Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

«У нас нулевая терпимость к недобросовестным продажам»

Первый заместитель председателя правления «Сбера» Александр Ведяхин — о новых подходах к работе и «зеленой» политике
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В конце июля «Сбер» опубликовал свою первую ESG-политику — документ, который закрепляет принципы деятельности компании в области ESG (от англ. Environmental, Social and Corporate Governance — экологическая, социальная и корпоративная ответственность) и устойчивого развития. В чем состоит суть политики, что банк уже делает и что планирует делать в этой сфере, рассказал первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, курирующий это направление.

— В конце прошлого года «Сбер» представил Стратегию-2023, частью которой стала ESG-стратегия. На днях вы опубликовали ESG-политику. Чем она отличается от ESG-стратегии? Какова роль нового документа?

— Политика ESG переводит приоритеты ESG-стратегии на язык конкретных бизнес-задач. Это что-то вроде нашего компаса в широком пространстве задач и вызовов в области устойчивого развития. Она четко фиксирует цель, направления работы и наши подходы к взаимодействию в этой сфере со всеми стейкхолдерами — акционерами, инвесторами, клиентами, сотрудниками, государством, международными организациями и экспертным сообществом.

Работая над Политикой, мы собирали мнения всех заинтересованных сторон, прислушивались к их мнениям и учитывали их. На мой взгляд, у нас получился уникальный для России документ — как по содержанию, так и с точки зрения методов его создания. В нем в доступном виде закреплены приоритеты нашей работы в области ESG. Политика опубликована на нашем портале, каждый может с ней познакомиться.

— В Политике говорится, что основная цель «Сбера» в области ESG — «стать лидером системных изменений… на национальном и международном уровнях». Значит ли это, что вы хотите влиять на «зеленую» трансформацию всей российской экономики?

— Мы планируем не влиять, а помогать строить в России «зеленую» экономику. «Зеленую» — в широком смысле. Для меня это синоним удобной и ориентированной на нужды человека среды обитания. Мы работаем над созданием таких условий, при которых финансы помогают развиваться бизнесу, государству и повышать благополучие общества и окружающей среды.

Как крупнейший финансовый институт «Сбер» уже во многом является трендсеттером. Мы задаем «моду» на экологические и социальные процессы и уже ведем работу по всем направлениям, которые отражены в ESG-политике. Всего их восемь. Это минимизация воздействия на окружающую среду; развитие практик управления климатическими рисками и возможностями; создание условий для эффективного труда и развития человеческого потенциала; обеспечение соблюдения и защиты прав человека, инклюзивной среды и равного доступа к продуктам и услугам; поддержка местных сообществ и содействие социальному развитию; совершенствование практик корпоративного управления, обеспечения безопасности и управления ESG-рисками, в том числе в цепочке поставок; развитие практик ответственного финансирования, а также содействие экономическому благополучию и процветанию для всех.

«Сбер» становится генератором инновационных изменений во всех сферах жизни. И у этих изменений, как правило, «зеленая» либо социальная направленность. Вся экосистема «Сбера» строится вокруг наших клиентов и их потребностей. А учитывая, что у нас уже больше 100 млн клиентов-физлиц с самыми разнообразными проблемами и желаниями, наши продукты и сервисы максимально кастомизированы и охватывают практически все сферы жизни. Мы стараемся удовлетворять потребности всех групп клиентов, даже если в этом нет прямой финансовой выгоды для бизнеса и когда другие этим не занимаются.

Приведу в пример несколько отраслей. Во-первых, медицина. Многие цифровые технологии «Сбера» уже вовсю используют россияне и применяют медицинские учреждения. Благодаря нашим телемедицинским решениям можно получать качественный, удобный сервис и поговорить с врачом из любого удобного места, — на многие свои вопросы наш клиент может получить ответы ведущих медиков удаленно. Безрецептурные лекарства доставляются прямо на дом нашей СБЕР ЕАПТЕКОЙ. Разработки «Сбера» делают процесс постановки диагнозов более эффективным, снимают с врачей рутинные процессы. Например, ряд наших сервисов на основе искусственного интеллекта помогает докторам быстрее и точнее определять на КТ-снимках изменения в легких, характерные для вирусной пневмонии, и определять у пациентов риск тяжелого течения заболевания, чтобы вовремя назначать им адекватное лечение. Особенно это актуально в период пандемии.

Во-вторых, образование. Например, школьная цифровая платформа «СберКласс». Она добавляет современные инструменты обучения, новые форматы взаимодействия учителя с учениками, дает возможность учителям использовать интерактивные и авторские образовательные модули. Опять же — автоматизирует рутинные операции, что позволяет учителю больше времени уделять интересной работе и самореализации. В-третьих, транспорт — к примеру, безналичная оплата проезда с помощью наших карт. «Сбер» уже подключил к эквайрингу более 70 тыс. транспортных средств более чем в 140 городах страны.

В общем, решения «Сбера» повышают эффективность целых отраслей, снижают цифровое неравенство, облегчают труд представителей самых разных профессий и в целом повышают благополучие наших сограждан, обеспечивают им равный доступ к нашим продуктам и услугам. Ведь среди наших клиентов есть люди с различными ограничениями по здоровью, есть иностранцы. Все их особенные потребности мы учитываем при разработке наших сервисов. Каждому клиенту должно быть с нами выгодно, комфортно и безопасно.

— «Сбер» планирует ежегодно публиковать отчетность по ESG. Какие аспекты планируется отражать в такой отчетности? Насколько сложно ее интегрировать в международную отчетность группы?

— Мы готовим нефинансовую отчетность уже больше 10 лет. Требования к такой отчетности со стороны регуляторов, инвестиционного сообщества и рейтинговых агентств постоянно растут. Я думаю, рано или поздно будет введена обязательная отчетность о воздействии на климат по единым стандартам, но уже в этом году мы добровольно и первыми среди российских финансовых организаций готовим свой отчет по стандарту CDP (Climate Disclosure Project). А на следующий год в наших планах — отчетность по стандарту TCFD (Task force on Climate Disclosure). Для нас крайне важно предоставление всей необходимой информации стейкхолдерам — и национальным, и международным. Раскрытие будем производить по всем восьми направлениям нашей ESG-политики, которые я уже перечислил.

— Сколько «Сбер» планирует потратить на реализацию стратегии ESG и за счет каких источников?

— Во-первых, мы не выделяем какие-то специфические расходы на ESG, они изначально «зашиты» во все наши бизнес-процессы. Во-вторых, и я об этом многократно говорил, от ESG в конечном счете выигрывают все. Если ESG-новшество выгодно и удобно нашим клиентам, значит, в итоге оно выгодно и нам как организации. А выгодно нам — выгодно и нашим акционерам, среди которых много частных лиц.

Так что в ESG стандартная бизнес-логика не работает. Невозможно оценить все прямые и косвенные эффекты от инвестиций в эту сферу. Хотя многие результаты вполне осязаемы. Только за прошлый год за счет внедрения безбумажных технологий «Сбер» почти вдвое сократил количество бумаги, которая передается на хранение в архив, а это 2,5 тыс. т. Еще на 1,2 тыс. т сократилось количество бумажных документов, выдаваемых клиентам. Итого — 3,7 тыс т. Только вдумайтесь в эту цифру! Чтобы изготовить такое количество, потребовалось бы около 50 тыс. деревьев.

Более 1,1 тыс. наших офисов участвует в раздельном сборе отходов. Запущена программа приема банковских карт с истекшим сроком для дальнейшей переработки. Так мы уже собрали более 10 т пластика. Сдать старую карту уже можно не только в офисах — эту функцию поддерживают более 10 тыс. банкоматов по всей стране. Все строящиеся объекты банка сертифицируются по «зеленым» стандартам. Запущена блокчейн-платформа для контроля поставок «зеленой» энергии, объем сделок на ней уже составил 320 тыс. МВт·ч.

Это лишь незначительная часть того, что мы уже сделали в области экологии. Многого удалось добиться и в социальной сфере. Мы почти полностью искоренили практики мисселинга, то есть недобросовестных продаж клиенту продуктов или услуг, которые ему не нужны. Сейчас такие случаи носят единичный характер, и о каждом из них мне докладывают лично. У нас нулевая терпимость к подобному поведению, поэтому менеджеров, допускающих такое в своей работе, мы безоговорочно увольняем. Вообще ответственное отношение к финансам клиентов — это один из приоритетов «Сбера». Уже более 10 млн наших клиентов получили персональные советы по финансовому планированию, около 13,8 млн молодых людей обучаются финансам у нашего «СберКота» в социальных сетях и приложении «Сбербанк Онлайн». В 40 российских городах волонтеры «Сбера» реализуют проект «Финансовая грамотность для детских домов».

— Как будут внедряться принципы ESG в экосистеме «Сбера»? Есть конкретные примеры?

— В большинстве случаев у компаний нашей экосистемы «цифровой», а не углеродный след. Но зоны развития, безусловно, есть, и мы ставим задачу внедрения ESG-подходов и разработки соответствующих планов во всех компаниях Группы. И они всё активнее подключаются ко многим инициативам, которые я перечислил, и предлагают собственные. Скажем, с помощью нашего картографического сервиса 2ГИС каждый желающий может найти ближайшие пункты приема макулатуры, батареек, стекла, металлолома, старой одежды. А продукты нашей цифровой платформы «СберКорус» в области электронного документооборота обеспечивают любой — я подчеркиваю, любой — бизнес-процесс без единого листа бумаги. Причем компания предлагает различные возможности безбумажного документооборота не только для бизнеса, но и для повседневных нужд самого широкого круга людей. По прогнозам, в этом году благодаря ее решениям будет спасено более 130 тыс. деревьев, и это без учета самого «Сбера»!

Или другой пример. Как вы знаете, в экосистеме «Сбера» много компаний, занимающихся доставкой продуктов, товаров первой необходимости и готовой еды. Это «СберМаркет», входящие в СП с Mail.ru Group компании: «Самокат», Delivery Club, «Кухня на районе». Еще в нашей экосистеме есть мультикатегорийный маркетплейс «СберМегаМаркет». Все они ежедневно доставляют десятки тысяч заказов. Так вот сейчас мы изучаем, как при курьерской доставке получать обратно на переработку пластиковые пакеты и другую упаковку. Только представьте, сколько тонн пластика нам удастся собирать ежемесячно, когда мы внедрим этот процесс.

В целом в «Сбере» запущено более 150 различных ESG-проектов и около 1 тыс. региональных ESG-инициатив. Их спектр предельно широк — от посадки деревьев до помощи бездомным животным, от обновления фасадов домов, входящих в список архитектурного наследия Иркутской области, до мониторинга состояния Волги и одновременного забора проб воды в 15 крупнейших расположенных по ее течению городах. Есть и экзотические на первый взгляд проекты. Например, Поволжский банк занялся защитой летучих мышей. Эти млекопитающие помогают бороться с насекомыми-вредителями и с комарами — переносчиками заболеваний. На территории Жигулевского заповедника зимует одна из самых больших их колоний — около 33 тыс. особей восьми видов. Наши волонтеры помогли сотрудникам заповедника установить домики для летучих мышей. А вообще количество волонтеров «Сбера» уже перевалило за 15 тыс. Целая армия неравнодушных людей! Я очень признателен им за их активность.

— В качестве одной из целей Политики ESG вы заявили развитие практик управления климатическими рисками. Но у «Сбера» же нет заводов и вредных производств, которые влияют на климат. Зачем вам вовлекаться в климатическую повестку?

— Да, заводов у нас нет, и мы действительно производим не так много прямых выбросов, однако они всё же есть. Это связано с транспортом, бумагой, офисной техникой, электричеством… В масштабах «Сбера» углеродный след получается немалый. И недавно мы первыми взяли на себя уникальное для России обязательство — к 2030 году стать углеродно нейтральными в операционной деятельности.

Как мы этого добьемся? Мы внедряем целый пакет мер по снижению собственного воздействия на климат — начиная от сокращения потребления энергии и воды и заканчивая переводом наших офисов на возобновляемые источники энергии и постепенной заменой автопарка на электромобили. Кстати, 27 отделений «Сбера» уже полностью переведены на «зеленую» энергию. Проводим интересный эксперимент в Астраханской области — там на крышах двух наших отделений расположены солнечные электростанции, которые закрывают более 20% потребностей этих офисов в электричестве.

К концу года мы проведем полную оценку своего углеродного следа и разработаем свою собственную Климатическую стратегию.

А развивая «зеленое» финансирование, стимулируя наших клиентов к экологически ответственному поведению, мы принесем для климатической повестки на порядки больше пользы, чем внедряя такие изменения только у себя.

— Какое стимулирование клиентов вы имеете в виду? Можете привести примеры?

— Если говорить о наших корпоративных клиентах, то мы разработали подход, который позволяет предлагать различные условия, продукты и услуги клиентам с разным ESG-риском. Грубо говоря — чем более экологически ответственно поведение клиента, тем более мягкими будут для него условия кредитования.

К примеру, недавно мы открыли кредитные линии АФК «Система» и ряду других компаний, когда процентная ставка привязана к выполнению заемщиками ряда условий. В данном случае — они должны утвердить экологическую политику и интегрировать принципы ответственного инвестирования в свой инвестиционный процесс и бизнес-модель. Подобных ESG-кредитов мы выдали уже на 55 млрд рублей. Скидка за «зеленость» или устойчивость, как и размер неустойки при нарушении ESG-условий, — вопрос каждого конкретного кейса.

Если же у потенциального заемщика высокий ESG-риск, мы обращаем на это его внимание и вместе с клиентом думаем, как выйти из этой ситуации, предлагаем способы решения этой проблемы. К 2023 году мы завершим ESG-скоринг своего кредитного портфеля.

Работаем мы и над ESG-продуктами для розничных клиентов. Например, прямо в приложении «Сбербанк Онлайн» можно приобрести паи нашего фонда «Ответственные инвестиции». Средства вкладываются в акции устойчивых и растущих компаний, следующих принципам ESG.

— Одно из направлений ESG — создание более инклюзивного общества. Как вы оцениваете уровень инклюзивности внутри Сбербанка и в целом в России? Какие конкретные задачи ставит перед собой «Сбер» в этой области?

— Процесс формирования общества, где инклюзивность становится приоритетной ценностью и нормой, непростой и довольно длительный. В России он начался относительно недавно, поэтому работы здесь — непаханое поле. Например, даже там, где установлены пандусы, зачастую они установлены так, что пользоваться ими невозможно. В интернете вы можете найти массу подобных примеров из разных уголков нашей страны.

Мы начали с формирования инклюзивной культуры внутри «Сбера». К примеру, недавно в СберУниверситете запустили для сотрудников банка образовательный курс «Сбер для всех». На нем учим сотрудников этикету инклюзии, эффективному взаимодействию в командах, где работают люди с инвалидностью, и так далее. Мы готовили его в содружестве с экспертами из разных областей, которые шагнули в этом направлении дальше банков, — со специалистами по реабилитации, музеями, фондами. Инклюзия — это сфера, в которой важно постоянно учиться и обмениваться лучшими практиками.

В декабре прошлого года мы запустили проект, помогающий людям с инвалидностью в трудоустройстве. Чем больше людей с особенными потребностями будет работать среди нас, тем быстрее мы придем к по-настоящему инклюзивному обществу.

Вообще доступной средой «Сбер» занимается уже несколько лет. 6,2 тыс. наших офисов доступны для клиентов на колясках, «Сбербанк Онлайн» — самое доступное банковское приложение, сервис видеоперевода на русский жестовый язык — крупнейший в мире, он работает в 6 тыс. офисов. Всё это и многое другое помогло «Сберу» стать лидером ренкинга по качеству обслуживания людей с инвалидностью, который недавно опубликовало НАФИ при поддержке Банка России.

Нам, безусловно, приятна эта оценка, но мы поставили перед собой новый вызов — хотим стать лучшими и в обслуживании клиентов с ментальными особенностями. Им вообще мало кто уделяет внимание. По разным оценкам, в стране более 5 млн таких людей. И большинство из них — уже наши клиенты. Совместно с экспертами мы готовим программу обучения для сотрудников наших офисов, чтобы они знали, как позаботиться о таких клиентах и дать им по-настоящему лучший сервис с учетом их коммуникационных особенностей. Думаем и над тем, как сделать само пространство офисов более спокойным и комфортным для них, адаптируем материалы по финансовой грамотности. Всё это очень важно для полноценной интеграции всех людей в жизнь общества. В этом я вижу нашу важнейшую цель.

— Еще одно направление вашей ESG-политики — «создание условий для эффективного труда и развития человеческого потенциала», создание благоприятных условий для труда сотрудников. Что конкретно «Сбер» делает в этом направлении?

— Программы карьерного развития в «Сбере» коренным образом модернизированы. Например, корпоративное мобильное приложение «Пульс» само подсказывает сотруднику, что нужно делать, чтобы перейти на новую ступень с учетом его компетенций. Мы запустили платформу-агрегатор по возможностям самореализации. Сотрудники имеют возможность постоянно учиться и улучшать не только свои профессиональные знания, но и так называемые гибкие навыки — публичного выступления, критического мышления, работы в команде и т.д. Только в прошлом году обучение по различным направлениям прошло более 230 тыс. наших сотрудников.

СберУниверситет, который я уже упоминал, — это наша гордость, один из лучших корпоративных университетов в мире. Программы обучения для него разработаны в том числе ведущими зарубежными партнерами. Обучаться наши сотрудники могут и дистанционно, в Виртуальной школе «Сбера». В нашем университете доступны также программы, открытые для внешних клиентов, они набирают всё большую популярность и ставят СберУниверситет в ряд ведущих бизнес-школ страны.

Каждый третий руководитель «Сбера» — это женщина. И я лично надеюсь, что эта доля будет расти.

Наконец, у нас одна из самых «продвинутых» программ ДМС для сотрудников... В общем, как ни банально это звучит, наш главный актив — это наши сотрудники, и мы делаем всё, чтобы они могли быть успешными и максимально реализовать свои таланты. И люди это ценят: 84% наших сотрудников гордятся своей работой в «Сбере». Значит, недаром «Сбер» занимает верхние строчки в рейтингах российских работодателей.

Читайте также
Прямой эфир