Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Общество
Пиротехники МЧС России обезвредили авиабомбу в Краснодарском крае
Происшествия
В Саратовской области из-за паводка перекрыто движение пассажирского транспорта
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Спорт
Хоккеиста ЦСКА Каменева временно отстранили за нарушение антидопинговых правил
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
ВКС России в воздушном бою сбили истребитель МиГ-29 ВСУ
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Госдумой во вторник, 15 июня, в третьем чтении принят закон, исключающий обязанность автовладельцев предоставлять страховым компаниям для заключения договора ОСАГО документ о прохождении технического осмотра. Изменения вступят в силу 22 августа. Нужно ли теперь вообще проходить техосмотр и могут ли страховые компании наказать за его отсутствие, разбирались «Известия».

Почему техосмотр не нужен для оформления ОСАГО

Как рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, причиной новации было в числе прочего и то, что в России пока недостаточно станций техобслуживания, где оперативно можно пройти техосмотр. Кроме того, Аксаков отметил, что многие операторы СТОА говорят о необходимости поднимать стоимость услуги, и только тогда готовы открывать новые точки.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина

Но главное, что водители не могут без диагностической карты приобрести полис ОСАГО. И если они окажутся на дороге без страховки и попадут в ДТП, могут возникнуть проблемы с возмещением ущерба — страховые компании могут применить к ним регресс. То есть выплатить потерпевшему необходимую сумму, а потом предъявить требование к виновнику этот ущерб покрыть. Теперь это будет невозможно, и в Российском союзе автостраховщиков (РСА) нас полностью поддержали, — рассказал парламентарий.

Водители бдительны

По словам Аксакова, сейчас большинство автомобилистов максимально ответственно относятся к обслуживанию своих машин. Если они обслуживают автомобили не у дилеров, то на привычных и знакомых станциях.

— При этом такая станция может даже быть не аккредитована как официальная точка техосмотра для оформления диагностических карт, — уточнил Аксаков. — Но в такой ситуации важнее не наличие карты, а качество обслуживания. Водители дорожат своими автомобилями и регулярно их ремонтируют и обслуживают. Но делают это не для того, чтобы получить диагностическую карту, а чтобы сохранить свой автомобиль и безопасно ездить.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Он напомнил о том, что в ГИБДД уже выступили за то, чтобы отменить обязательный техосмотр для частных легковых машин. Одновременно в ведомстве планируют сделать эту процедуру более жесткой для автомобилей такси и другого коммерческого транспорта. Всё это, уверен депутат, повысит доступность полисов ОСАГО.

Что будет с регрессом

Как заверил Аксаков, с теми, кто решит предъявлять к водителям легковых автомобилей без техосмотра регресс, «обязательно разберутся». Он отметил, что это право сохранится у страховых компаний только в отношении коммерческого транспорта.

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев объяснил «Известиям», что изначально в РСА предлагали такие изменения в законодательство, которые бы полностью исключили все упоминания о техосмотре в законе об ОСАГО.

— То есть в законе об ОСАГО не должно было быть ничего о техосмотре, ни в плане прохождения, ни в плане регресса. Мы считали, что это направление можно регулировать другими документами или нормативными актами. Так как сейчас из закона убрали только часть того, что мы предлагали, то мы готовы с Минфином обсудить, нужно ли оставлять слово «регресс» и по каким транспортным средствам, — пояснил Уфимцев.

Он подчеркнул, что в РСА полностью поддержали отвязку продажи полисов ОСАГО от техосмотра:

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Иногда в регионе нет оператора технического осмотра, или он закрыт, или там очередь. И водителю в любом случае нужно было сначала пройти техосмотр и только потом оформить полис ОСАГО. Такие сдерживающие факторы не давали страховщикам качественно выполнять свои задачи, а водителям своевременно приобретать ОСАГО. Наиболее серьезной ситуация была в феврале 2021 года, когда все ждали вступления в силу новых правил техосмотра в марте 2021 года, подразумевающих ужесточение требований к процедуре ТО и состоянию самого транспортного средства. Соответственно, решение разорвать взаимозависимость покупки ОСАГО и прохождения процедуры техосмотра мы считаем абсолютно правильным.

По словам Уфимцева, это сыграет положительную роль для дальнейшего развития обеих отраслей:

К сожалению, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Среди прочих факторов можно отметить проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО. Также нередко возникала ситуация, когда срок действия диагностической карты заканчивался только завтра, а страховой полис истекал уже сегодня. Водители могли заключить договор ОСАГО и целый год ездить без актуальной диагностической карты, а значит, нести потенциальную опасность.

Станет ли ОСАГО дороже

В компании «Альфа.Страхование» уверены, что водителям станет удобнее. Там уточнили, что список документов для оформления полиса в этом случае не поменяется — просто из него будет исключена диагностическая карта. При этом заверили, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют: страховые компании вообще не будут контролировать факт прохождения ТО при оформлении полиса.

Будут ли штрафы за езду без техосмотра

В настоящее время автовладельца могут оштрафовать за отсутствие техосмотра согласно ч. 1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» на 500–800 рублей. Эксперт в области автострахования Сергей Беляков напомнил, что с марта 2022 года согласно действующему законодательству автомобилистов, которые будут выезжать на дороги без техосмотра, начнут штрафовать на 2000 рублей. Планируется, что в автоматическом режиме водителям будет приходить по одному постановлению в сутки.

— Отвязка продажи полиса ОСАГО от техосмотра — это действительно удобно, тут не поспоришь, — говорит Беляков, — Но водителям не нужно воспринимать это как поблажку, позволяющую вообще не проходить техосмотр. Сейчас нужно быть особенно аккуратными. Никакой практики пока не сложилось, и я сомневаюсь, что страховщики в этой ситуации не попытаются получить максимум выгоды. Поэтому совет только один: обязательно проходите техосмотр в положенный срок.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Руководитель аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко напомнил, что техосмотр по-прежнему обязателен для прохождения. Он рассказал, что станции техосмотра потратили уже немало средств, чтобы подготовиться к запланированному устрожению всей процедуры.

— Нужно принимать последовательные и логические решения, сейчас я этого не вижу, — отметил Пархоменко. — При таком раскладе техосмотр нужно отменять вообще.

Как изменился техосмотр

Напомним, что с 1 марта 2021 года на станциях техосмотра должна проводиться фотофиксация при заезде и выезде из технического сервиса. Фотографии, а также координаты места проведения технического осмотра, время начала и окончания процедуры вместе со сведениями технического диагностирования заносятся в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД.

Диагностическая карта стала электронной и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. После прохождения процедуры техосмотра сведения о нем будут занесены в ЕАИС ТО, в которой будут храниться не менее пяти лет.

Читайте также
Прямой эфир