Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Замминистра транспорта Игорь Чалик поручил Росавиации и Ространснадзору организовать проверки 35 ведущих авиакомпаний России, выполняющих коммерческие перевозки. Это следует из протокола с совещания по вопросу совершенствования безопасности полетов гражданской авиации в стране (есть у «Известий»). Проверки перевозчиков уже начались: в августе Росавиация проинспектировала около десяти авиакомпаний, а в сентябре планирует провести контрольные мероприятия в более чем 15, сообщил источник, близкий к Минтрансу. Проверки обусловлены произошедшей в начале июля катастрофой самолета Ан-26 на Камчатке, в которой погибло 28 человек, сказал собеседник «Известий» в одном из перевозчиков. Опрошенные «Известиями» авиакомпании сообщили об улучшении уровня безопасности полетов в этом году. Эксперты же указывают на то, что усиление контроля не повысит уровень безопасности полетов, и предлагают сосредоточиться на превентивных мерах по управлению безопасностью.
Массовые проверки
В конце июля замминистра транспорта Игорь Чалик (экс-летный директор «Аэрофлота») поручил главам Росавиации и Ространснадзора Александру Нерадько и Виктору Басаргину организовать проверки 35 ведущих авиакомпаний России, осуществляющих коммерческие перевозки. Это следует из протокола с совещания под председательством министра транспорта Виталия Савельева, которое было посвящено вопросу совершенствования безопасности полетов гражданской авиации России (есть у «Известий»). Также федеральному агентству и службе по надзору в сфере транспорта поручено проверить их территориальные органы.
На совещании 23 июля обсуждался комплекс первоочередных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления безопасностью полетов в России, следует из протокола. По его результатам Росавиации и Ространснадзору поручено также усилить административную ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов и выполнения полетов. Другие поручения связаны с организацией летной работы, подготовкой пилотов и их проверками, присвоением классов квалификации членов летных экипажей и другими вопросами.
Согласно протоколу с совещания, Росавиация и Ространснадзор должны были предоставить в Минтранс планы-графики проверок авиакомпаний до 6 августа. В Росавиации сказали «Известиям», что документ составлен, направлен в Минтранс и выполняется. Необходимость проведения контрольных мероприятий связана с оценкой соблюдения обязательных требований в области гражданской авиации, сказали «Известиям» в Ространснадзоре. Там добавили, что если по результатам проверок найдут нарушения воздушного законодательства, будут приняты необходимые меры инспекторского и административного реагирования.
По словам источника «Известий», близкого к Минтрансу, за август Росавиация проверила уже около десяти авиакомпаний, а в сентябре планируется проверить свыше 15 коммерческих эксплуатантов. В число 35 ведущих перевозчиков страны, выполняющих коммерческие перевозки, по данным Росавиации, входят авиакомпании группы «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», Utair, Nordwind, Smartavia, Red Wings, Azur Air, «Азимут», Pegas Fly, Nordstar, «Ямал», Royal Flight, «Аврора», «ИрАэро», «Якутия» и другие. На долю этих 35 перевозчиков приходится 99,6% перевезенных пассажиров в январе-июле, следует из раскрываемой Росавиацией статистики работы гражданской авиации.
Проверки связаны с катастрофой пассажирского самолета Ан-26 на Камчатке, которая произошла 6 июля, утверждает источник «Известий» в одной из российских авиакомпаний. На борту воздушного судна «Камчатского авиапредприятия» находились шесть членов экипажа и 22 пассажира, все они погибли после того, как заходивший на посадку самолет врезался в отвесный скалистый берег на удалении 3,6 км от аэродрома Палана. По словам собеседника «Известий», в промежуточном отчете расследователя — Межгосударственного авиационного комитета — в качестве причины указан человеческий фактор.
Основное содержание контрольных мероприятий Росавиации и Ространснадзора касается проверки соблюдения авиакомпаниями федеральных авиационных правил в области подготовки, переподготовки, работы летного экипажа — всё, что может повлиять на безопасность с точки зрения человеческого фактора, пояснил источник «Известий» в одной из авиакомпаний. Контрольные мероприятия двух органов во многом дублируются, добавил собеседник в другом перевозчике.
