Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 7 октября утвердил блок проектов, направленных на повышение качества жизни россиян и модернизацию экономики. В этом списке 42 инициативы кабмина, на реализацию которых до 2024 года из казны и ФНБ будет направлено 4,6 трлн рублей.
Для поддержания конкурентоспособности страны в перспективе до 2035 года правительство взяло вектор на скоординированную политику по развитию городов, основным объектом которой будут агломерации. Последние годы города остаются мировыми центрами притяжения: производство, инновации, торговля — все эти факторы обеспечивают демографический рост во всем мире. Если в 1990 году в городах проживали 43% (2,3 млрд человек) населения планеты, то на 2020 год этот показатель вырос до 56,2% (более 4 млрд человек). Именно города — основные драйверы развития экономики в мире, а зачастую темпы экономического роста крупнейших мегаполисов превышают темпы роста страны в целом.
Как известно, одним из вариантов повышения конкурентоспособности городов, находящихся в близости с «сити»-лидерами, считается их объединение в агломерацию. На сегодняшний день наибольшие положительные агломерационные эффекты наблюдаются в сферах с высокой добавленной стоимостью, например: НИОКР, финансовый сектор, оптовая торговля, IT и связь, логистика, производство продуктов питания и высокотехнологичные отрасли промышленности. Исследования показывают, что удвоение размера города или агломерации приводит к росту производительности труда в России в среднем на от 16% до 25% для этих отраслей. Другим «ветвям» производств, которые относятся к предшествующим технологическим укладам, например, для сельского хозяйства, характерна существенно более слабая зависимость (2–10% рост), или полное ее отсутствие (на примере горной добычи). При этом отрасли, размещение которых тяготеет к сырью (лесопереработка, металлургия, нефтедобыча и так далее), обладают отрицательными агломерационными эффектами — их темпы роста замедляются.
Позитивный же эффект подразумевает рост производительности труда в отдельных отраслях и валового регионального продукта, а также, как следствие, увеличение поступлений в бюджетную систему. Кроме того, корректный агломерационный процесс может обеспечить снижение транспортных издержек, что спровоцирует развитие внутренней и межрегиональной торговли, повысит уровень инвестиционной привлекательности территории. Как итог, все эти процессы смогут обеспечить увеличение фактической численности населения за счет миграционного прироста по причине улучшения общего качества жизни в регионе. В Российской Федерации общепринятая трактовка понятия городской агломерации отсутствует — соответственно, нет и общепринятой методики определения агломерационных границ.
Кроме того, устаревшая инфраструктура и невысокое качество доступной среды делают неконкурентоспособными российские города на мировом рынке инвестиций, технологий и талантов. В настоящее время в международных рейтингах развития (в первых двух сотнях) представлены всего два российских города — Москва и Санкт-Петербург. Это провоцирует и миграционные тенденции внутри страны: талантливая молодежь старается переехать исключительно в эти два мегаполиса, инвестиционная активность (не связанная с сырьевыми секторами) также концентрируется в этих двух территориях. Эти процессы нарушают баланс и стимулируют дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития. Практически для каждого населенного пункта (город, поселок, деревня и так далее) важно расширять связи с другими подобными территориальными единицами, достигая тем самым необходимого эффекта масштаба рынка.
Для решения этих проблем правительство России и реализует мероприятия, направленные на создание условий для повышения устойчивости пространственного развития страны и интенсивного экономического роста в 41 агломерации. Общая численность населения этих объединений составляет более 60 млн человек. Предполагается и введение единой градостроительной и транспортной политики. В задачах также предусмотрено комплексное развитие опорных населенных пунктов и территорий, а также инфраструктуры с использованием новых инвестиционных проектов и нового инструмента — «инфраструктурного меню». Кроме того, предполагается синхронизация государственного финансирования мероприятий на сельских территориях и формирование нормативной базы для опережающего развития городских агломераций и малонаселенных территорий. Поступательная реализация этих целей сможет создать огромное количество новых торговых цепочек и рабочих мест, а в долгосрочной перспективе повысит уровень благосостояния жителей агломерации.
Автор — президент Центра стратегических разработок
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора