
Каспийский груз: этап «Формулы-1» в Баку проведут без трибун

После зрелищного этапа в Монако в календаре «Формулы-1» пришла очередь второй городской трассы. Гран-при Азербайджана возвращается в «королевские гонки» после годичного перерыва — без болельщиков и трибун, но с сумасшедшей конкуренцией в пелотоне. Макс Ферстаппен постарается сдержать Льюиса Хэмилтона и закрепить лидерство в чемпионате, а Никита Мазепин вновь будет «бодаться» с Миком Шумахером.
Зрители на улице
Изначально предполагалось, что на шестой этап «Формулы-1» пустят болельщиков, которые приобрели билеты еще на Гран-при 2020 года. Тогда гонку в Баку отменили по причинам, аналогичным с соревнованиями в Монако. Поскольку этап проходит по улицам города, то для оборудования трека и сооружения конструкций требуется множество времени и согласований, чего в пандемийный год добиться было крайне проблематично.
Но если на предыдущий этап в Монако всё же пустили 7,5 тыс. зрителей, то Азербайджан решил отказаться от этой затеи, тогда как матчи футбольного Евро неделей позже запланированы уже с болельщиками. До сих пор остается загадкой, как будет выглядеть первая городская гонка без болельщиков и трибун. Складывается ощущение, что проследить за ходом событий любой желающий сможет из-за забора, так как трек включает улицы исторического центра.
Сама же гонка обещает стать даже более интересной, чем в Монте-Карло. Предыдущий Гран-при порадовал множеством резонансных событий, включая пустой поул Шарля Леклера, сход Валттери Боттаса на пит-стопе и финиш Мазепина выше конкурента. Но его гоночная суть свелась к доминированию Ферстаппена и нескольким прорывам в догоняющей лидеров группе гонщиков — так, Серхио Перес и Себастьян Феттель оказались в пятерке.
Отличительная особенность трассы в Баку в том, что она самая быстрая из городских — за счет длиннейшей в календаре прямой. На протяжении более 2 км или около 22–24 секунд пилоты едут по ней с педалью газа в пол. Ситуация усложняется множеством медленных поворотов, требующих иных настроек. В этом смысле успешнее окажется тот, кто удержит баланс между извилистой частью трассы и скоростными участками.
Резиновые шансы
При этом задачу по настройке машины усложняют разные углы наклона и ширина полотна, а также перепад высот — трек, как и большая часть города, находится ниже уровня моря. Таким образом, залогом победы, скорее всего, окажется стратегия, а не квалификация, как было на стартовых Гран-при сезона. Например, в 2019-м большинство гонщиков в Баку ограничились одним пит-стопом. Кроме того, значение будет иметь и износ резины.
В уикенд ожидается порядка 30 градусов тепла, а значит, и высокая температура асфальта, что вместе с морским ветром будет оказывать серьезное давление на болиды. Мягкие шины, на которых пелотон поедет и в этот раз, в прошлые годы быстро деградировали. С другой стороны, из-за гладкого асфальта будет сложно заставить резину работать. На этом скажется и контраст между прямой, где комплекты остывают, и резкими поворотами.
И если в Монако пилоты почти не пытались атаковать, чтобы избежать схода, то в Баку традиционно происходит множество обгонов. В предыдущие годы их было не меньше 50 за Гран-при. Сейчас всё говорит о том, что в Баку преимущество будет на стороне «Мерседеса», который надеется поквитаться с конкурентами после провала двумя неделями ранее. Хэмилтон на таком треке умеет стабильно пилотировать и грамотно беречь покрышки.
Именно немецкая конюшня выиграла в Баку два последних раза — в 2019 году это сделал Боттас, а Хэмилтон — в 2018-м. При этом в самом первом Гран-при Азербайджана четыре года назад победа досталась Даниэлю Риккардо за рулем «Ред Булла». В этом смысле всё выглядит не так однозначно, что и попытается показать Ферстаппен, который уже сместил «серебряные стрелы» с первого места спустя аж 53 гонки лидерства.
Взаимный протест
Пока Ферстаппен в сезоне занимает первое место по количеству кругов, проведенных на трассе в качестве лидера. За шесть Гран-при голландец проехал первым 222 круга, что почти втрое превышает результат Льюиса (75). На третьем и четвертом месте расположились напарники главных претендентов на титул — Боттас и Перес, лидировавшие 19 и 13 кругов соответственно, хотя финн и проводит худший старт сезона в «Мерседесе».
«На бумаге» разница кажется колоссальной, хотя по факту Хэмилтон выиграл три гонки, а Макс — две. И это при том, что в общем зачете отрыв первого номера «быков» составляет всего четыре очка. Так что в плане борьбы за первую строчку этап в Баку должен стать максимально ярким, учитывая и тот факт, что на пятки лидерам норовят наступить прогрессирующие конкуренты из «Феррари» и «Макларена».
Но в «Мерседесе» главной угрозой видят не пилотаж Макса, а заднее антикрыло соперников. Гонка в Баку по новым правилам должна быть последней, где уровень гибкости детали не измеряется. Однако босс «Мерседеса» Тотто Вольф уже пригрозил протестом в случае его использования «Ред Буллом». По его словам, австрийцы за счет этого выиграют до 0,5 с, а на прямой в Азербайджане это преимущество может оказаться решающим.
В то же время руководитель «Ред Булла» Кристиан Хорнер указал, что гнется и переднее антикрыло «Мерседеса», тогда как Вольфф подчеркнул то же самое и о детали конкурентов. В результате всё грозит закончиться взаимным протестом, но вряд ли каким-то радикальным решением. А поскольку в Баку сложно определиться с углом атаки крыльев — для того чтобы машина хорошо держала трассу в поворотах и одновременно была быстра на прямых, — уловки с антикрыльями будут играть на руку «Ред Буллу» и в некотором роде снова уравнивать шансы.
— Ферстаппен и Хэмилтон окажутся во главе гонки и будут бороться за победу, если не будет никаких неожиданностей со стороны «Мерседеса» (которые появляются в последнее время), — отметил в беседе с «Известиями» бывший главный конструктор Marussia Игорь Ермилин. — Также в борьбу за подиум вмешаются Леклер и Сайнс. Остальные вряд ли могут рассчитывать на топ-3 в Баку. Это не совсем типичная трасса для сезона. А команды после изменений требований (ухудшена эффективность аэродинамики), в том числе в угоду возможных вариантов по обгонам, пока не могу быть стабильными. Поэтому как дальше распределятся места, сказать сложно. За исключением «Хаас» — эта команда явный аутсайдер.
У конюшни Никиты Мазепина действительно дела идут не лучшим образом. Даже «Уильямс» образца 2018 года не выглядел так безнадежно.
— Никита и Ральф Шумахер вновь будут соревноваться друг с другом, тут ничего нового ждать не стоит, — подчеркнул Игорь Ермилин. — Если остальные команды в той или иной степени модернизируют машины, то в «Хаас» ничего не происходит. От этапа к этапу они готовят машины в той конфигурации, в которой она была заморожена в конце прошлого года.
По словам руководителя американской команды Гюнтера Штайнера, «Хаас» станет конкурентоспособным начиная со следующего сезона.