Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кометы на Корсике и Одиссей XX века. Путешествия по подсознанию и магия «прошлых мест». А еще электронный шум, аритмичный бит и флешбэки, то похожие на зернистую пленку, то утопленные в цифровом мареве. Всё это можно увидеть и услышать на Международном фестивале дебютного кино в Новой Голландии, который проходит в Санкт-Петербурге. В программе — первые и вторые фильмы режиссеров из 15 стран. «Известия» выбрали самые интересные из них.

«Кометы — лето на Корсике»

Признание в любви месту, в котором режиссер Паскаль Таньяти родился и вырос. Фильм, где ощущается легкость, спонтанность и импровизация. Наряду с профессиональными актерами режиссер задействует местных жителей, и это придает портрету корсиканской деревни обаяние достоверности.

При чем здесь кометы? А при том, что траектории героев картины — разнонаправленные, как разрезающие небо небесные светила, они ничего не иллюстрируют и складываются в собственную сложную картину. Долгие статичные кадры вопреки ожиданию не утомляют, и как будто бессюжетный, сотканный из обрывков фраз и диалогов фильм в итоге складывается в логичное повествование.

Картина удостоена специального приза жюри на Роттердамском кинофестивале.

«Из самых недр»

Документальное эссе Ферна Силвы рассказывает об истории Гавайских островов. И делает это удивительно красиво. Максимально возможное через экран погружение в извергающуюся вулканом Килауэла магму — так, что жидкий бурлящий огонь начинает казаться «компьютерным»; вылезающие из воды стволы деревьев; движущаяся карта звездного неба — глаз гарантированно остановится на этом совсем не суетном калейдоскопе.

Прибавьте к картинке агрессивный электронный шум, перетекающий в аритмичный бит — и станет понятно, что происходящее на экране будет мутировать и менять ракурсы до самых финальных титров. При этом «Из самых недр» заявлена как докуэссе, а значит, здесь звучат голоса ученых и активистов, которые органично дополняют и без того гибридный формат картины.

«Ильязд»

Кинобиография режиссера Станислава Дорошенкова и одновременно мифологического поэта, родившегося в 1884 году в Тифлисе и умершего в 1975-м в Париже. Миру он известен как Ильязд, один из основоположников и теоретиков культурного течения дада.

Герой, эксцентричный Илья, движется по следам поэта, а тот ни больше ни меньше — Одиссей XX века, чьи странствия охватывают Москву, Стамбул, Берлин, Тифлис, Марсель и Париж, а художественные интересы — археологию, моду, фотографию, книгоиздание, абсурдистскую поэзию, альпинизм. Таким же лабиринтом предстает и структура фильма, где биографии писателя и режиссера переплетаются. Оба живут во Франции и хотят вернуться домой, но почему-то не могут этого сделать.

«Сент-Анн»

Будто в пандам «Ильязду» фильм о том, как непросто бывает вновь прильнуть к родному очагу. Точь-в-точь по Геннадию Шпаликову: «По несчастью или счастью, истина проста: / Никогда не возвращайся в прежние места./ Даже если пепелище выглядит вполне, / Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне».

Рене, героиня фильма канадки Рейне Верметт, появляется в родной деревне Сент-Анн после долгого отсутствия. Брат с женой воспитывают ее дочь и холодно встречают блудную мать. Взаимное напряжение растет, хотя ключевые сцены и разговоры часто остаются за кадром — мы их слышим, но не видим. Еще одна особенность фильма — съемки в реальном времени: мерцающее пленочное изображение фиксирует метаморфозы природы целых девять месяцев — весь съемочный период.

«Пятна»

Вновь история возвращения, но не сей раз герой не лузер, а благополучный режиссер. И надо полагать, в фильме Марви Герима много автобиографических мотивов. Уроженец Вашингтона Джей выучился в Калифорнии и возвращается в родной афроамериканский квартал снимать фильм про его жителей. Но улицы, на которых он рос, не узнать, а старые знакомые частью уехали, частью сели в тюрьму. Вместо них — множество новых белых лиц.

Как воскресить магию мест, переставших быть родными? В ход идут флешбэки, то похожие на зернистую пленку, то утопленные в цифровом мареве. Любопытно также следить за игрой непрофессиональных актеров, приятелей режиссера. Они, как водится, вносят в картину особую энергию. Им не всегда сочувствуешь, но автору этого и не надо.

На фестивале Slamdance картина получила приз зрительских симпатий как лучший игровой фильм, а исполнитель главной роли Обинна Нвачукву был удостоен награды как лучший актер.

«Что мы видим, когда смотрим на небо?»

Фильм Александра Коберидзе соединяет в себе два повествования — о летнем Кутаиси и молодой паре, попавшей в мистическую ситуацию. Едва встретив своего суженого, футболиста Георгия, и даже не узнав его имени, юная аптекарша по имени Лиза получает послание от четырех городских духов: саженца, камеры наблюдения, водосточного желоба и ветра — все предупреждают о сглазе. На следующее утро герои просыпаются в новых телах, потеряв все свои знания: он — о футболе, она — о медицине. И в то же время оказываются героями документального фильма.

Картина удостоена приза ФИПРЕССИ на 71-м Берлинале.

«Файя Дайи»

Черно-белая докудрама эфиопского режиссера Джессики Бешир рассказывает о причудах подсознания. Герои — сборщики ката, растения, обладающего успокаивающим и расслабляющим воздействием. Оно используется в медицине, и его жуют суфийские имамы, погружаясь в медитативные состояния. Фильм, смотрящийся как сплошная медитация, завораживает ветром в густой зелени, ночным костром под народный напев и движением рабочих рук, обрывающих листья с веток. Повествование отрывочно: человеческие судьбы не будут рассказаны до конца, и сама картина оборвется так же непредсказуемо, как медитация.

Фильм получил Гран-при и приз ФИПРЕССИ на фестивале Visions du Réel в Ньоне.

Читайте также
Прямой эфир