Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Стартует премьера сериала Авдотьи Смирновой по сценарию Анны Парнас и Джона Шемякина «Вертинский». Один из самых ожидаемых проектов осени представляет собой кинобиографию известного русского шансонье XX века. Исполнитель главной роли Алексей Филимонов не перечитывал все его биографии и признался, что они с Вертинским совершенно разные. Почему надлом и трагедия шансонье несколько преувеличены, чем кино лучше театра и как он стал артистом, он рассказал в инетрвью «Изестиям».

«Надлом и трагедия Вертинского несколько преувеличены»

— История начинается в 1915-м, когда 25-летний Александр делает свои первые шаги на сцене, а заканчивается в 1950-е, на закате карьеры большого артиста. Как готовились к роли — читали ли его воспоминания, письма, смотрели фильмы о нем?

Не скажу, что много о нем читал, мне было достаточно слышать его песни, видеть видеозаписи и фотографии. Я играл свое ощущение от Вертинского, с которым до начала съемок меня ничего особенно не связывало, кроме разве что принадлежности к актерской профессии. Более того, мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком. Я не такой. В глубине души, во время съемок, чувствовал, что он меня «поддерживает». Я всегда ему говорил про себя спасибо… На самом деле наше воображение дает нам намного больше, чем чтение мемуаров, подробный разбор биографии… Так же сказала и Дуня — играй свое ощущение…

Алексей Филимонов и Авдотья Смирнова на премьере сериала «Вертинский»

Алексей Филимонов и Авдотья Смирнова на премьере сериала «Вертинский»

Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

— Рассказывают, что кастинга не было, поскольку Авдотья Смирнова сразу же выбрала вас — разглядела природное благородство, тонкость и изысканность, несмотря на многочисленные роли бандитов и гопников.

— Ну вот и мне пришлось наконец поработать по профессии. Зачем-то же я учился. А перед съемками пришлось брать уроки вокала, до «Вертинского» я не пел 12 лет.

— Надо сказать, что вы отлично исполнили все песни: «То, что я должен сказать», «В степи молдаванской…», «Кокаинетка», «Лиловый негр», «Танго «Магнолия», «Без женщин», «Над розовым морем», «Желтый ангел», «Доченьки» и «Я всегда был за тех…»

— Фишка в том, что когда просто слушаешь песни и когда начинаешь их исполнять, открывается нечто концептуально иное. В каждой песне — вся его суть…

Кадр из сериала «Вертинский»
Фото: Кинокомпания «Глобус-фильм»

Каков ваш Вертинский? Он для вас трагическая фигура, чья жизнь была расколота на «до» и «после» или, с некоторой поправкой на время, он все же баловень судьбы?

Мне кажется надлом и трагедия Вертинского несколько преувеличены: он был человеком богемы, легким и веселым, его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы, несколько раз за жизнь он становился сказочно богатым, потом всё терял, беднел. Его сценическая пластичность, тембр и диапазон голоса вкупе с ни на что не похожим стилем выступления, а это певучий речитатив с грассированием, принесли ему огромный успех. Мир богемы, литературные кружки, общение с российской, а по возвращении Вертинского на Родину и советской интеллигенцией — жизнь артиста всегда была насыщенной. Между прочим, его не посадили после возвращения в СССР — это же невероятно! До сих пор непонятно, как ему удалось избежать этой участи.

Лента строится вокруг реперных точек его биографии — эмиграция, возвращение, позднее семейное счастье?

— Документальная составляющая там важна: это портрет большого артиста на фоне эпохи. Первая мировая, распад Российской империи, революция, нацистская Европа, Вторая мировая и погружение в новый мир СССР. Жизнь артиста делится на «до» и «после» Гражданской войной. Ревущие двадцатые, переломные и кризисные тридцатые, военные сороковые. Съемки проекта проходили не только в России, но еще в Турции и Венгрии. Между прочим, были очень тяжелые смены, когда спать приходилось только в дороге. Запомнился такой марафон — снимались сутки в Москве, потом полетели в Будапешт — там работали сутки, снова погрузились в самолет, полетели в Питер — и снова. Но трудности — это не главное, важнее создать по кирпичикам образ, передать эмоциональный фон артиста, жизнь его души.

Кадр из сериала «Вертинский»
Фото: Кинокомпания «Глобус-фильм»

Что, как вам кажется, вдохновляло Вертинского?

