Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Власть «Рока»: фильмы, которые сделали Алексея Учителя классиком

Почему ранние творческие достижения режиссера по-прежнему актуальны
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

31 августа режиссер Алексей Учитель отмечает 70-летие. Во всех своих интервью он говорит, что больше всего боится наград «за вклад». Потому что они будут означать, что он уже сделал все самое главное и дальше нужно только почивать на лаврах. «Известия» такие призы не вручают — вместо этого мы выбрали лучшие ранние работы Учителя, которые еще долго будут смотреть и пересматривать поколения кинозрителей.

«Рок» (1987)

Что бы ни случилось дальше и сколько бы фильмов ни снял впоследствии Алексей Учитель, «Рок» всё равно останется главным в его творчестве. Совпало многое: интерес Учителя к молодежной и андеграундной культуре, его вечная (и до сих пор актуальная) идея синтезировать разные виды искусства в форме кино — и расцвет советской рок-музыки, которую перестали планомерно уничтожать, но еще не разрешили официально. Учителю повезло здесь во всем, и особенно он угадал с героями. Ведь о большинстве советских рокеров сейчас практически ничего не знают, а попавшие в фильм Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук и Олег Гаркуша до сих пор на слуху, в то время как тогда они были просто живыми легендами подполья. Из тех, кого Учитель снял в «Роке», канула в Лету только группа АВИА, но ее лидер Антон Адасинский все равно известен сегодня — главным образом как исполнитель роли Мефистофеля в «Фаусте» Александра Сокурова.

Идеально продумана композиция картины: в центре сюжета — Гребенщиков, репетирующий «Поколение дворников и сторожей», программное высказывание, неумышленно дающее ключ к расшифровке всего фильма. Не поддавшись соблазну зафиксировать как можно больше музыкальных номеров, Учитель уделил максимум внимания бытовой стороне жизни рок-легенд и беседам с ними. Те, не слишком избалованные таким отношением, благодарно впустили документальную группу в свою жизнь — и в итоге «Рок» содержит их портреты, которые с тех пор ни у кого не получилось написать лучше. Нет больше нигде таких потрясающих БГ, Цоя, Гаркуши и Шевчука. Да нет уже и тех кочегарок, подвалов, коммуналок. «Рок» — это Петербург, это перестройка, это музыка, это философия. Фильм этот можно пересматривать бесконечно — он останется в истории кино и общества навсегда.

«Обводный канал» (1990)

Если в «Роке» материал часто заслоняет от непрофессионального зрителя мастерство автора картины, то «Обводный канал» позволяет понять, насколько Алексей Учитель крупный документалист — и какой серьезной оказалась потеря для этого вида искусства, после того как режиссер ушел в игровое кино. С другой стороны, именно здесь видно, насколько тесно Учителю в рамках хроники и как резко он их раздвигает, не предупредив аудиторию. Так, в частности, в создании «Канала» участвовал театр Derevo уже упомянутого Антона Адасинского.

«Обводный канал» — это фильм-сновидение, сделанный под очевидным влиянием немецкого экспрессионизма. Линии тут искажены, пропорции изменены, и топографически заурядный объект — петербургский канал вместе со зданиями на его берегу — предстает перед нами таинственным, мистическим, в чем-то опасным местом. Это портал в другую реальность, где возможно все. В ленте нет единого сюжета — это ряд как бы неоконченных мини-новелл с неопределенными координатами. Как не раз подчеркивал Учитель, на берегах канала находятся три сумасшедших дома, три Дома культуры, духовная академия, пивная — и все они явно связаны друг с другом.

«Дневник его жены» (2000)

В своих игровых картинах Алексей Учитель продолжил соединять кино с другими видами искусства, делая их и темой разговора героев, и дополнительным средством в киноязыке. В игровом дебюте «Мания Жизели» это был балет, в «Дневнике его жены» — литература. Последние годы жизни Ивана Бунина здесь показаны как водоворот страстей, затягивающий писателя, его жену, его любовницу — и ее любовницу, юношу, влюбленного в жену, — то есть всех, кто оказался рядом с нобелевским лауреатом в то время. Авдотья Смирнова дебютировала здесь как сценарист, хотя до этого они работали с Учителем уже не первый год. А ее отец, опальный режиссер Андрей Смирнов, сыграл самого писателя настолько глубоко, что вдруг стало понятно: не только его неснятые фильмы будут вечным укором его современникам, но и его актерский талант, замеченный слишком поздно. С легкой руки Учителя Смирнова стала большим кинематографистом. На днях выйдет ее очередная работа — сериал «Вертинский». А Андрея Сергеевича после этого снимали Андрей Звягинцев, Глеб Панфилов, Валерий Тодоровский, Кшиштоф Занусси — и, конечно, сама Смирнова, когда-то написавшая роль Бунина специально под отца.

«Прогулка» (2003)

Открывать звезд — словно бы одна из важнейших целей Алексея Учителя. В «Прогулке» сыграли свои первые главные роли (и сразу стали суперзвездами) Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак, а еще в кадре появились практически вся «Мастерская Петра Фоменко» и Евгений Гришковец, который, кстати, тоже до этого в большом кино не присутствовал. Классический стиль «Дневника» никак не мог настроить на то, что «Прогулка» станет не только важнейшим молодежным фильмом 2003 года, но и превратится в культовое произведение. Трудно найти человека старше 20 лет, который бы этот фильм не смотрел, и еще сложнее — того, кому бы «Прогулка» не понравилась.

Легкая, свежая, хулиганская, «Прогулка» вся посвящена Санкт-Петербургу, по которому полтора часа бродят герои, ссорясь, влюбляясь, дразня друг друга, предавая — и любуясь городом во всех его многочисленных проявлениях. Ручная камера летает вокруг двух парней и одной девушки, стараясь не пропустить ни одной эмоции. Питер здесь — не советский и не постсоветский: это европейская столица, жители которой, дышащие свободно и легко, уверены, что у каждого из них есть неотъемлемое право на счастье. Как много изменилось здесь со времен удушливо-сюрреалистичного «Обводного канала»! И еще удивительно, что в том документальном фильме было немало всего придумано, а здесь сама реальность участвует в происходящем, так что «Прогулка» — едва ли не самая документальная работа Алексея Учителя. И, несмотря на жестокие сюжетные повороты, самая оптимистичная.

«Космос как предчувствие» (2005)

После «Прогулки» Алексей Учитель отважился на невероятно рискованный шаг: поставить картину по сценарию самого Александра Миндадзе — важнейшей фигуры позднего советского и раннего российского кино. Миндадзе в течение многих лет работал в соавторстве с Вадимом Абдрашитовым, но тот в 2003 году срежиссировал их последнюю общую картину «Магнитные бури» — и ушел из профессии, не вернувшись туда до сих пор. Многие постановщики с тех пор пытались снимать по сценариям Миндадзе, но, кажется, никто лучше Алексея Учителя не смог попасть в сложнейший текст Александра Анатольевича с его вторым и третьим дном, скрытыми смыслами и философской многозначностью.

К ансамблю актеров, с которыми он работал раньше, — Евгению Миронову, Цыганову и Пеговой — Учитель добавил дебютантку Елену Лядову, добившись, чтобы в кадре они с Пеговой выглядели почти близнецами (Лядовой пришлось набрать 12 кг). После элегантной «Прогулки» Учитель вернулся здесь к жанру, привлекающему его больше всего, — драме, тяготеющей к трагедии. Обреченностью и ужасом веет от как бы беззаботного советского портового городка, где герой Цыганова тайно готовит свой побег в никуда. Двойная реальность обывателей и «поравалитиков» усложняется парадоксальными, как всегда у Миндадзе, женскими образами. И по сей день этот фильм не растерял ни остроты, ни художественной убедительности.

Читайте также
Прямой эфир