Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле назвали условие для переговоров с Украиной
Общество
Скульптор Коробцов отметил вклад Церетели в российское искусство
Мир
Путин не планирует посещать похороны папы римского Франциска
Общество
Лесопожарные службы в России потушили 49 пожаров за сутки
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Общество
Хуснуллин призвал регионы продумать меры по повышению объема строительства жилья
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Общество
Путин назначил Алексея Исакова послом РФ в Уругвае
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Мир
СМИ сообщили о гибели более 20 человек из-за ударов Израиля по сектору Газа
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Спорт
Обладатель Кубка Гагарина Юров покинул «Металлург» и перешел в «Миннесоту»
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Похороны папы римского Франциска пройдут 26 апреля
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Весь мир выучил имя Апичатпонга Вирасетакула, когда он в 2010 году получил «Золотую пальмовую ветвь» за «Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Сегодня он один из самых признанных режиссеров и художников современности, а также парадоксальный мыслитель и удивительный собеседник. «Известия» обсудили с ним его новую картину «Память» на Каннском кинофестивале прямо накануне того, как фильму присудили Приз жюри. Первый показ этой картины в России состоится на московском Strelka Film Festival, а в прокат она выйдет 4 ноября.

«Надо прочувствовать резонанс всего мира»

— Насколько я понимаю, вы с Тильдой Суинтон готовились к этому фильму 17 лет. Как так получилось? Наверняка есть какая-то большая история? И как вы вообще познакомились с Тильдой?

Тильда увидела мой фильм «Тропическая болезнь» как раз здесь, в Каннах, и с этого началась наша дружба. Она развивалась и развивалась, у нас было сильное желание поработать вместе, создать что-то. Но нужно было что-то особое, уникальное для нас обоих. А потом в 2017 году я впервые побывал в Колумбии — и там понял: вот оно! Нашел! Это страна, где мгновенно сменяют друг друга самые различные ландшафты и погодные явления. За один день могут быть и яркое солнце, и дождь, и что угодно. В том числе землетрясения, потому что там горы. Следы землетрясений — повсюду, разные слои земной коры словно перемешаны на поверхности. Такое чувство, что Земля в этом месте говорит с человеком таким странным способом. Сюда же прибавилась сложная политическая обстановка в стране. Колумбия — пространство уязвимости, как я его ощущаю.

Через пару дней прогулок у меня возник замысел. Идея незнания — и узнавания, поиска, обучения, впитывания. Я понял, что это будет фильм-прогулка, фильм-странствие. Что там будет открытость ко всему, прежде всего к памяти. И признание того, что речь не о моей памяти или чьей-то еще, но нашей общей, всего человечества и мира, памяти как некой вибрации, к которой можно быть причастным.

— В начале фильма кажется, что он продолжает вашу прошлую картину «Кладбище великолепия»...

— Да вы что, неужели?

Кино

Кадр из фильма «Кладбище великолепия»

Фото: kinopoisk.ru

— Тоже больница, ощущение некой загадочной пандемии — вероятно, пандемии забвения. Можно ли считать эти картины дилогией?

— Пожалуй, всё несколько сложнее. Все мои работы так или иначе связаны с болезнями. «Кладбище великолепия» — это дань моему родному городу на севере Таиланда. И размышление о некой инерции этого места, после того как город долгое время находился в руках военных. А новый фильм расширяет дискурс до глобальных масштабов и общей памяти. Кроме того, у нас есть героиня, которая проходит через большое горе и должна возобновить свою связь с реальностью. Но неожиданно она обретает связь не только с людьми, но и с животными, горами...

— Очевидно, что вы создаете истории, отталкиваясь не от персонажей и их историй, а от ландшафтов. Откуда такая связь с местами?

— Думаю, всё начинается с того, что я вижу кадр, выстраиваю его, понимаю, что окажется в его рамке. Открывая для себя кадр, зритель должен понимать, что в нем не только героиня Джессика, но также деревья, камни и многие другие предметы. В том числе те, которых мы не видим, но которые можем услышать в этот момент. Надо прочувствовать резонанс всего мира. Я хочу, чтобы фокус был не столько на сюжете, сколько на бытии, на существовании настоящего времени.

«Верю, что все люди представляют собой нечто единое»

— Звук, который постоянно мерещится героине Суинтон, — вы признавались, что вас он тоже преследовал…

Это называется синдром взрывающейся головы. Погуглите, что это такое, — очень интересно. Действительно, каждый раз на рассвете вдруг: «Бабах!». Но это не звук и не боль, это нечто такое, что пытаешься объяснить, но не получается, а ты всё равно это чувствуешь. В фильме есть сцена у микшерского пульта, где Джессика вместе со звукорежиссером пытаются из библиотеки звуков выбрать тот, который раздается в ее голове. Но вся соль в том, что это в любом случае невозможно! Так что и громкий звук в фильме — это не то, что слышал я. Похож, но не то. Никто не знает, почему эта штука бывает с людьми. Может, стресс или еще что-то. Но этот синдром долгое время был со мной, а теперь его нет, и я ничего специально для этого не делал. Но в фильме очень четко отражена вот эта попытка объяснить другому то, что ты чувствуешь, попытка другого понять тебя — и трагическая неполноценность этого опыта, потому что всё равно до конца не получается. Ни объяснить, ни понять.