Основной показатель уровня безопасности полетов в том числе российских авиакомпаний — коэффициент SAFA (safa ratio), введенный Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Он рассчитывается на основании перронных проверок воздушных судов российских эксплуатантов в аэропортах государств — участников программы SAFA для оценки их соответствия применимым стандартам безопасности.
В 2020 году по всем российским эксплуатантам коэффициент составил 0,54 при пороговом значении в две единицы и выше, при котором предусматривается принятие уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующих профилактических мер, следует из доклада о работе Росавиации за прошлый год. Там сказано, что проверки агентства положительно сказываются на коэффициент SAFA: инспекторами Росавиации и ее территориальных органов проведено в 2020 году 442 проверки воздушных судов российских эксплуатантов на перроне, по результатам которых было выявлено 234 замечания и 88 несоответствий. При этом по итогам прошлого года ни одна российская авиакомпания не рассматривалась для включения в так называемый «черный список» ненадежных перевозчиков, устанавливающий ограничение на выполнение полетов в аэропорты государств — участников программы SAFA, отмечено в отчете.
Безопасность на уровне
В опрошенных «Известиями» авиакомпаниях заявили о повышении уровня безопасности полетов в этом году.
— Для оценки безопасности полетов в «Аэрофлоте» и дочерних авиакомпаниях применяется комплексный интегральный показатель — уровень безопасности полетов. Показатель разработан на основе вероятностей возникновения особых ситуаций полете. Его расчет производится по специальной формуле на основе статистики авиационных событий с воздушным судном. При этом оценка той или иной ситуации требует индивидуального экспертного подхода к анализу каждого события путем принятия взвешенного решения с учетом многофакторности, — сказал «Известиям» официальный представитель авиакомпании Михаил Демин.
Источник «Известий» в группе «Аэрофлот» сообщил, что на 31 августа значение уровня безопасности полетов у авиакомпании составило 99,97%, что соответствует высокому уровню. По его словам, в прошлом году показатель был на уровне 99,965%. Оба значения находятся выше заданного советом директоров «Аэрофлота» — 99,957%, заключил он.
В S7 Airlines заявили «Известиям», что количество зафиксированных инцидентов на конец августа сократилось по сравнению с прошлым годом на фоне существенного увеличения выполняемых рейсов. У авиакомпании рейтинг инспекций SAFA составляет 0,03, добавил представитель перевозчика. У Smartavia этот коэффициент равняется 0,38, указали там.
Вопреки всем вызовам пандемии «Уральским авиалиниям» удалось сохранить приемлемый уровень безопасности как при резком провале объемов перевозок в период локдауна, так и при возвращении интенсивности полетов в текущем году, сказала «Известиям» пресс-секретарь компании Вера Гасникова. По ее словам, по итогам полугодия воздушные суда авиакомпании налетали в два раза больше летных часов в сравнении с 2020-м, что на 12% меньше, чем в 2019-м.
— Количество авиационных событий на 1 тыс. часов налета в текущем году осталось как на уровне прошлого года, так и на уровне среднего значения пяти лет, а число авиаинцидентов — ниже среднего пятилетнего значения на 7,7%. Комплексный показатель безопасности полетов находится в зоне «высокий уровень», — пояснила она.
Показатель безопасности полетов у Red Wings находится на постоянно высоком уровне — как по оценкам EASA, так и по рекомендуемым Росавиацией методикам расчета, которые учитывают серьезность авиационных событий, сказали в компании. Там добавили, что перевозчик успешно проходит проверки регулятора и надзорных органов.
В других авиакомпаниях и Минтрансе на запрос «Известий» не ответили.
Нынешняя ситуация показывает неплохой уровень безопасности полетов в коммерческих авиакомпаниях страны, сказал директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий. По его словам, различные проверки, которые проводятся в компаниях, безусловно, полезны. Но, по мнению эксперта, хорошо было бы действовать в духе приложения 19 конвенции Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая сосредоточена именно на превентивных мерах по управлению безопасностью полетов, а не на реагировании на уже произошедшие отдельные катастрофы и инциденты. Именно такая работа может действительно повышать уровень безопасности полетов, а не распоряжение о том, что необходимо усилить контроль и ужесточить ответственность, заметил эксперт.