— Женщины. Он жил от влюбленности к влюбленности. Большая история связывала моего героя с Верой Холодной, которую играет Паулина Андреева, — именно она помогла будущей звезде немого кино дебютировать, ей посвящены его первые песни. Следующим серьезным увлечением стала Марлен Дитрих, которую играет Вика Исакова. Они познакомились в Париже, позже встретились в Америке, вскоре Вертинский переехал в ее роскошный особняк на Беверли-Хиллз. Жена появляется только в финале — ее играет 15-летняя актриса: ей по сценарию 19, ему 50. Очень интересная задача — взять такой возрастной диапазон. Чтобы я мог играть пожилого Вертинского, меня долго гримировали, подкладывали в костюм «толстинку» из овечьей шерсти, приходилось носить это в самую жару. Я даже похудел за время съемок.

Костюмы в этом фильме — отдельный художественный мир...

— Женские костюмы делала Светлана Тэгин, вторым художником был лауреат премий «Золотой Орел» и «Ника» Дмитрий Андреев, он шил одежду мужских персонажей, актеров второго плана и массовых сцен. Внимание к деталям одеяний было максимальное. Вера Холодная носила черно-белый бархат, Марлен Дитрих ходила в мехах и перьях, а я весь фильм хожу на каблуках — 7 см. Вертинский же был высокий, а во мне метр и 73 см. В интернете написано, что во мне метр и 81 см, и бывает, что приглашают на кастинги и видят... некоторое несоответствие.

«Визитная карточка» может быть только масскультной»

Как думаете, роль Вертинского станет вашей новой визитной карточкой?

— Этого никак нельзя предугадать. А сейчас моя «самая знаковая роль в кино» — Вовка из второго «Бумера». Бывает, встречают на улице и кричат: «Вовка! Вовка!».

Это при том, что вы снимались у Вырыпаева, Лунгина, Бычковой, Волошина, получали призы «Кинотавра» и Сахалинского фестиваля «Край света»…

— Да, но это всё синефильские ленты, а «визитная карточка» может быть только масскультной.

Кадр из сериала «Вертинский»
Фото: Кинокомпания «Глобус-фильм»

Расскажете, как пришли в профессию? С детства мечтали о сцене?

— Не то чтобы с детства мечтал, там, где я рос об актерстве как-то не помышляли. Я закончил школу и твердо решил, что больше никогда не буду учиться, потому что школу я, как водится, ненавидел. Учительница по литературе и русскому языку, заметив такие настроения, стала интересоваться, что, мол, дальше собираешься делать? А я и понятия не имел. Она чуть ли не за руку привела меня в Иркутское театральное училище — новые знакомства перевернули мое представление о мире. Оказалось, что есть на свете люди, с которыми можно говорить. Кстати, Иван Александрович Вырыпаев учился там же, а при мне был педагогом по ритмике на старших курсах. Плотно общаться мы стали уже в Москве, когда я снимался в его фильме «Кислород».

Вы много играли в театре — «Холостой Мольер» в «Школе современной пьесы», в спектакле «Снегири» в Театре на Малой Бронной. На вашем счету «Вий», «Нос», «Колесо фортуны». Вы больше театральный актер или киношный?

— С театром я временно завязал, потому что переиграл, похоже. Все эти спектакли замечательные, но числиться в труппе не хочу. Это только со стороны кажется, что на сцене ежечасно происходит какое-то волшебство, на самом деле это тяжелая работа, и зачастую весьма рутинная. Служить в репертуарном театре значит со временем превратиться в Актера Актерыча, который каждый вечер играет одно и то же. Кино дает шанс выдохнуть, подумать, вжиться в образ.

У вас есть роль мечты?

— Конечно.

Какая?

— Как всегда, та, которую не дают. То есть их вообще-то много.

— Дадут?

— Надеюсь. Мои мечты — сбываются.

Справка «Известий»

Алексей Филимонов — актер театра и кино. Родился в Иркутске, окончил Иркутское театральное училище (курс В. Дуловой), а затем РАТИ-ГИТИС в Москве. Сыграл в эпизоде фильма «Бумер. Фильм второй», затем получил главную роль в «Кислороде» Вырыпаева. Среди его следующих киноработ «Короткое замыкание», «Жить», «Еще один год» (приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре», «14+», «Про любовь», «Человек, который удивил всех», «Бык», «Большая поэзия», «Девятаев» и сериал «Выжившие».

Читайте также
Прямой эфир