— То есть вы сидели со звукорежиссером и подбирали звук, похожий на тот, что у вас в голове? Получается, эта сцена — практически документальная?

Кино

Кадр из фильма «Память»

Фото: kinopoisk.ru

— Ну, в каком-то смысле. Студия была другая, режиссер другой. Но мы действительно были очень воодушевлены этой гигантской библиотекой голливудских звуковых эффектов. И тоже сидели, подбирали. В какой-то момент ты понимаешь, что эта библиотека — альтернативная память кино. И прежде всего — кинематографического насилия, о чем тоже стоит подумать на досуге.

— У вас в творчестве часто есть связь между жизнью и смертью, прошлым и будущим, людьми и природой. Это как-то формализировано для вас?

— Я всегда считал себя человеком с научным складом ума, но ничего не поделаешь: я вырос в буддистской среде. Некоторые вещи трудно в себе изменить. Тайский буддизм тесно связан с анимизмом и индуизмом. Мы верим в переселение душ, и когда я смотрю на дерево, то я не могу отделаться от мысли, что в нем скрыто что-то еще. Понятно, что во всем этом нет никакого смысла. Но я верю, что все люди представляют собой нечто единое. Нас связывают общие предки, наши ДНК прошли через одну и ту же эволюцию. Мы связаны. Я могу телесно отличаться от вас, у меня есть свои телефон, очки, одежда, но это всё материя, а в какой-то момент я вот такой исчезну и превращусь во что-то еще. А коммуникация всё равно продолжится.

— Это первый ваш фильм не на тайском и не с тайскими актерами. Тяжело было всё это контролировать?

Да, поначалу я пытался всё контролировать — просто по привычке. В Таиланде всё было ясно. Актеров я знаю давно, мы как семья. Их имена в фильме обычно совпадают с реальными, да и персонажи — это тоже они. А здесь всё было вымышлено, концептуально. И Джессика, конечно, тоже не существует. Но этот персонаж возник на основе другой Джессики — героини фильма «Я гуляла с зомби» 1943 года, которую ночью пробуждал к новой жизни звук барабана. Тот фильм был о зомби, колониализме и расизме, но «Память» — это всё равно отчасти новая версия той картины. Джессика тут тоже гуляет и снова пытается понять, что происходит.

— У вас есть сцена, которая кажется цитатой из другого культового фильма, «Сон» Энди Уорхола. Вы его считаете своим единомышленником? Или это коллективная память кино?

Кино

Тильда Суинтон в фильме «Память»

Фото: kinopoisk.ru

— Думаю, кино очень тесно связано со сном, причем и в романтическом смысле, и в научном. Когда ты спишь, ты не задаешься вопросами, не ищешь логику. Только потом, проснувшись, ты начинаешь думать, что вообще-то не всё вяжется друг с другом, а многое было совсем странным. Кино работает так же. Мы доверяемся, покоряемся энергии света, который льется на нас с экрана. И мы неподвижны. Нам нужны сны, поэтому нам нужно кино. Вообще всё мое кино посвящено размышлениям об этом, не только этот последний фильм.

Что касается Энди Уорхола, то его искусство, в том числе «Сон», говорит о времени, а также о смерти. Он предлагает нам вместе остановиться и просто дышать с героем фильма. Понимая, что на экране нечто искусственное, — он ведь не скрывает, что всё делается на его «фабрике», — Уорхол не прячет иллюзию и самого себя от зрителя. Я очень ценю его кинематограф.

«Тишину в кино не оценишь, пока не услышишь звук»

Что вас привлекло в Тильде Суинтон в начале знакомства?

— У нас с ней общая безумная любовь к кино, мы совершенно на нем повернуты. (Смеется.) Но она гораздо более продвинутый зритель, чем я. Она постоянно говорит о фильмах, о которых я не слышал, ссылается на то, что я не смотрел. Потом, по мере общения, я открыл ее невероятное чувство юмора. Но если отмотать совсем назад, то меня всегда завораживало ее сотрудничество с Дереком Джарменом. Там был дух подлинной свободы, которого всё меньше и меньше в кино. А когда я ее наконец-то встретил лично, я, как уже сказал, поразился, насколько в ней много юмора. Этого не скажешь по ее ролям. Иногда, когда я сейчас думаю о «Памяти», я говорю себе: ну это надо было додуматься позвать Тильду сниматься и заставить ее говорить по-испански! Ну глупость же! А она тогда просто сказала: давай сделаем это! Я не устаю ею восхищаться.

— Ваш киноязык очень необычный, момент у вас в кино может длиться бесконечно долго. Вы в жизни так же себя чувствуете?

— Время от времени. Мне вообще-то хочется быть проще, заземлиться слегка. Мы всё время думаем, планируем: что мы будем делать, что нам нужно поесть... У меня это отягощается бессоницей, так что я слишком много думаю и волнуюсь. Медитация меня отчасти спасает, потому что она меня как-то останавливает хотя бы на какое-то время, помогает отдохнуть от мыслей.

Кино — тоже форма медитации?

Кино

Элькин Диас, Жанна Балибар, Апичатпонг Вирасетакул, Тильда Суинтон и Хуан Пабло Уррего (слева направо)

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Dave Bedrosian

— Наверное. Оно тоже помогает как-то замедлиться. В Колумбии было совсем хорошо. Я очень быстро отпустил вожжи, потому что контроль был невозможен. Я не знал ни страну, ни язык. Доходило до крайностей. Например, я понимал, что мне не нравится вот этот стул в кадре. Но я не мог объяснить, в чем проблема и какой другой стул мне нужен, я не догадывался, на каких стульях сидят в этой стране и какие продают на рынке. Поэтому я просто отпустил все это и сказал себе, что я буду просто смотреть на прогулки Джессики и следить за ритмом, за дыханием фильма. И вы знаете — бессонница меня слегка отпустила, я стал спать гораздо лучше.

— Как вы понимаете, что такое ритм?

— Он просто был там, в Боготе. Мне надо было только следить за ним, а потом на монтаже его окончательно подкорректировать.

— Один из ваших главных творческих инструментов — тишина. Но тишина всегда очень насыщенная, с миллионом микрозвуков. Вы всё это записываете на площадке или в студии?

Раньше я предпочитал живой звук. Но в данном случае, поскольку фильм о памяти и о прошлом, мы использовали звуки из моей библиотеки. И очень много звуков. Это словно память о моих прошлых фильмах. Тишина в кино — это как инь и ян. Ты не оценишь ее, не поймешь, пока не услышишь звук. Мы также использовали в фонограмме первую аудиозапись в истории человечества: это песенка, текста которой я не знаю. Что-то про луну.

«Надо срочно предпринять что-то, чтобы физическое кино не исчезло»

— Трудно вообще было снимать в Колумбии?

— В каком-то смысле трудно. Жизнь там полна неожиданностей. Лет 10 назад там было просто опасно находиться: всё время кого-то взрывали, в кого-то стреляли. Когда ты слышал на дороге громкий звук, ты не знал, бомба это или колесо лопнуло. Непонятно было, что делать. Там всё еще осталось это ощущение непредсказуемости, дурных предчувствий, напряженности. Я отчасти постарался поместить это и в фильм. Но не переборщить.

— В фильме есть странная сцена — инсталляция за стеклом, где ничего нет. Что это?

— Мы сняли это в фойе местного университета. Мы искали локации, я несколько раз проходил мимо, а потом вдруг понял, что надо обязательно это снять. Там стекло, и внутри, по идее, должно находиться дерево, но на самом деле там ничего нет. А ведь это идея всего фильма: он о воображении, потому что мы слышим звук, которого нет. Я, правда, кое-что в эту инсталляцию добавил: там есть гора, повторяющая форму одеяла из самого начала фильма.

— В одной рецензии на фильм «Память» было написано, что это опыт души вне тела и что все ваши картины про это. Вы согласны?

Кино

В 2021 году «Память» Вирасетакула получила Приз жюри Каннского кинофестиваля

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Terence Baelen

— Это для меня большой комплимент. Я снимал про сон, а сон — это как раз такое путешествие вне тела.

— Мне кажется, что в ваших работах есть ощущение постапокалипсиса. Как будто всё главное уже случилось. В связи с этим — вопрос: что вы думаете о будущем?

Пытаюсь ничего не ждать. Но это же невозможно: мы люди, в нас заложено эволюцией строить планы, чтобы защитить себя. Но я стараюсь не думать о будущем. Только о будущем кинематографа!

То, что появляется в TikTok и YouTube, — я думаю, что это, конечно, кино. Есть много видов кино. Но надо серьезно озаботиться судьбой физического кино, которое изобрели Люмьеры. Пусть Netflix показывает у себя разные фильмы, но «Память» снята для большого экрана. Я часто повторяю, что мой фильм на экране компьютера — это уже не мой фильм. И мне сейчас кажется, что надо срочно предпринять что-то, чтобы это физическое кино не исчезло. Мне часто говорят — выпусти фильм онлайн, потому что иначе люди не смогут его посмотреть, а я отвечаю, что им просто нужно дать возможность увидеть его в том формате, в каком оно задумано. Можно сделать фестиваль в городе, где живут мои потенциальные зрители, например. И я там с удовольствием свое кино покажу.

Справка «Известий»

Апичатпонг Вирасетакул — тайский режиссер, продюсер, художник. Учился в киношколе в Чикаго. Дебютировал в 2000 году фильмом «Неопознанный полуденный объект». Получал награды в Каннах и Венеции, главная из них — «Золотая пальмовая ветвь» за картину «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни».

Читайте также
Прямой эфир