решаем старым дедовским способом, покупая у бизнеса за счет бюджета жилье.

Широков считает, что нужно вообще пересмотреть модель, а в новой определить, что расселение аварийного дома — это задача не муниципалитета и государства, а задача в первую очередь людей, которые в этом доме живут. Государство в этой модели должно продвигать инвестиционные проекты на территорию, где надо один дом — аварийный — заменить другим, новым.

— И бизнес пойдет туда, где он получит свою прибыль, — замечает он. — Где он получит оптимальные модели по земле под строительство, оптимальные модели по присоединению к коммунальной инфраструктуре, какие-то преференции по налогам федерального, регионального и муниципального уровня. Это экономическое решение вопроса, мы же просто закачиваем бюджетные деньги. Ведь бюджету нужно еще и тянуть обязательства, например, перед детьми-сиротами — там та же история.

По мнению Широкова, экономическое решение проблемы возможно в том числе в средних и малых городах — просто там будут не те объемы и не та стоимость квадратного метра.

Читайте также
Прямой эфир