Последнее выступление президента Турции Реджепа Эрдогана на Генассамблее ООН, в котором он заявил о «защите территориальной целостности и суверенитета Украины», а также об «аннексии Крыма», снова отбросило тень на российско-турецкое сотрудничество. Тем более ранее официальная Анкара поставила под сомнение и результаты недавних выборов в парламент, которые состоялись в этом российском регионе. В подобных условиях перспективы развития сотрудничества двух государств не очевидны — вполне возможно, потребуется пересмотр некоторых позиций российских властей. Во всяком случае пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков и официальный представитель МИДа Мария Захарова не оставили без внимания очередную попытку турецкого руководства «усидеть на двух стульях», тем более в преддверии визита Эрдогана в Москву, намеченного на 29 сентября.
Выходит, что, с одной стороны, в последние пять лет мы наблюдаем расширение военно-технического сотрудничества с покупкой второй партии дивизионов ЗРК С-400 «Триумф», отмечается интерес Турции к другим перспективным видам российского вооружения, Су-57 и Checkmate. При этом, с другой стороны, Анкара считает возможным сомневаться в принадлежности российских территорий, а значит, ставить под вопрос и суверенитет РФ.
А ведь Москва и Анкара уже накопили богатый опыт сотрудничества по сложнейшим региональным проблемам в Сирии, Ливии, Карабахе. Во многом благодаря последовательной линии российского руководства стал возможен астанинский процесс и стабилизация обстановки в Сирийской Арабской Республике, что, несомненно, отвечает стратегическим интересам Турции. Которой, думаю, следует напомнить: беженцев на турецко-сирийской границе могло бы оказаться на порядок больше, пусти РФ ситуацию на самотек. Фактически астанинский формат укрепил международные позиции Турецкой Республики, заставил считаться с мнением Анкары.
В Нагорном Карабахе взвешенная оценка Россией происходящего во время прошлогодней войны между Арменией и Азербайджаном не дала конфликту выйти за известные пределы, позволила Турции сохранить лицо. При этом Москва не нарушила обязательств и перед своим союзником по ОДКБ — Арменией.
Стоит вспомнить и летние пожары в Турции, которые, по разным оценкам, затронули более 30 регионов страны, нанеся удар по побережью Эгейского и Средиземного морей. Об уроне сельхозугодьям, которые обеспечивают внутренний рынок продуктами питания, можно даже не говорить. И именно российская авиация внесла весомый вклад в скорейшее решение проблемы. Если не спасла турецкие курорты и фермерские хозяйства от полного уничтожения.
И, наконец, энергетическая безопасность, о которой так много говорят турецкие власти в попытках уйти от зависимости во взаимоотношениях с Западом. Проект «Турецкий поток» вывел экономику республики на новые перспективы, насытив потребности внутреннего рынка. Можно вспомнить и о стремлении Турции стать газовым хабом, предлагая свои услуги странам Запада и Востока. И в этом отношении АЭС «Аккую» существенно дополняет и подчеркивает взаимодействие двух государств. В последнем проекте Россия не только предоставила турецкой стороне максимально выгодное предложение в рамках модели «Строй, владей, эксплуатируй», но и организовала обучение местных специалистов.
Между тем отношения Турции с США и ЕС, мягко говоря, оставляют желать лучшего. В Брюсселе и Вашингтоне не торопятся признавать за Анкарой право вести независимый курс, и о равноправии не может быть и речи. Турция уже более трех десятилетий ждет на пороге ЕС, но никто не горит желанием видеть страну в этом объединении. Белый дом так и не отказался от покровительственной манеры общаться с турецкими партнерами, пытаясь диктовать им, какое вооружение и на каких условиях покупать. Общаются с Турцией и на языке рестрикций — например, «алюминиевые санкции» были избраны в качестве инструмента при экс-президенте США Дональде Трампе.
Может быть, на Востоке дела у Турции обстоят лучше? Ошибочный курс под названием «Асад должен уйти», сомнительные связи с различными вооруженными группировками на Ближнем Востоке, откровенное вмешательство во внутренние дела исламских стран привели республику едва ли не к разрыву отношений с ОАЭ, Египтом, Саудовской Аравией и другими международными игроками. В Афганистане турки потеряли практически все позиции, потому что талибы (запрещены в РФ) сочли их присутствие в Кабуле продолжением оккупации США. Несмотря на громкие заявления Анкары в стиле «Мы договоримся с талибами лучше других», наладить реально работающий диалог удалось только Москве и ее дипломатам. И это при том, что турки два десятилетия находились в этой стране и имеют религиозное, а местами и этническое родство с местным населением.
Выходит, что и здесь без России не обойтись.
А пока же турецким властям лучше определиться с приоритетами и научиться отвечать за свои слова. И действия.
Автор — директор Центра изучения Новой Турции
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора