Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Мир
В Сербии задержали угрожавшего взорвать резиденцию президента мужчину
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта

Обыкновенный Шварц

Писатель Роман Сенчин — о том, как шел к своей славе великий сказочник, которому исполняется 125
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нынче читать произведения драматургии не принято, но фильмы, снятые по его пьесам и сценариям, видел наверняка каждый. «Золушка», «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дон Кихот», «Снежная королева», «Убить дракона»… Сегодня мы отмечаем 125-летие со дня рождения великого сказочника Евгения Шварца.

Его жизнь сама похожа на сказку. Порой счастливую, порой грустную. Он один из очень немногих участников Ледяного похода генерала Корнилова, кто остался в Советской России, пережил чистки 1920-х, большой террор… Вообще поражает, сколько советских писателей в годы Гражданской войны служили в Белой армии. Вспомнить хотя бы Валентина Катаева, Василия Яна, Леонида Леонова, Михаила Булгакова. Большинство попадало к белым по мобилизации, Шварц же был добровольцем.

Интересно, что его отец, Лев Борисович, в конце XIX века был близок к революционерам, полгода провел в заключении и позже находился под гласным надзором полиции. Евгений некоторое время учился на юридическом факультете Московского университета, но в 1916-м бросил его, был призван в армию. За неполный месяц до Октябрьской революции произведен в прапорщики. Из красной Москвы пробрался на Кубань, где жили родители, вступил сначала в Кубанскую армию генерала Покровского, потом — в Добровольческую армию. При штурме Екатеринодара был контужен.

Контузия, от которой Шварц страдал до конца жизни, наверное, спасла его. Он был демобилизован, поступил в университет в Ростове-на-Дону, параллельно работал в театре «Театральная мастерская». Когда в начале 1920-го город заняла Красная армия, Шварца зачислили в политотдел Кавказского фронта. Будущий драматург играл в агитационных постановках, был театральным инструктором.

После окончания войны Шварц вернулся в Ростов, продолжил работу в «Театральной мастерской», где ставили, например, пьесу Велимира Хлебникова «Ошибка смерти», поэму «Гондла» Николая Гумилева. К этому времени Шварц уже был женат на актрисе Гаянэ Халайджиевой, с которой прожил 10 лет. В 1930-м женился на Екатерине Обуховой, которой посвятил пьесу «Обыкновенное чудо» — одно из последних своих произведений.

В октябре 1921-го труппа «Театральной мастерской» переехала из Ростова-на-Дону в Петроград в надежде на лучшую жизнь. Но весной следующего года театр прекратил существование. Шварц с женой остались в бывшей столице, зарабатывали скетчами. Как вспоминал Евгений Львович в дневниках, хватало на черный хлеб и селедку.

Постепенно стал пробовать писать. Сначала фельетоны, стихотворные миниатюры, обрабатывал письма читателей для публикаций в газете. Потом пошли рассказы, а в 1928 году Шварц решился на пьесу. Драматургический дебют — пьеса «Ундервуд» — был удачным. Состоялась постановка в Ленинградском ТЮЗе, зрительный зал заполнялся.

Шварц, конечно, остался в истории нашей литературы как драматург, автор серьезных, со множеством аллюзий, с глубоким подтекстом сказок. «Голый король», «Тень», «Дракон»... Именно подтекст, который невозможно контролировать, привел к запрету этих трех произведений. Даже в сценарии фильма «Золушка» многие видели крамолу. Комедийные или антивоенные пьесы или не были поставлены, или имели недолгую сценическую судьбу. При жизни Шварц был известен широкому зрителю как автор сказок и инсценировок для детей. Сам Евгений Львович понимал жанр сказки так: «Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».

Писал он и прозу. Правда, популярна опять же проза, обращенная к детям. Достаточно вспомнить «Сказку о потерянном времени» — поучительное, но не дидактическое произведение. Пугающее, заставляющее задуматься о каждом проживаемом дне не одно поколение подростков.

Настоящее признание к Шварцу пришло незадолго до смерти, когда в 1956 году одна за другой пошли постановки пьесы «Обыкновенное чудо». Эту сказку для взрослых можно назвать одним из символов оттепели. За нее, по сути, Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени; в марте 1956-го Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило его членом худсовета Ленинградского театра комедии.

Позже «Обыкновенное чудо» было дважды экранизировано. Второй фильм с Александром Абдуловым, Евгенией Симоновой, Евгением Леоновым, Олегом Янковским обязательно показывают в новогодние праздники. Спектакль по пьесе «Голый король» на многие годы стал визитной карточкой театра «Современник».

Шварц не дожил до этого. Он умер 15 января 1958 года в ставшем ему родным Ленинграде. Последние месяцы почти не поднимался с постели, впал в тяжелую депрессию. Почти в то же время почти так же умирал в Сестрорецке, под Ленинградом, старый товарищ и соавтор Шварца по пьесе «Под липами Берлина» Михаил Зощенко.

Когда читаешь стенограммы обсуждений пьес Шварца — все эти бесконечные требования запретить, прекратить репетиции спектаклей, «кардинально переписать», — понимаешь, почему к 60 годам у него было уже несколько инфарктов. И всё-таки судьба Евгения Львовича могла сложиться куда трагичнее. Он мог погибнуть в 1918-м на Кубани, его как «бывшего» могли расстрелять в Ростове-на-Дону в 1920-м или как «участника троцкистской организации» — в 1937-м, когда был расстрелян его друг Николай Олейников. Шварца могли отправить в лагерь, как Николая Заболоцкого, с которым он тоже был дружен. Он мог погибнуть в 1941-м, но в последний момент военком увидел, что у добровольца трясутся руки (последствия контузии) и отказал ему в зачислении в ополчение. Его могли вычеркнуть из советской культуры, как Михаила Булгакова. Он мог не дожить до оттепели, не увидеть начала своей настоящей известности. Ничего этого, к счастью, не случилось. И сегодня у нас есть его пьесы.

Да, они не очень популярны у читателей. А зря. Спектакли и фильмы, даже самые лучшие, не передают всей глубины произведений Шварца. И не только его. Пьесы нужно читать, это не заготовки для спектаклей. Драматургия, которой Шварц верно служил, — полноправный род словесности.

Автор — писатель, лауреат премии «Ясная Поляна»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир