Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Die Zeit узнала об утверждении Германией нового пакета военной помощи Украине
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Мир
Вэнс заявил об утрате Европой своей идентичности
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками

Онлайн реформа

Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов — о перспективах интернет-технологий на выборах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Переход к электронному голосованию — неизбежный и исторически обусловленный процесс. Неизбежный на фоне высокой популярности онлайн-сервисов, в контексте социально-экономических условий, сформировавшихся еще до пандемии. Стратегия российских властей предполагает максимально аккуратное внедрение этой практики — «на одной скорости» с постепенным ростом легитимности такого формата.

Вызовы пандемии, безусловно, сыграли свою роль в его продвижении. Так, по данным опроса ВЦИОМ 17–26 сентября 2020 года, 37% респондентов поддерживали практику многодневного голосования, поскольку подобный подход предполагает больший уровень санитарной безопасности. Обеспокоенность эпидемиологическими рисками наверняка влияла и на популярность онлайн-формата для выборов.

В то же время, уже по данным исследования ВЦИОМ 21 июля 2020 года, значительная часть респондентов заявляла не о негативной мотивации, вызванной ситуативными рисками, а об иных преимуществах дистанционного голосования: прежде всего о возможности сделать выбор, не выходя из дома (28%), экономии времени (16%), удобстве (12%), прозрачности и возможности избежать фальсификаций (7%). Сохранение только традиционного формата голосования — объяснимый подход для менее мобильных и более однородных обществ, для которых характерен меньший уровень развития и распространенности информационных технологий. На фоне возросшей вариативности жизненных укладов и целого ряда других факторов (в том числе, проживания значительной части граждан не по месту регистрации) ожидаемой стала дальнейшая дифференциация форматов голосования.

Поступательное внедрение информационных систем в практику работы органов власти (начиная с реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в 2002–2010 годах) рано или поздно должно было привести к использованию этого формата и при проведении выборов. Показательно, что среди опрошенных ВЦИОМ в июле 2020 года наибольшая доля граждан, готовых выбрать голосование через интернет, ожидаемо была зафиксирована в возрастных группах 18–24 и 25–34 лет (45% и 46% соответственно), но и среди респондентов более старших возрастов процент поддерживающих был весьма заметным. Даже в сегменте от 60 лет и старше такой формат голосования были готовы выбрать 15%, а среди 45–59-летних — уже 26%.

Существенную роль сыграло применение онлайн-формата волеизъявления граждан в двух регионах в ходе общероссийского голосования по конституционным поправкам 25 июня – 1 июля 2020 года. Признанный официально более высокий уровень протестного голосования через онлайн-сервисы (против поправок высказалось 37,67% голосовавших в электронном формате в Москве и 40,31% — в Нижегородской области) определенно способствовал росту легитимности этого нововведения. Так, по данным ВЦИОМ, если в мае 2020 года (до проведения общероссийского голосования) волеизъявление через интернет были готовы выбрать 23% опрошенных, то в июле — уже 30%.

Примечательна роль Москвы в распространении практики. Важным шагом стало применение дистанционного электронного голосования в трех одномандатных округах на выборах в Мосгордуму в 2019 году. В ходе обсуждения конституционных поправок важен был масштаб голосования в онлайн-формате в столице. Достаточно вспомнить, что тогда для участия в электронном голосовании в Москве зарегистрировались 1 051 155 человек (около 14,3% от общей численности избирателей, зарегистрированных в городе на 1 января 2020 года). Поэтому логично, что Москва получила законодательно закрепленное право не направлять свою заявку в ЦИК для проведения электронного голосования на парламентских выборах и проводить волеизъявление горожан в таком формате в 2021 году на собственной платформе.

Новым этапом стали решения по поводу использования этого формата на выборах в Госдуму. Даже после удачного применения электронного голосования в 2020 году ЦИК подошел к дальнейшему внедрению максимально аккуратно, предложив ограничить использование такого механизма семью регионами. Это субъекты из четырех федеральных округов, существенно отличающиеся как по социально-экономическим особенностям и логистике, так и по электоральной специфике. В их число вошли в разной степени обладающие протестным потенциалом Москва, Мурманская, Ярославская и Нижегородская, более патерналистские Курская и Ростовская области, а также отличавшийся высокой степенью поддержки властей в ходе федеральных кампаний, но долгое время выделявшийся насыщенной региональной повесткой Севастополь.

После нового «испытания в боевой обстановке» (по выражению зампреда ЦИК Николая Булаева) в период парламентской кампании с высокой вероятностью продолжится постепенная легитимизация процедуры электронного голосования — и дальнейшее постепенное внедрение этого формата в ходе региональных и муниципальных кампаний 2022–2024 годов. По существу электронное голосование — это один из важнейших инструментов для создания системы «эффективной власти, подотчетной обществу», на чем еще во время кампании по конституционным поправкам акцентировал внимание Владимир Путин.

Автор — гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир