Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и Рубио договорились о продолжении восстановления связей между РФ и США
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили 28 пунктов управления БПЛА ВСУ
Мир
В Пхеньяне прошли переговоры заместителей глав МИД России и КНДР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали переменную облачность в Москве 16 марта
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Происшествия
Губернатор Воронежской области заявил о ликвидации не менее 15 БПЛА над регионом
Мир
Практически весь штат «Голоса Америки» отправили в административный отпуск
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Politico назвала удары по Йемену частью новой политики Трампа на Ближнем Востоке
Происшествия
В Калининградской области обрушился аварийный дом с проживающими в нем людьми
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Армия
Операторы FPV-дронов поразили технику и боевиков ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Экипажи танков Т-72Б3М уничтожили замаскированные позиции и живую силу ВСУ в ЛНР
Спорт
Овечкин забил 887-й гол в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до семи шайб
Армия
Экипаж Су-34 уничтожил опорный пункт и живую силу ВСУ в курском приграничье
Стиль
Третий день Московской недели моды прошел в Манеже

Делегированные полномочия

Религиозный деятель Александр Борода — о празднике Шавуот и о том, почему еврейский народ обрел свободу, когда на него обрушился свод сложнейших законов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В воскресенье вечером или, согласно еврейскому календарю, 6 Сивана наступил один из центральных праздников Иудаизма — Шавуот. За пределами Израиля он длится два дня и заканчивается во вторник вечером. С этим праздником мы отмечаем формирование основных определений, касающихся иудейской веры — на чем она основана, кто такие евреи, каково их отношение к Богу, людям и окружающему миру.

Шавуот буквально на иврите означает «недели», поскольку он неразрывно связан с другим еврейским праздником — Песахом. Ровно через семь недель, на 50-й день после исхода из Египта, произошло Дарование Торы.

В Песах Всевышний даровал нам физическую свободу, освободил из «дома рабства». Исход из Египта сопровождали явные чудеса: египетские казни, рассечение Красного моря, дарование небесного мана. Мудрецы сравнивают представителей поколения исхода из Египта с величайшими пророками, так как все они стали свидетелями прямого вмешательства Всевышнего в законы природы.

Но физическое освобождение потомков Авраама, Ицхака и Яакова, их особое прямое общение с Всевышним еще не сделало их народом. Самоопределение и духовное преобразование пришли тогда, когда каждый из народа Израиля взял на себя обязательство исполнения заповедей — во время Синайского откровения.

Во все времена и во всех поколениях есть люди, способные повести за собой других, которые умеют вдохновлять, могут брать на себя ответственность за ближних. Мудрецы учат нас, что лидер должен быть один, так как наличие многих равноправных в своих полномочиях лидеров приводит к спорам и разногласиям, в итоге это губительно сказывается на обществе. И, тем не менее, дарование Торы наделило людей столь высокой степенью ответственности, что в результате стало понятно: действия каждого значимы для всего миропорядка.

События Откровения на горе Синай описываются в Торе в главе «Итро». Итро — тесть Моше, который изначально был язычником, великим жрецом своего времени, знавшим толк во всех известных культах. И, на первый взгляд, кажется удивительным, что его именем названа глава, в которой записаны 10 Речений — квинтэссенция всей Торы.

Существует несколько объяснений этому. Итро, являясь знаковой и очень влиятельной фигурой своего времени, признал силу единого Бога и отказался от многобожия, таким образом он стал примером для будущих поколений. Он показал, что божественная мудрость передается не только по наследству, но также приобретается самим человеком, является доступной для каждого независимо от его прошлого. Синайское откровение произошло в пустыне. В этом комментаторы видят также символ открытости и доступности Торы, ее мудрость не присуждена кому-то конкретно, Ее святость может постичь каждый, кто руководствуется благими и праведными намерениями.

Другое объяснение причины того, что глава с десятью заповедями носит имя тестя Моше — тот факт, что именно он удостоился чести дать мудрый совет величайшему еврейскому пророку. Моше выполнял для народа роль судьи и советчика. Написано, что целый день весь народ Израиля стоял перед ним и ждал его решения. Увидев это Итро сказал Моше, что нехорошо заставлять всех людей стоять и ждать перед тобой. И что такая ответственность губительно отразится как на всем народе, так и на самом Моше. Итро посоветовал ему делегировать свои обязанности, выделив мудрых людей для решения менее сложных задач.

Третье объяснение, почему в Шавуот мы читаем именно главу Итро, менее грандиозно, но не менее фундаментально для понимания еврейского мировоззрения. Перед ежегодной утренней молитвой каждый иудей произносит: «Принимаю на себя заповедь «возлюби ближнего своего». Прежде чем обратиться к Господу, воздать ему хвалу, поблагодарить, нужно, в первую очередь, находиться в мире и согласии с людьми вокруг. Мы знаем, что поддерживать добрые отношения, проявлять уважение легче всего к посторонним людям. Чем ближе человек, тем это сложнее. В семье каждого человека есть также различные градации. Так, муж и жена — это отношения, строящиеся на взаимном выборе, а одно из сильнейших проявлений человеческой любви — это родительская.

Самыми сложными же взаимоотношениями внутри семьи являются с родителями твоей супруги или супруга. Во всех культурах этому посвящены анекдоты, шутки и даже печальные притчи. И это действительно становится одной из самых трудныхх человеческих задач. В Шавуот же мы читаем два текста, описывающих идеальные отношения между невесткой и свекровью, зятем и тестем. В Свитке Рут, входящим в раздел Писаний Танаха, повествуется об отношениях Рут, моавитянки, принявшей иудаизм, и ее свекрови Наоми. В главе Итро мы видим, с каким уважением и почетом Моше относится к своему тестю. Так мы учим, что еще до постижения Божественной мудрости нужно стремиться к утверждению добрых человеческих отношений со всеми, кто близко, фокусируясь, в первую очередь, на их лучших качествах. Моше внял мудрому совету тестя, хотя в тот момент Итро формально еще был человеком другой культуры и веры.

Почему же считается, что только вместе с дарованием Торы народ Израиля обрел свободу, и что он сформировался тогда, когда на него обрушился свод сложнейших законов, проникающих во все сферы жизни, регламентирующих каждый шаг? Написано в Мишне (Мишна является записанной Устной Торой, полученной вместе с Пятикнижием на горе Синай): «А скрижали — создание Всесильного [Бога], и письмена на них — письмена Всесильного [Бога], вырезанные (харут) в скрижалях». Читай не харут, а херут («свобода»). Ибо только тот свободен, кто занят изучением Торы».

Объясняют мудрецы данное описание: все буквы 10 заповедей были выдолблены насквозь в скрижалях, так что просачивался свет через буквы, даже две буквы еврейского алфавита, которые похожи на круг, были выдолблены и «держались» в воздуху, то есть они не подчинились закону природы. Также человек, посвятивший себя Б-жественной мудрости, освобождает себя от ограничений материального мира.

Но неужели духовная свобода — это когда тебе указывают, что, когда и как делать? Давайте сфокусируемся на самом понятии свободы. Крайней степенью свободы является анархия, крайней степенью несвободы — рабство. В рабстве человек вынужден полностью подчиняться воле и желаниям другого человека, при анархии же человек, не осознавая последствий для себя самого и для окружающих, творит то, что он сам желает.

Получается, чтобы примирить эти два понятия, оказаться где-то на золотой середине, человек должен быть с одной стороны хозяином своих действий, а с другой — понимать истинный ход вещей, быть знающим жизнь.

Дарованием 10 заповедей, общепринятого нравственно-этического свода, Всевышний делегировал лично каждому человеку полномочия по взаимодействию с миром, назначил человека хозяином своей жизни и выдал ему подробную инструкцию по тому, как устроен этот мир, что в нем приумножает жизнь, а что может стать угрозой для нее. И именно принятием веры в Б-га и веры в незыблемость Божественного закона и определяется еврейство.

Поздравляю всех с Шавуотом! Желаю крепкого здоровья, сил, всегда пребывать в согласии и любви с близкими людьми, пусть уважение и добрые дела будут нашим важнейшим ориентиром и приоритетом! Щедрых благословений Всевышнего во всем!

Автор глава Федерации еврейских общин России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир