Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
Москву накрыл сильный снегопад
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Мир
Меркель заявила о невозможности для Украины в одиночку решать вопрос переговоров с РФ
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ФАС не увидела нарушения антимонопольного законодательства в том, что аэропорт Горно-Алтайска предоставил преференции авиакомпаниям-лоукостерам. Алтайская авиагавань первой в России прописала в положении о скидках особые условия для лоукостеров в целях стимулирования других авиаперевозчиков к снижению стоимости авиабилетов. При этом российское законодательство не содержит четкого определения термина «лоукостер». S7 Airlines усмотрела в этом нарушение и пожаловалась в местный ФАС, сообщили «Известиям» в компании. Стремление администрации аэропорта повлиять на цены может нести в себе признаки злоупотребления доминирующим положением, ведь аэропорт Горно-Алтайска является безальтернативным для перевозчиков в данном регионе, считают юристы.

Усмотреть нарушение

Авиакомпания S7 Airlines пожаловалась в управление ФАС по Республике Алтай на аэропорт Горно-Алтайска (принадлежит АФК «Системе» и структуре Сбербанка «СБК Баланс» в пропорциях 60 на 40%). Поводом стали преференции на наземное обслуживание, которые аэропорт предоставляет лоукостерам.

Алтайская авиагавань отказала S7 Airlines в предоставление скидок на обслуживание воздушных судов и призвала авиакомпанию «снизить цены до уровня лоукостера», чтобы она имела возможность претендовать на получение скидок, сказал «Известиям» представитель S7. Хотя в тот момент, когда компания просила скидок, в маркетинговой политике аэропорта не было зафиксировано условие «лоукостер». S7 после этого обратилась в местное управление ФАС, которое не увидело нарушения в действиях аэропорта. В конце апреля преференции для лоукостеров были формально закреплены в положении о скидках авиагавани.

— УФАС по Республике Алтай не усмотрел нарушений в действиях аэропорта. ФАС России также отказал S7 Airlines в возбуждении дела по жалобам на маркетинговую политику аэропорта прежней редакции, — заявил представитель S7 Group.

«Победа»

Самолет авиакомпании «Победа» в аэропорту Горно-Алтайска

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Анализ предоставления скидок аэропортом Горно-Алтайска проводило Алтайское республиканское УФАС России, сказали «Известиям» в пресс-службе ФАС, уточнив, что нарушений законодательства действительно не было выявлено. Там добавили, что в случае несогласия с решением антимонопольного органа заявители могут обжаловать его в апелляционной комиссии ФАС или обратиться в суд.

Кроме S7 в Горно-Алтайск летают авиакомпании «Победа», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Nordwind. На запрос «Известий» они не ответили. Не дал комментариев и алтайский аэропорт.

Непрозрачное предложение

Аэропорт Горно-Алтайска первым в России прописал в положении о скидках особые условия для лоукостеров. Авиагавань преследует цель простимулировать всех перевозчиков к снижению тарифов, говорится в ее маркетинговой программе: «Авиакомпаниям-лоукостерам, выполняющим регулярные рейсы в Горно-Алтайск по тарифам для пассажиров ниже, чем на железнодорожном транспорте, устанавливаются не только скидки на постоянной основе, но и применяется пакетное соглашение».

Пакетное соглашение дает возможность аэропорту сделать любое предложение авиакомпании, так как оно непрозрачно — без четких границ дисконта и явных параметров соответствия, сказал «Известиям» источник в крупной российской авиакомпании. По его словам, такие скидки получает только «дочка» «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». Преференции позволяют перевозчику обслуживаться в алтайском аэропорту в четыре-пять раз дешевле конкурентов, уточнил собеседник.

Здание аэропорта Горно-Алтайска

Здание аэропорта Горно-Алтайска

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— В Горно-Алтайске составляющая аэропортового обслуживания в стоимости билета вылетающего пассажира — около 2,5 тыс. рублей по прейскуранту. Если лоукостер снижает ее до 500 рублей на пассажира, то на его рейсы начинается переток пассажиров от конкурентов, — пояснил источник «Известий» в крупной авиакомпании.

Наземное обслуживание авиакомпании в аэропорту составляет в себестоимости перевозки 1620% в зависимости от дальности полетов, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Нечеткие критерии

В положении о скидках аэропорт не установил четких критериев, когда авиакомпания признается лоукостером и получает соответствующие преференции, говорит представитель S7 Group. Единственным условием для их получения является такая формулировка: «Лоукостер — авиакомпания, выполняющая полеты по тарифу для пассажиров ниже, чем на железнодорожном транспорте». При этом железной дороги в Республике Алтай нет, и поездом до ее столицы добраться нельзя. Ближайший ж/д вокзал находится в другом регионе — в Алтайском крае, в городе Бийск (от него до аэропорта Горно-Алтайска по дороге 100 км).

— Это условие может быть выполнено совершенно по-разному: по данному тарифу можно продавать всю емкость воздушного судна, а можно только одно-два места. Способ определения железнодорожного тарифа не прописан, хотя он постоянно меняется в зависимости от дат и глубины покупки. Что происходит со скидками, если тариф лоукостера в какие-то даты превышает железнодорожный? Идет ли сравнение с плацкартом, купе или СВ? — задается вопросом представитель компании.

S7

Самолет авиакомпании S7 Airlines в аэропорту Горно-Алтайска

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

У S7 Airlines текущие тарифы ниже железнодорожных, поэтому действие новой политики аэропорта должно распространятся также на нее, и для этого не требуется снижать стоимость авиабилетов, сказали «Известия» в компании, уточнив, что полеты в аэропорт Горно-Алтайска авиакомпания выполняет в штатном режиме.

Признаки злоупотребления

На сегодняшний день российское законодательство не содержит четкого определения термина «лоукостер», говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

— Отнесение авиакомпании к числу лоукостеров носит исключительно маркетинговый характер, и таковым может назвать себя на законных основаниях любой авиаперевозчик вне зависимости от проводимой им ценовой политики, — указывает юрист.

Эксперт пояснил, что администрация аэропорта не вправе относить ту или иную компанию к числу лоукостеров, основываясь на собственном мнении, и должна предоставлять льготу неограниченному кругу компаний, которые удовлетворяют требованиям. Смысл льгот в том, что они предполагают установление известных всем заинтересованным лицам критериев, соответствие которым формирует основание для предоставления преимущества, дополнил он.

В качестве критерия отнесения компании к числу лоукостеров назвать стоимость железнодорожного билета нельзя, потому что это значение динамически меняется и во времени, и в зависимости от условий перевозки пассажиров: билеты на один и тот же поезд в зависимости от класса вагона и скидок могут существенно отличаться, объясняет юрист. По его словам, тогда должно быть указано конкретное значение стоимости такого билета либо промежуток времени, в течение которого продавались билеты, цены на которые являются критерием для предоставления льготы или отказа.

вид

Вид на аэропорт Горно-Алтайска

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Само стремление администрации аэропорта, являющегося для перевозчиков безальтернативным в данном регионе, повлиять на цены может нести в себе признаки злоупотреблением доминирующим положением, направленным на вмешательство в ценовую политику авиакомпаний, — считает Павел Иккерт.

По его словам, вызывает сомнение факт законности вмешательства администрации аэропорта в рыночные механизмы ценообразования. Юрист указал, что это прерогатива рынка, в исключительных случаях уполномоченных органов государственной власти, к числу которых администрация аэропорта не относится.

Читайте также
Прямой эфир