
АББещали вернуться: сможет ли шведская группа снова стать актуальной

ABBA возвращается. Легендарная шведская четверка воссоединилась через 40 лет после выхода последнего студийного альбома, анонсировав концерт своих голограмм и новый лонгплей — 10 песен! Две из них уже можно оценить. Выпущенные вечером 2 сентября, менее чем за сутки синглы собрали миллионы прослушиваний и сотни тысяч лайков на YouTube, но не попали в мировые чарты на стримингах, возглавив только шведский топ. Станет ли ABBA по-настоящему актуальной в XXI веке? И насколько удачен представленный музыкальный материал? «Известия» изучили вопрос и собрали мнения представителей индустрии.
Долгожданное событие
Шведская группа ABBA была образована в 1972 году, а в 1974-м, после победы на «Евровидении» с песней Waterloo, она стала одним из самых популярных поп-коллективов на континенте. Пик славы ABBA пришелся на вторую половину 1970-х, когда появились песни Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight), Money, Money, Money, Dancing Queen, Mamma Mia. Но уже в начале следующего десятилетия творчество ABBA стало выходить из моды, а отношения между участниками — портиться. В итоге альбом 1981 года The Visitors оказался последним в XX веке студийным лонгплеем четверки.
Новый всплеск интереса к ABBA произошел уже на рубеже тысячелетий, когда вышел сверхуспешный мюзикл Mamma Mia! на песни группы, позже экранизированный в Голливуде с блестящим актерским составом. И уже во второй половине 2010-х стали циркулировать слухи о возможном воссоединении артистов. А в 2018-м появилась достоверная информация, что Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон и Анни-Фрид Лингстад снова собрались в студии.
Новых песен, однако, пришлось ждать три года, причем до последнего момента музыканты сохраняли интригу: вплоть до старта трансляции на YouTube вечером 2 сентября публика не знала, что же ABBA приготовила, хотя почти все эксперты сходились в том, что должны быть и новые песни, и шоу голограмм.
— Они точно записали две новые песни и завтра могут представить одну из них, — сказала «Известиям» накануне события Хельга ван де Кар, основатель международного фан-клуба ABBA. — Участников группы мы увидим онлайн, а именно их голограммы. Насколько мне известно, они начали разрабатывать шоу еще в 2016 году.
В свою очередь, официальный биограф ABBA Карл Магнус Пальм ожидал пяти новых песен, и та же информация циркулировала в таблоидах.
Реальность оказалась в чем-то даже более впечатляющей: хотя пока что были опубликованы лишь две композиции — I Still Have Faith In You и Don’t Shut Me Down, ABBA анонсировала полноценный десятитрековый альбом — Voyage, который выйдет в ноябре, а также концертное шоу, где вместо постаревших артистов на сцену выйдут их голограммы. Они были созданы по технологии motion capture с помощью 160 камер, зафиксировавших движения и даже мимику Агнеты, Бьорна, Бенни и Анни-Фрид.
Верим в ABBA
Что же представляют собой новые песни? I Still Have Faith In You начинается как лирическая баллада под фортепиано с деликатными симфоническими вкраплениями и постепенно вырастает до настоящего гимна. Причем в кульминации к оркестру присоединяется рок-секция, а общая продолжительность композиции превышает пять минут. Don’t Shut Me Down — более танцевальная и вовсе лишенная пафоса. Припев же заставляет вспомнить классическую ABBA и вызывает острое ощущение дежавю. Хорошо это или нет — вопрос спорный.
«Известия» попросили послушать новые песни ABBA известных российских композиторов.
Художественный руководитель и главный дирижер оркестра им. Силантьева, заслуженный деятель искусств РФ, автор многих мюзиклов и песен Александр Клевицкий отметил, что оба трека сделаны очень здорово. По его словам, ABBA доказывает, что по-прежнему может создавать поп-музыку высочайшего уровня.
— Признаюсь, я приступал к прослушиванию с опаской — боялся, что коллектив будет гнаться за музыкальной модой. Но нет, это настоящая классическая ABBA, хотя и на каком-то новом этапе. Не уверен, что молодежи это придется по вкусу, однако для меня это — как глоток свежего воздуха. Перефразируя название новой песни, могу сказать: я по-прежнему верю в ABBA! — заявил композитор с воодушевлением.
— Обе новые песни мне очень понравились, но I Still Have Faith In You меня просто потрясла, — продолжил Александр Клевицкий. — Она весьма непроста — обратите внимание на переменный размер, симфоническую аранжировку. Но в то же время там такое яркое мелодическое начало, что публика это наверняка почувствует и оценит. Don’t Shut Me Down попроще, зато мы слышим там моментально узнаваемый ансамблевый вокал, фирменный для ABBA.
Схожее мнение высказал и председатель правления Союза композиторов РФ, народный артист России, создатель одной из первых советских рок-опер «Крик кукушки» Рашид Калимуллин.
— Прослушав песни, я будто попал в молодость. Тогда, в 1970-е годы, я учился в консерватории, и ABBA была настолько популярна, что из всех комнат нашего общежития частенько звучали песни именно этой группы. Сейчас мы слышим прежние мелодические и гармонические обороты, и, хотя появилось и что-то новое, в целом можно смело сказать: да, это ABBA! — отметил Рашид Калимуллин в беседе с «Известиями». — Хорошо, что музыканты решили воссоединиться. Конечно, они уже не молоды, но голоса остались молодыми. Поэтому хочется пожелать, чтобы всё это было не ради одного клипа или шоу. Надеюсь, еще хотя бы несколько лет они будут радовать нас своим творчеством.
ABBA против Канье
Что интересно, песни ABBA на момент написания этой статьи не попали в топы ежедневных мировых чартов ни на Spotify, ни на Apple Music, где первую десятку практически полностью оккупировал Канье Уэст с треками из Donda. Разве что в шведском топ-50 Apple Music обе песни ABBA — на вершине. В Великобритании, по версии того же сервиса, они заняли 50-ю и 54-ю позиции. В аналогичном российском списке группа не представлена вовсе, хотя уж где-где, а в нашей стране ее всегда любили.
На YouTube дела обстоят лучше. На официальном канале ABBA видеоролик I Still Have Faith In You за 17 часов преодолел отметку в 4,4 млн, а Don’t Shut Me Down — 1,8 млн. Соотношение лайков и дизлайков — прекрасное: новые композиции оценивали позитивно примерно в сто раз чаще. Кстати, любопытно, что вышедшее в тот же день видео Канье Уэста Come To Life (фрагмент его третьего стадионного прослушивания Donda, где артист себя поджигает) собрало всего 1,5 млн. А возглавляющую чарты по всему миру Hurricane с той же пластинки на YouTube прослушали 3 млн раз, однако это результат за четыре дня.
В Spotify отмечают, что аудитория группы в последние годы сильно помолодела.
— Несмотря на то, что пик популярности ABBA пришелся на 1970-е и 1980-е годы, наибольшая доля прослушиваний приходится на аудиторию от 18 до 24 лет, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Spotify. — Прослушивания треков ABBA в этом возрастном сегменте выросли с 2014 года на 50%. А общее ежемесячное количество слушателей группы составляет более 17 млн.
Поможет ли это коллективу вернуться надолго — или же альбом Voyage и концерт голограмм останутся разовыми акциями? По крайней мере, до выхода лонгплея это спрогнозировать трудно. Текущие результаты не позволяют оценить камбэк ни как триумф, ни как провал. Но если остальной материал пластинки окажется не хуже двух первых песен, а артисты не рассорятся вновь, ABBA вполне может занять свое место под солнцем. И — создать новый концертный феномен, если идея с голограммами приживется и будет воспринята другими группами прошлого века.