«Переход на четырехдневную рабочую неделю неактуален»
Выплаты новых пособий, в том числе одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и нуждающимся беременным женщинам, начнутся до 1 августа. На это потребуется 250 млрд рублей. А в 2022–2023 годах будет унифицирована большая часть мер господдержки, которые связаны с борьбой с бедностью. Например, региональный материнский капитал станут выплачивать, как и федеральный, проактивно, без необходимости сбора справок. Едиными принципы будут и для пособий на первого, второго и третьего детей. Об этом в интервью «Известиям» рассказал министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Он также сообщил, может ли 31 декабря стать постоянным выходным, как работодателей начнут мотивировать нанимать выпускников вузов, какой будет система долговременного ухода за пожилыми и появится ли новый критерий определения бедности.
На работу как на праздник
— Антон Олегович, вы — автор одного из самых обсуждаемых заявлений о продлении в связи с переносами новогодних и майских праздников в следующем году. А почему бы не сделать, как и в этом году, так сказать, полные майские праздники?
— Это была по большому счету рекомендация для работодателей, предопределенная санэпидситуацией. В следующем году и так получается достаточно много выходных на майские — два раза по четыре дня.
— То есть пока не рассматриваете вопрос о появлении майских каникул наподобие новогодних?
— Если посмотреть в целом на соотношение количества рабочего времени и нерабочего, то у нас в стране достаточно сбалансированная позиция по этому поводу, и необходимости введения дополнительных выходных дней без рекомендаций наших санэпидслужб или медиков, думаю, нет.
— Даже за счет замены новогодних каникул майскими? Постоянно же население говорит об этом, поскольку весной погода хорошая, дачи, огороды…
— Во многом эти вопросы предопределяются традициями рождественских каникул, которые, кстати, существуют не только у нас в стране. Наше православное Рождество 7 января, и целесообразно новогодние каникулы и рождественские объединять.
— Еще остается вопрос по 31 декабря. Есть ли планы сделать его постоянно выходным, а не только, когда он выпадает на субботу или воскресенье?
— В перспективе, если мы и будем принимать решение по 31 декабря, думаю, поищем резервы внутри уже существующего количества праздничных дней, без их увеличения.
— Проще говоря, за счет других «красных дней» календаря, которые придутся на выходные?
— Да. Есть определенное соотношение количества рабочих к количеству нерабочих дней.
— Вас часто спрашивают о перспективах четырехдневной рабочей недели, но вы неизменно говорите, что пока вопрос неактуален. Немного изменю вопрос — не рассматривает ли Минтруд изменения в законодательство, чтобы выбор количества дней, графика работы и т.д. был закреплен за женщинами с детьми?
— С учетом гибких форм занятости, которые мы сейчас предусмотрели в Трудовом кодексе, необходимость перехода на четырехдневную рабочую неделю в обязательном порядке, на сегодняшний день неактуальна. Гибкий график, удаленная занятость для отдельных категорий сотрудников или для всех могут быть предусмотрены коллективным договором конкретных работодателей. На нынешнем этапе этого вполне достаточно.
Давайте посмотрим на практику реализации решений, которые уже приняты. Последние изменения об удаленной занятости отвечают запросам общества, позволяют работодателю формировать гибкий график. А в случае необходимости можно и четырехдневную работу в офисе сделать, и трехдневную, а пару дней с определенным режимом удаленной работы можно из-за города трудиться. Это во многом решает вопросы, которые мы сейчас обсуждаем.
— Но возможность организации для работодателя не является обязанностью. Нет ли планов мотивировать компании более гибко подходить к графику матерей? Помнится, когда сделали льготы для нанимающих инвалидов, то процесс пошел.
— Определенные шаги, может быть, не настолько прямые, о которых вы сейчас говорите, мы в любом случае уже делаем.
Например, у работодателя есть возможность организовать режим дистанционной работы для мамы, если это позволяют ее служебные обязанности. Дистанционная занятость позволяет учесть в расписании работника время для того, чтобы отвести ребенка в сад или забрать с занятий.
Еще одно направление — переход на прямые выплаты больничных из Фонда социального страхования, работодатель больше не отвлекает собственные ресурсы на это. Выплаты больничных по уходу за ребенком идут из ФСС с первого дня больничного. Прямые выплаты позволяют работодателю сохранять свои оборотные средства. Упомяну еще стопроцентную оплату больничного листа для родителей, которые ухаживают за ребенком до семи лет, но к работодателю это отношения не имеет.
— Стопроцентная оплата тоже условна, поскольку есть ограничители — день больничного оплачивается из расчета не более 2434 рубля…
— Но по месяцу предельная сумма — 74 тыс. рублей.
— Есть мамы, которые хорошо зарабатывают.
— Согласен. Но если отменить ограничители, то нарушается принцип страховой системы, где всегда предусматривается фиксированный максимальный платеж. Он же — страхуемый заработок. Это касается не только больничных, но и пенсий, например.
Единый подход к мерам поддержки нуждающихся
— С 1 июля начнется начисление новых пособий для одиноких родителей на детей от 8 до 17 и беременным женщинам в трудной материальной ситуации, которые встали на учет на ранних сроках. А когда уже начнутся сами выплаты?
— Регламентом предусмотрено 10 рабочих дней на рассмотрение и 20 рабочих дней — возможное продление при непоступлении необходимых сведений, потому что там достаточно сложное межведомственное взаимодействие. По алиментам нам еще нужно выстроить взаимодействие с судебной системой: судебные органы, мировые судьи плюс еще служба судебных приставов. Но до 1 августа выплаты точно начнутся.
— Недавно вы опубликовали правила по начислению этих новых пособий и там также, как и в случае с пособиями на детей от трех до семи, введены имущественный ценз и правило нулевого дохода. Это свидетельствует о том, что политика адресности становится последовательной?
— Да. Это осознанная политика, которую мы проводим. Даже не политика, а в большей степени ответ на запрос общества на справедливость. Когда мы анализируем конечных получателей различного рода пособий, особенно связанных с борьбой с бедностью, иногда обнаруживаем, что часть получателей к нуждающимся тяжело отнести.
Больше скажу: мы сейчас проводим ревизию мер поддержки на региональном и федеральном уровнях, чтобы их все привести к единым правилам. В частности, меры поддержки семей с детьми, направленные в той или иной степени на борьбу с бедностью, — некоторые из них было бы целесообразно соединить в одну. И выдавать средства поддержки по определенным, понятным для всех правилам. Мы над этим работаем.
— Когда это может нас ждать?
— Я думаю, что в определенной степени в 2022–2023 годах.
— Могли бы привести пример, как это будет работать?
— Скажем, есть материнский капитал из федерального бюджета, а есть региональный. Первый мы сделали проактивным, а региональный по-прежнему выделяется с набором справок, с приходом в органы соцзащиты. Это же неразумно. Цель одна, условия одни, процедуры выдачи разные. Мы пойдем по пути стандартизации этой услуги, предложим субъектам возможность выдачи регионального материнского капитала через Пенсионный фонд. Это будет просто и понятно.
Или такой пример: условно, выплата детям от 0 до 3. У нас сейчас на первого ребенка в размере одного прожиточного минимума нуждающаяся семья получает из федерального бюджета. На второго ребенка выплата осуществляется из средств материнского капитала, на третьего — за счет софинансирования из федерального и региональных бюджетов.
— Сложная конструкция.
— Да. Мы четко понимаем, что в данном случае нам нужно вывести и сформировать единые правила, поскольку неважно, каким по счету родился малыш, принципы господдержки для всех детей в семье должны быть одинаковыми.
— Это, безусловно, удобней. Не надо ломать голову, а просто пришел, написал заявление и получай выплату.
— Даже ходить никуда не надо, достаточно через портал Госуслуг подать согласие на проактивное информирование. В перспективе при рождении ребенка в личный кабинет придет информация о мерах господдержки.
— Хотела бы вернуться к вопросу имущественного ценза при определении нуждаемости. Кто-то возмущается тому, что он вообще появился, кто-то, напротив, называет правила слишком мягкими. Кстати, глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью «Известиям» сказал, что по его мнению, ценз мог быть и жестче. Но в целом, он поддержал, что изменения не стали революционными, чтобы постепенно приучить людей к другому подходу. Но в перспективе возможны изменения в сторону ужесточения?
— При разработке критериев мы предварительно проводили достаточно широкую дискуссию с регионами, общественными организациями, экспертами из ВШЭ, РАНХиГС. Поэтому текущие правила — решение, которое, по нашему мнению, позволяет учесть все жизненные ситуации нуждающихся граждан.
Такой подход — это реформа — существенный пересмотр подходов и принципов в целом в социальной сфере. Эти критерии являются определенным балансом интересов всех участников. В перспективе, если мы поймем, что появилась необходимость либо ослабления, либо ужесточения каких-то критериев, мы это сделаем.
О новых индикаторах бедности
— Разрабатывает ли Минтруд сейчас новые меры по борьбе с бедностью?
— У нас сейчас достаточно широкий набор инструментов, начиная от социального контракта, который в 2021 году запустили во всех субъектах, заканчивая новыми пособиями. И для того, чтобы задумываться о дальнейших глобальных изменениях подходов, инструментов, нужна определенная аналитика и статистика, каким образом те меры, которые мы уже ввели, повлияли на ситуацию.
— Еще раз вспомню наше общение с Алексеем Кудриным. Он рассказал, что в правительстве обсуждается необходимость нового критерия бедности, который был бы не привязан к прожиточному минимуму. По его словам, в связи с изменением методологии расчета прожиточного минимума (ПМ) получается замкнутый круг: чем больше растут доходы, тем больше повышается ПМ, тем больше людей может оказаться за чертой бедности.
— Да, мы ушли от формирования прожиточного минимума, исходя из прямого набора продуктов питания, на процентное соотношение с медианным доходом. Определенная логика в том, что вы говорите, присутствует: с ростом общего благосостояния граждан, вырастает так называемый прожиточный минимум, но этот тренд присущ сегодня большинству развитых стран.
Новая методика введена только в 2021 году, для субъектов РФ коэффициенты региональной дифференциации уже обязательные к применению появятся только с 1 января 2022 года. То, о чем вы говорите, мы обсуждаем, в том числе и вопросы влияния этого показателя на региональный разрез. Но на данном этапе никаких других инструментов, кроме медианного дохода и прожиточного минимума, у нас нет.
И рост прожиточного минимума более высокими темпами позволит увеличивать выплаты пособий и вовлекать в систему большее количество граждан в качестве получателей мер социальной поддержки. Но на перспективу, может быть, подумаем о дополнительных индикаторах.
— Есть оценка, сколько на новые меры поддержки потребуется средств?
— Всего более 250 млрд вместе с выплатой на детей школьного возраста. Около 200 млрд — выплаты на школьников и порядка 50 млрд — алименты, 100%-ный больничный и учет на ранних сроках беременности.
— Мы много внимания уделили имущественному цензу при определении реальной нуждаемости, но есть еще правило «нулевого» дохода, то есть для получения господдержки, нужно зарабатывать. Насколько я понимаю, если не удается претендовать на пособие по этому правилу, то нуждающимся предложат соцконтракт. Этот механизм действительно заработал?
— Да. И опыт прошлого года по применению соцконтракта достаточно хороший. Охват — 604 тыс. человек. Доходы получателей выросли в среднем больше чем в полтора раза — в 1,6 раз. Почти 65% получателей социального контракта вышли из бедности. Мы дорабатывали наши правила, механизмы на этот год. Надеемся, что эффективность этого инструмента будет еще выше.
Молодым везде у нас дорога…
— На полях ПМЭФ вы заявили, что рынок занятости скоро восстановится.
— До конца 2021 года.
— Готовятся ли новые меры поддержки, чтобы ускорить и закрепить этот процесс?
— Есть программа Минтруда по субсидированию найма, когда работодатель при трудоустройстве безработного, состоявшего на бирже труда, получает три МРОТ. Мы только-только внесли в правительство изменения в условия этой программы в части акцента на трудоустройстве выпускников прошлого года.
— Очень острая проблема безработицы молодежи…
— После анализа ситуации в Минтруде совместно с Миннауки, Минпросвещения и Рособрнадзором запустили систему мониторинга трудоустройства выпускников. В системе Рособрнадзора по среднему специальному и высшему образованию фиксируется, что молодой человек получил такую-то специальность, номер диплома, данные о специальности. Мы это наложили на данные из ПФР, электронных трудовых книжек, и увидели персонально каждого нашего выпускника, куда он пришел работать, смог ли он найти свое место на рынке труда.
В данном случае мы проанализировали, сколько выпускников 2020 года трудоустроились, и понимаем, что есть ребята, которые еще не нашли себя в профессиональном плане, которым нужна помощь. Именно с учетом акцента на это мы предложили изменить программу по субсидированию найма и распространить ее на выпускников прошлого года. Ребята еще совсем недавно окончили учебные заведения, многие самостоятельно ищут работу, поэтому не успели обратиться в центры занятости. И когда они уже приходили туда, условно, в марте, апреле, мае, они не могли попасть в поле программы.
Мы вышли с инициативой, президент нас поддержал. Сейчас, если выпускник нуждается в помощи в трудоустройстве, мало того, что он может прийти в центр занятости и получить услуги по содействию в этом, мы и работодателю будем субсидировать его найм. По истечении первого месяца он получит МРОТ, в течение трех месяцев — еще один МРОТ, по истечении шести месяцев еще. Всего мы заплатим почти 50 тыс. рублей.
— Это мотивация работодателя.
— С районным коэффициентом сумма может быть даже больше.
…старикам почет и долговременный уход
— В пандемию многие пожилые люди сидели дома, возросла роль соцработников. И если коронакризис изменил подход в помощи нуждающимся, то когда начнется процесс создания системы долговременного ухода? Население же стареет…
— К 2040 году численность людей старше 65 лет у нас должна вырасти на 11 млн. Действительно, на проблему нужно смотреть с точки зрения создания новой устойчивой современной системы ухода.
Минтруд пилотно внедряет систему долговременного ухода в рамках нацпроекта «Демография». Уже сейчас понятно, что программа эта достаточно дорогая. Она предполагает работу с теми, кто нуждается в дополнительном уходе на постоянной основе. Прежде всего на дому. Это совершенно другая численность, другой набор функций в рамках рабочего времени каждого социального работника.
В зависимости от того, в каком состоянии находится человек, потребуется и различный объем ухода, который ему необходим. Для одних граждан это будет 14 часов в неделю, для кого-то больше — до 28 часов в неделю — в зависимости от потребности.
— Получится ли старение населения компенсировать рождаемостью, удастся ли нам выправить демографию самостоятельно или вся надежда только на мигрантов?
— Вопросы демографии и миграции я бы развел. Если мы говорим о приросте населения, то миграционная составляющая учитывается. Если мы говорим о демографии, потенциально мигранты, которые приезжают с Востока, у которых национальными особенностями предопределена многодетная семья, конечно, могут повлиять на это.
Но, скорее, в нашей демографической политике больше нужно делать акцент на укреплении ценности семьи. Сейчас нет четкого понимания, что многодетная семья — это очень здорово. Я общаюсь с теми, у кого трое детей, они это осознают. Когда тебе сорок с небольшим — осознанное отцовство, материнство, третий или четвертый ребенок, это совершенно другие ощущения. Ты сам себя чувствуешь молодым.