Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Общество
Временные ограничения на работу введены в аэропортах Волгограда и Саратова
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина не будет без распоряжения властей вводить вход по ковид-сертификатам, а подростков с «Пушкинской картой» бесплатно пустят на любую выставку и раз в неделю смогут предоставить сверстника-проводника по молодежным программам. Об этом «Известиям» рассказала директор музея Марина Лошак в преддверии осеннего выставочного сезона.

«NFT — это всё еще очень зыбко»

— На днях состоялось вручение премии «Инновация», которую организует ГМИИ имени Пушкина. Какие тенденции в работах победителей и номинантов этого года вы можете отметить?

В 2020 году, по итогам которого мы вручали премии, мы все оказались в состоянии изоляции, и вместе с тем виртуальный мир соединил нас невероятно плотными узами. Это такой парадокс: с одной стороны, ты замкнут в пространстве, а с другой — очень открыт благодаря новым технологиям. Оказалось, что люди крайне нуждаются в «теплоте прикосновений», даже через интернет. Такую возможность дают медиапроекты, поэтому именно они были в этот раз в центре внимания.

Что еще мне кажется важным: среди художников сегодня всё больше людей, думающих о будущем. Очень много арт-проектов оказались связаны с экологией, отношением к животным, ответственностью за мир, который остается после тебя.

— В продолжение темы медиапроектов не могу не спросить у вас о модном направлении NFT. Мы видим, что в последние годы в ГМИИ активно развиваются коллекционирование и демонстрация цифрового искусства. Эта сфера очень близка вам. Однако первым музеем в России, выпустившим NFT на основе своих произведений, стал Эрмитаж. Почему не вы? И планируете ли вы двигаться в том же направлении?

— Именно потому, что мы глубоко в этой теме — многие сотрудники ГМИИ давно этим занимаются, участвуют в разных переговорах, — мы не торопимся. Не хочется делать поспешный шаг, не имея возможности толком спрогнозировать следующий. Нам не нужен хайп на NFT — нужны взвешенные решения. Мы ведь с вами говорим про музей. А музей должен в таких ситуациях немного замедлиться и посмотреть, как всё развивается, на какой уровень выходит.

— Но гипотетически вы как-то видите использование NFT Пушкинским музеем?

Пока я вижу это только как форму фандрайзинга, а не как область искусства. У нас есть отдел, который продает право на использование произведений. Это то же самое.

Марина Лошак

Марина Лошак

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Способ заработка?

Привлечение средств в рамках закона. Но даже с этим не стоит спешить, потому что нужно понять, каковы будут последствия. Вообще у музея очень много преимуществ на этом поле: он может гарантировать сохранность файлов, которые предоставляет, может дать безупречную экспертизу. Все произведения искусства, которые существуют в цифровом виде в широком доступе и получают NFT, таким образом инвентаризируются, у них появляется открытый провенанс (история владения. — «Известия»). Как следствие, будет меньше мошенников и всяких выдуманных историй, мифов, которые строятся вокруг вещей. Это очень важно и для рынка искусства, и для меня как директора музея.

— И тем не менее вы пока говорите только о фандрайзинге, то есть о продаже цифровых репродукций произведений ГМИИ, но не рассматриваете приобретение NFT-арта со стороны. Почему? Сейчас многие большие художники занялись этим.

Верно, но мы пока не хотим приобретать такого рода работы. Мы можем лишь делиться своими — точнее, пока не можем и даже не принимаем сейчас решений насчет этого. Мы пока что это всё только изучаем.

— То есть если появляется некий меценат и предлагает вам в подарок NFT-работы Дэмиена Херста, вы даже не будете рассматривать такое предложение?

— Пока нет. Не хочу спешить. Всё еще очень зыбко. Надо, чтобы все немного успокоились, посмотрели и внятно оценили ситуацию.

«Осенний сезон очень важен для нас в стратегическом плане»

— Какие выставки Пушкинский музей приготовил к осеннему сезону?

Это очень важный для нас сезон — даже не столько из-за тактических, сколько из-за стратегических шагов. Мы сейчас переформатируем нашу постоянную экспозицию. Это вынужденная мера, потому что весь следующий год второй этаж основного здания будет занят двумя большими выставками. Одна переходит в другую, и у нас просто не остается места для наших собственных коллекций. Поэтому мы должны были как-то переосмыслить пространство, чтобы у зрителей сохранилась возможность видеть важные вещи.

пушкинский музей
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Что это за выставки?

Первую мы давно готовим с Жан-Юбером Мартеном, выдающимся куратором и крупным историком искусства. Из нашей коллекции он складывает некие «истории», сопоставляющие произведения разных стран и эпох. Я, тоже как куратор, смотрю на его идеи и представляю, что могла бы сделать как-то иначе, но у Мартена это очень интересный, сугубо авторский взгляд.

Второй проект — наша версия выставки произведений из собрания Ивана Морозова и его брата Михаила. Мы увидим новый Пушкинский музей с совершенно другой архитектурой. Попытаемся создать, условно говоря, в привычных интерьерах нашего здания некий иной музей. Но эта работа требует времени, и, пока экспозиция Морозовых будет готовиться, на главной оси основного здания (колоннада вдоль лестницы и Белый зал. — «Известия») мы сделаем проект на основе потрясающей коллекции наших мумий, который мы давно уже готовим вместе с Курчатовским институтом и лабораторией антропологии. Впервые выставка станет отражением научного исследования. Это разговор, с одной стороны, о прикладных вещах, об изучении предметов коллекции, а с другой — о бессмертии и состоянии перехода в глобальном смысле этого слова.

— Что будет с пространством второго этажа, когда эти выставки закончатся?

— Мы будем по-новому его осваивать.

— То есть постоянная экспозиция не будет туда возвращена?

— До реконструкции — нет. Не забывайте, что уже весьма скоро — в 2023 году — всё здание уйдет на реконструкцию.

— Вернемся к ближайшим планам. Что ждет посетителей вашего второго здания — Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков?

Сейчас там демонстрируются «Музы Монпарнаса» (выставка, посвященная участницам художественной жизни Парижа конца XIX – начала XX века. — «Известия»). А 27 сентября мы откроем экспозицию Ксении Хауснер — самой выдающейся современной художницы Австрии. Мы хотели соединить два этих проекта хотя бы на одну неделю, чтобы подчеркнуть их преемственность. Но у Хауснер значительно меньше лирического начала по сравнению с монпарнасками: это брутальный, жесткий, основательный взгляд на тему женского самосознания. В свою очередь, «Муз Монпарнаса» сменит выставка коллекции семьи Герлен, ныне принадлежащая Центру Помпиду, — огромное собрание современного интернационального рисунка. Мы покажем около 200 работ. И с ними будут соседствовать произведения современных российских художников.

А 18 октября к нам приедет выставка коллекционера Маттиоли, которая в своем варианте была показана в Русском музее в Петербурге, — выдающееся собрание итальянского авангарда, включающее важнейшие работы в стиле футуризма, изумительный блок картин Моранди и Модильяни...

Обратите внимание, что демонстрация коллекций и Маттиоли, и семьи Герлен — это продолжение нашей любимой темы про коллекционеров, размышление о важности их роли внутри большого мира искусства.

выставка «Музы Монпарнаса» в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

Выставка «Музы Монпарнаса» в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Александр Авилов

— Смогут ли попасть на эти выставки школьники и студенты по «Пушкинской карте», которая действует с 1 сентября?

— Безусловно! По «Пушкинской карте» будут доступны и все выставки, и постоянная экспозиция. А еще у нас есть особое предложение: раз в неделю любой обладатель карты сможет прийти на программы направления «Пушкинский.Youth» (молодежный проект музея. — «Известия») и получить проводника своего же возраста, который поможет сориентироваться во всем этом богатстве. Ведь мало просто дать возможность бесплатно прийти к нам. Когда у тебя есть проводник-сверстник, тебе значительно проще почувствовать себя комфортно в музее.

— Обсуждается ли возможность попадания по этой карте на музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»?

— Пока нет. У нас просто нет мест: мы по-прежнему живем с 50-процентным ограничением приема посетителей, поэтому на мероприятиях «Декабрьских вечеров» смогут присутствовать всего по 150 человек — это совсем мало.

«Вводить QR-коды по своей инициативе не будем»

— Сейчас во многих странах Европы музеи ввели принцип COVID-free — то есть вход только для вакцинированных. Вы думаете об этом сценарии для ГМИИ?

Я рассуждаю прежде всего как гражданин и считаю, что всем надо вакцинироваться. Мы все обязаны заботиться не только о своем здоровье, но и об окружающих, должны быть ответственными перед людьми, которые с нами живут и работают. Что касается музея, это очень безопасное пространство по сравнению с остальным миром, у нас все ходят в масках, мы не пускаем больше посетителей, чем 50% от максимальной вместимости. Но я же не знаю, как будет развиваться ситуация и насколько мощной будет пандемия.

— Для вас, как для директора музея, система COVID-free — это в принципе приемлемо?

— Если это будет необходимо — да.

Кто будет принимать решение о необходимости?

— Не мы. В нынешней ситуации это решает город. А если городского решения не будет, то мы обойдемся без подобных мер.

Презентация «Пушкинской карты» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Презентация «Пушкинской карты» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— То есть вы не будете вводить QR-коды по своей инициативе?

— Не будем. Мы действуем в соответствии с разумом и уже умеем обеспечивать безопасность людей. У нас нет ни одного непривитого сотрудника, который бы работал с посетителями. В целом наш коллектив уже далеко перешагнул за 60% вакцинированных, а те немногие, кто еще не привился, — либо переболевшие, либо работающие на удаленке в силу своего возраста. Многие даже привились повторно. Коллектив ГМИИ в этом смысле представляет интеллигентную часть общества, которая понимает важность вакцинации.

— Извините за личный вопрос: вы сами вакцинировались?

Я уже и ревакцинировалась давно.

Справка «Известий»

Марина Лошак окончила Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова. С середины 1980-х работала в различных московских музеях и галереях. Выступила сооснователем галерей «Роза Азора» и «Проун». С 2012 года — арт-директор Московского музейно-выставочного объединения «Манеж». С 2013-го — директор ГМИИ имени Пушкина.

Читайте также
Прямой эфир