Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Социальное казначейство повысит адресность десятков миллиардов рублей, направляемых на поддержку граждан, в перспективе речь может идти о сотнях миллиардов, заявил в интервью «Известиям» министр финансов Антон Силуанов. Он также рассказал, как именно может быть реформирован Налоговый кодекс: начатый в прошлом году маневр будет продолжен, перспективные отрасли планируется простимулировать в том числе за счет налогов и льгот. Кроме этого, Антон Силуанов рассказал, на каких условиях будут инвестироваться средства ФНБ, и не исключил возможности дальнейшего изменения его структуры.

— На ПМЭФ вы объявили о довольно радикальном изменении структуры Фонда национального благосостояния. Почему принято такое решение? Можно ли считать его своего рода ответом на последние санкции против госдолга?

— Действительно, мы приняли решение о выводе средств Фонда национального благосостояния из долларовых активов. Сегодня около 35% ФНБ были вложены в облигации США и другие виды американских бумаг.

Очевидно, ситуация во взаимоотношениях между Россией и Соединенными Штатами непростая, мы действительно видим постоянное нарастание санкционных угроз, фиксируем четкие санкционные тренды. Причем, как бы нам ни хотелось, ситуация не нормализуется, к сожалению. Доллар стал политической валютой.

В отношении российских предпринимателей и страны в целом накладываются ограничения, которые приводят к тому, что расчеты в долларах усложняются. Недавно были введены санкции против первичного размещения российского госдолга. Но мы не знаем, какие решения дальше планируются американской администрацией.

Решение по переводу вложений Фонда национального благосостояния в другие активы было принято, чтобы обезопасить наши резервы. Мы договорились, что будем отдавать приоритет тем инструментам, которые гарантируют ФНБ устойчивость. Вложения в золото в длительной перспективе всегда имеют тенденцию к положительной капитализации. Кроме этого, мы увеличиваем вложения в юань, немного наращиваем долю евро. Новая структура, на наш взгляд, более устойчива к внешнеэкономическим изменениям и гораздо менее чувствительна к влиянию политических факторов.

доллар
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

— Может ли это отразиться на рынке США?

— Вложения в долларовые активы составляли порядка $40 млрд. Для Соединенных Штатов это незначительный объем, но для нас это существенно. Мы считаем, что резервы должны быть вне политики, поэтому и было принято решение переложиться в другие, более надежные активы.

— Можно ли ожидать, что в дальнейшем будет увеличиваться доля юаня?

— Жизнь покажет. Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Изменения пропорций наших вложений возможны, они и дальше могут быть продолжены. Поживем — увидим.

— Хотелось бы затронуть другую грань ФНБ — инвестиции из свободных средств фонда. Уже довольно долгое время обсуждаются критерии, в какие проекты, на каких условиях эти деньги будут вкладываться. Тем не менее окончательного решения пока нет, по крайней мере, публично оно не объявлено.

— В правительстве в целом мы согласовали эти критерии. Речь о том, чтобы на рубль Фонда национального благосостояния привлекать три рубля и более частных средств. Это основное условие.

Кроме этого, проекты, в которые вкладываются, по сути, резервные средства, должны быть окупаемыми, приносить дополнительную пользу экономике, создавать новые рабочие места. Мы не отклоняемся от ключевой философии ФНБ: деньги должны будут вернуться с уплатой соответствующих процентов. Мы исходим из стоимости денег на российском рынке, которая коррелируется сегодня со стоимостью облигаций федерального займа.

Мы договорились об инвестициях в размере 1,2 трлн рублей за три года, примерно по 400 млрд ежегодно. Это базовые критерии.

Правительство сегодня работает над новыми стратегическими инициативами, которые позволят ускорить достижение национальных целей. Они включают и активное развитие инфраструктуры, и новый взгляд на развитие промышленности, более масштабное внедрение «цифры», новый общественный договор. На всё это нужны ресурсы. Когда мы говорим об инвестировании средств ФНБ, имеем в виду следующую конструкцию: часть средств, которые определены для вложений, предлагаем инвестировать по принципам, которые мы сейчас с вами обсудили, а другую — на более льготных условиях.

авиастроение
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

— Насколько более льготных?

— Это более продолжительные сроки реализации проектов, чуть меньше требований мы будем предъявлять к участию частного капитала. Такие условия требуются, чтобы мы могли реализовать не только инфраструктурные инициативы, но и проекты, связанные, например, с авиастроением. Они станут так называемыми новыми маяками роста, например в водородном направлении, энергосбережении, электротранспорте и так далее. Такие инвестиции, как правило, требуют более длительных сроков окупаемости, и мы готовы на это пойти.

Поэтому при определении критериев использования средств ФНБ мы исходим, с одной стороны, из классического подхода, с другой — учитываем способность тех или иных отраслей обеспечить возврат вложений.

— На сессии, посвященной будущему налоговой системы, вы, по сути, анонсировали реформу Налогового кодекса. В каком направлении планируете двигаться?

— Мы не можем не реагировать на изменения, которые происходят. Например, возьмем «зеленую» повестку. Становится всё более очевидным, что эра углеводородов постепенно клонится к закату. Естественно, мы должны адаптироваться к ситуации, в том числе и с помощью налоговых мер.

В прошлом году было принято решение об увеличении нагрузки на сырьевой бизнес и снижении на сектор МСП и IT-индустрию. Нам надо и дальше заниматься, в том числе через налоги и налоговые льготы, стимулированием перспективных отраслей экономики.

Поэтому налоговый маневр будем продолжать. В частности, донастраивать систему для малого бизнеса, делать ее более комфортной для налогоплательщиков.

Появились новые технологии — ФНС абсолютно современна с точки зрения цифровизации. Это позволяет бизнесу сократить издержки, упрощает взаимодействие между администратором и налогоплательщиком.

Конечно, все изменения требуют адаптации и налогового законодательства — администрирование должно соответствовать и быть современным.

фнс
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Оправдалось ли введение в прошлом году прогрессивной шкалы НДФЛ? Можно ли ожидать, что эта практика будет расширена?

— Я думаю, что решение было абсолютно выверенным и оправдало себя. Люди с высокими доходами платят по чуть более высокой ставке, чем остальные. При этом решение было принято таким образом, чтобы они понимали, куда направляются их деньги: они идут на помощь тяжелобольным детям. То есть налог носит, как мы говорим, целевой, окрашенный характер, и обеспеченные граждане понимают, что помогают выполнить важную социальную задачу.

Мне кажется, такой подход повышает социальную ответственность и, с другой стороны, формирует доверие к государству, поскольку деньги направлены на решение конкретной проблемы.

Пока у нас нет планов по изменению действующей системы: мы не рассматриваем увеличение налогообложения физических лиц в формате повышения ставки НДФЛ.

— В ближайшее время ожидается полноценный запуск системы социального казначейства. Как этот инструмент и в целом переход к политике повышения адресности выплат повлияет на структуру бюджета?

— Социальные расходы — приоритет правительства, причем важнейший. Вопрос в том, как эти деньги используются, насколько своевременно и точно доходят до получателей. Что такое социальное казначейство? По сути, это система, которая позволяет понять, кому именно требуется поддержка, сколько таких граждан.

Все люди, которые нуждаются в социальной защите, будут определены в рамках этого казначейства. Помощь, которую государство оказывает, доходит в простой и удобной форме: не нужно бегать за справками, ходить в органы социальной защиты. Все услуги можно будет получать онлайн. Это первое.

Второе — когда говорим о необходимости перехода к большей адресности, мы имеем в виду, что сегодня огромные средства зачастую направляются без учета нуждаемости. Это снижает эффективность мер поддержки. Нам необходим точечный подход, результат — поддержку — получат те, кто в ней реально нуждается. Это тот путь, по которому надо идти, и социальное казначейство этому будет способствовать.

соц
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

— Какими суммами удастся сманеврировать благодаря повышению адресности?

— Точную цифру назвать я не берусь, но речь идет о десятках миллиардов рублей.

— ЦБ, судя по всему, переходит к циклу повышения ключевой ставки, тогда как правительство работает над масштабной фронтальной стратегией, требующей колоссальных госинвестиций. Нет ли противоречия между денежно-кредитной и бюджетной политикой?

— Противоречий между монетарными властями нет. Мы с Центральным банком постоянно на связи. В прошлом году требовалось особенно тесное взаимодействие между мерами бюджетного и денежно-кредитного стимулирования, и мы находились в абсолютной координации и понимании. Так же продолжится и в этом году.

Когда принимали решение о величине использования средств ФНБ, что, по сути дела, элемент эмиссионного финансирования, безусловно, мы проводили консультации с Центральным банком.

Ускорение инфляции в последнее время связано главным образом с двумя факторами. Во-первых, это следствие изменения мировых цен на целый ряд продуктов потребительского свойства. Во-вторых, свою роль сыграл тот дополнительный денежный стимул, который был задействован в прошлом году, чтобы поддержать спрос в экономике. Государство, по сути, заместило сокращающийся спрос со стороны частного сектора.

Безусловно, вопрос инфляции для нас очень важный, ее уровень напрямую влияет на ставки, на доступность кредита и в конечном счете на динамику экономического развития. Наша задача — выйти в конце года на пониженные темпы роста цен, стабилизировать стоимость денег в экономике и начать ее сокращать, чтобы кредиты также активно работали на пользу людей и на интересы бизнеса.

Читайте также
Прямой эфир