Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 2 мая
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Госдеп сообщил об отказе США от роли посредников в переговорах РФ и Украины
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Армия
Снайперы уничтожили более 50 дронов «Баба-яга» на красноармейском направлении
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Армия
Мотострелки ВС РФ уничтожили два бронеавтомобиля ВСУ в ДНР
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Памятные координаты

Политолог Евгения Пименова — о том, почему об отказе от празднования Дня Победы не может быть и речи
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На днях хайповый 23-летний рэпер Моргенштерн публично заявил о том, что празднование Дня Победы давно утратило свой смысл и теперь лишь «поедает» бюджетные ресурсы. Этот месседж предсказуемо вызвал информационное торнадо. В адрес исполнителя было высказано много критики, и в итоге он извинился в соцсетях. Однако во всей этой дискуссии из поля зрения было упущено главное.

Нужно понимать, что в целом празднование исторических дат — это элемент национального нарратива любой страны. Его цель — создание и поддержание коллективной гражданской идентичности. К слову, традиция широкой коммеморации памятных дней восходит еще к XVII веку: как таковой формат массовых торжеств, проводимых на государственном уровне в честь круглых дат истории, берет свое начало с масштабных праздников в честь Реформации. Эта традиция была сформирована германскими протестантскими университетами, которые с 1617 года (год столетия с момента появления «95 тезисов» Мартина Лютера, где немецкий богослов отмежевался от католической веры) стали отмечать круглые даты со дня своего основания.

В свою очередь исторический нарратив или культура памяти имеют различную типологию, изученную и описанную исследователями. Так, например, США культивируют героически-мессианский тип исторического сознания, героический национальный миф характерен для Китая, Великобритании, большинства стран Ближнего Востока. К героическому типу относится и российский исторический дискурс. Речь идет о гордости за национальные достижения, апелляции к великим страницам истории, военным победам и научным прорывам.

Существует также образ страны-жертвы, он присущ Украине и большинству восточноевропейских стран. Германия, к примеру, относится к особому типу — «нация покаяния» и «искупления исторической вины».

В соответствии с этим каждая страна выстраивает собственный пантеон национальных героев и систему памятных дат. В соответствии с этим выделяются в том числе и бюджетные средства — на поддержку памятных мест, тематических исторических исследований, кинематографа, музейную деятельность, общественные проекты и официальные мероприятия. Это нормальная мировая практика.

При этом мысль, высказанная поп-исполнителем, далеко не нова. Этот дискурс последовательно продвигается у нас с 1990-х годов. Речь шла и идет о том, что Россия должна следовать западноевропейским трендам культуры памяти, основанной на идее оплакивания жертв, скорби и поминовения — камерно, без какой-либо героики и в условиях отрицания милитаристского компонента как такового. Однако такой подход априори обречен на провал в условиях героического национального самосознания.

Говорить о том, что День Победы России больше не нужен — это всё равно что, например, сказать американцам: «Зачем вам День независимости?» Или бросить упрек германскому обществу: «К чему вам праздновать День объединения страны? Ведь в Германии сегодня масса проблем, политический кризис, да и вообще ФРГ и ГДР объединились 30 лет назад — для чего тратить столько денег на какие-то памятные акции…» Очевидно, что такие постановки вопроса обречены на провал, так как они идут вразрез с сформированными основами национальной идентичности. А финансирование подобных мероприятий является неотъемлемой частью внутриполитических процессов той или иной страны.

Культура памяти в каждом государстве складывается из конкретно-исторических условий. И до тех пор, пока те или иные исторические страницы будут нас объединять, а не разъединять, о них стоит помнить.

Автор — историк, политолог, научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир