Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Где же ты, брат: Бодров, якуты, студенты и другие герои «Кинотавра»

О каких фильмах фестиваля говорят больше всего
0
Фото: 1-2-3 Production
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главный кинофестиваль российского кино в Сочи, проходящий с 18 по 25 сентября, перевалил за экватор, а однозначного фаворита пока нет. Зато программа в этот раз особенно сильная и наполовину состоит из призеров международных форумов. «Известия» выбрали те из фильмов, которые стоит запомнить и ждать в прокате.

«Нас других не будет»

Фильм открытия фестиваля — уникальный док Петра Шепотинника и Аси Колодижнер «Нас других не будет». Название — цитата из стихотворения Иосифа Бродского «В горах»: «Нас других не будет! Ни / здесь, ни там, где все равны. / Оттого-то наши дни / в этом месте сочтены». И хотя сам Шепотинник признается, что название возникло, когда фильм уже был готов, кажется, что с самого начала эти слова витали над создателями картины.

Уникален этот фильм потому, что он состоит большей частью из хроники, которая сохранилась в архивах Шепотинника и Колодижнер с тех лет, когда они много снимали Сергея Бодрова, фиксируя сначала его сотрудничество с Алексеем Балабановым, а потом — начало его собственного пути как молодого режиссера. Эти интервью никогда нигде не были показаны: Бодров, размышляющий об архитектуре или сидящий в гриме с кровью и грязью на площадке «Брата», — это сокровище, найденное и представленное публике.

Многие критики уже окрестили фильм двойным портретом Бодрова и Балабанова, но тогда это портрет еще и Сергея Сельянова, продюсера обоих режиссеров — да и просто одного из главных российских продюсеров на протяжении трех десятилетий. Интервью с Сергеем Михайловичем — смысловой стержень фильма: это не только воспоминания, но и исповедь, интимная беседа о творчестве. Этот фильм — еще и портрет Вячеслава Бутусова, размышляющего о Бодрове и Балабанове. Здесь звучат фортепианные пьесы Бутусова, которые вряд ли кто-то слышал прежде и точно не в кино. Это и портрет Надежды Васильевой, вдовы Балабанова и ведущего российского художника по костюмам. Это и словесная реконструкция трагедии в Кармадонском ущелье — и последние слова Бодрова в рацию, звучащие словно благословение всем живущим и ободрение тем, кто однажды присоединится к нему в горнем мире.

7 октября фильм выйдет в российский прокат, что большая редкость для отечественного документального кино сегодня.

«Нуучча»

Претендент на приз за лучший дебют на «Кинотавре» и новая демонстрация триумфа якутского кино, вдруг оказавшегося флагманом отечественного художественного кинематографа. В Якутии произошло нечто феноменальное: начавшись как чисто коммерческое, вторичное, жанровое и микробюджетное субкультурное явление, способное окупать себя лишь на своей территории, тамошнее кино вдруг перешло в новое состояние, потому что именно в этой республике сегодня создаются авторский шедевр за авторским шедевром. Якуты победили в прошлом году на «Кинотавре» и «Окне в Европу», а до этого они получали награды на ММКФ. А фильм «Нуучча» стал победителем в конкурсе Карловых Вар меньше месяца назад.

«Нуучча» открывает, вероятно, новый этап в якутском кинематографе и обозначает зарождение тренда: это синтез якутского и «центрального», «московского» кино. Снята лента в Якутии, якутским бурятом Владимиром Мункуевым, но Мункуев учился у Бориса Хлебникова, который стал и продюсером фильма, и фактически его художественным руководителем. Оператором выступил известный документалист Денис Клеблеев. Режиссер монтажа и все работники постпродакшена были в Москве. К проекту подключились Евгений Никишов и Валерий Федорович. Главная роль — у Сергея Гилева, который после сериала «Чики» стал суперзвездой и сегодня — один из самых востребованных актеров: его можно увидеть в «Пищеблоке», «Хрустальном», «Контакте», а скоро с ним выйдет «Декабрь» Клима Шипенко. В общем, налицо копродукция, пусть и в пределах одного государства.

История, рассказанная в фильме, как ни странно, покажется многим подозрительно знакомой. Благодаря «Кочегару» Балабанова, где в ткань повествования был вплетен рассказ «Хайлак» Вацлава Серошевского, этот сюжет знают в общих чертах все: в XIX веке русского каторжника подселили в бедную якутскую семью, и он завел там новые порядки. Именно по мотивам «Хайлака» и написан сценарий «Нууччи». Как и у Балабанова, налицо антиколониальный пафос этого сюжета, но Мункуев сместил акценты. Русский у него не столько агрессор, сколько жертва, и все тут — жертвы перед лицом безжалостной, но вечно прекрасной природы. Фильм невероятно красив своими пейзажами, деревенскими интерьерами, эффектно запачканными потом и грязью персонажами. Страшно смотреть на безысходность, мучающую этих голодных людей, которым некуда бежать друг от друга. Но и оторваться от кино нельзя.

«Нуучча» — один из самых ярких фильмов года. Симбиоз принес невероятные плоды, в том числе рождение нового крупного автора — Мункуева. Дата выхода в прокат пока не объявляется.

«Мама, я дома»

Владимира Битокова на «Кинотавре» знают давно. «Глубокие реки» — дебютная работа выпускника кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова — получила здесь в 2018 году приз за лучший дебют. Но никто не мог предположить, что сразу после этого Александр Роднянский возьмет Битокова под свою опеку, и в 2021 году они представят настолько шокирующий, глубокий и талантливый фильм, как «Мама, я дома». Только что его показывали в Венеции в программе «Горизонты», а на «Кинотавре» он вне конкурса, спецпоказом.

Впервые российское кино поднимает тему частных военных компаний — в одну такую записался служить сын главной героини, провинциальной водительницы автобуса Тони, которую играет Ксения Раппопорт. Практически неузнаваемая, в сложнейшем гриме, актриса кажется здесь выцветшей во всех отношениях женщиной. Но когда ей сообщают, что сын погиб где-то в Сирии, а тело его даже не найдено, у нее срывает крышу — иначе не скажешь. Она устраивает скандалы чиновникам, выходит на одиночные пикеты, организовывает громкие акции — и всё зря, потому что формально сын не российский военнослужащий, искать его никто не собирается, и всем хочется, чтобы мать поскорее приняла отступные и успокоилась. А когда власть имущие понимают, что она не останавливается, ей подбрасывают «сына» (Юра Борисов), и начинается практически хоррор. Битоков доводит ситуацию до гротеска: похоже, «сыну» подчиняется весь город, а где-то рядом кафкианские местные дельцы зачем-то отстраивают шикарную дачу для президента...

Дата выхода в прокат неизвестна.

«Общага»

Алексей Иванов пользуется славой самого экранизируемого российского писателя — и едва успевает сочинять новые романы, чтобы для постановок еще хоть что-то оставалось. Другое дело, что большинство фильмов и сериалов по его произведениям чаще всего вызывают справедливую критику: увлекаясь изгибами фабулы, авторы обычно забывают об атмосфере и делают ее куда более одномерной, чем она прописана у Иванова в его магических грозных «вселенных».

Роман Васьянов, для которого это режиссерский дебют, как раз уже много лет специализируется на создании атмосферы. В мировом кинематографе он известен как оператор, снявший целый ряд качественных голливудских блокбастеров. Среди них наиболее заметные — «Ярость» и «Отряд самоубийц». Также он снял культовый полицейский триллер «Патруль» с Джейком Джилленхолом и «Стену» Дага Лаймана. Кроме того, Васьянов работал над тремя фильмами Валерия Тодоровского: «Тисками», «Стилягами» и «Одессой». В общем, то, что Васьянов решил дебютировать именно в России, да еще и камерной ретродрамой про советских студентов, — приятный сюрприз. А неприятный заключается в том, что фильм не выйдет в кино, а сразу после «Кинотавра» стартует онлайн.

«Общага» — это рассказ о том, как бесшабашный студенческий быт с пьянками, флиртом и поисками самих себя неожиданно прерывается: одна из студенток спрыгнула с крыши. Главный герой, Забела, оказался свидетелем, друзья его поддержали, начался скандал, пошли выселения и отчисления. Но ребята вовсе не собираются сдаваться и съезжать из свердловской общаги, и их приключения там становятся всё опаснее и увлекательнее. Многие считают этот фильм фаворитом «Кинотавра», потому что в нем нет радикальности, которая может кого-то покоробить. Это очень зрительское, хорошо сыгранное кино с крепким дразнящим сюжетом — и, пожалуй, менее мрачное, чем это обычно свойственно прозе Иванова.

Читайте также
Прямой эфир