Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
Москву накрыл сильный снегопад
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Мир
Меркель заявила о невозможности для Украины в одиночку решать вопрос переговоров с РФ
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Девять из десяти россиян сталкивались с телефонными мошенниками, 98% граждан — со спамерскими звонками. Об этом говорится в исследовании Tinkoff Data (есть у «Известий»). В первые месяцы 2021-го число звонков злоумышленников увеличилось в 2,7 раза, при этом доля успешных атак снизилась с 22,5 до 13%. Сотовые операторы уже начинают внедрять антиспам-системы, рассказали «Известиям» их представители. В Минцифры заявили, что для борьбы с телефонными преступниками при ведомстве создана рабочая группа. Но проблема социальной инженерии продолжает нарастать и число вызовов пока не дошло до пика, отмечают эксперты.

Стой, кто звонит

Из 90% россиян, которые сталкивались с телефонным мошенничеством, 20% получают звонки еженедельно, еще 33% — ежемесячно, еще 37% — несколько раз в год и реже. Такие выводы содержатся в исследовании Tinkoff Data, в ходе которого анализировались результаты опроса 16 тыс. человек, а также данные определителя номера «Тинькофф», платформы Tinkoff Call Defender и системы фрод-мониторинга банка.

В среднем за четыре месяца 2021 года количество мошеннических звонков клиентам российских банков выросло на 170% по сравнению со средним количеством в 2020 году, отмечается в исследовании. Пик активности злоумышленников пришелся на январь: преступники обычно активизируются в праздники, поскольку граждане расслаблены и теряют бдительность. При этом доля «успешных» звонков, в результате которых клиенты потеряли деньги, сократилась с 22,5 до 13%.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Около 80% атак осуществляется с помощью социальной инженерии, выяснили аналитики «Тинькофф». Самый популярный сценарий обмана — звонок от службы безопасности банка, на втором месте — инвестиционные пирамиды, звонки от ложных брокеров или криптовалютчиков, которые предлагают быстрый доход и высокие проценты. Половина респондентов вешает трубку, не вступая в разговор, почти треть опрошенных троллят звонящих мошенников, и только 14% сообщают о звонке злоумышленников в банк, отмечают аналитики Tinkoff Data.

Справка «Известий»

По данным опроса ЦБ, с мошенничеством сталкивался каждый второй россиянин (48%), сообщили «Известиям» в Банке России. В регуляторе добавили, что в I квартале 2021 года инициировали блокировку 6104 телефонных номеров злоумышленников, а в аналогичный период прошлого года — 4456 номеров.

Почти треть населения получают спам-звонки по несколько раз в день, еще 55% — несколько раз в неделю. В соответствии с данными опроса, большинству граждан (40%) звонят роботы, 23% — люди, а оставшиеся 37% затрудняются определить, кто именно находится на другом конце провода. Только для 1% граждан в ходе спам-звонков предлагали что-то нужное.

«Билайн» блокирует более 100 млн звонков-сбросов на номера своих абонентов благодаря собственной системе антифрода, заявил «Известиям» представитель сотового оператора, добавив, что предлагает абонентам услугу по предоставлению информации о звонящем с неизвестного номера. В Tele2 «Известиям» сообщили, что разрабатывают сервисы, которые позволят клиентам не принимать вызовы от поставщиков услуг, чей номер будет определен. В МТС и «Мегафоне» оперативно не ответили на запросы «Известий» о борьбе с мошенническими и спам-звонками.

спам

В Минцифры «Известиям» заявили, что при ведомстве создана межведомственная рабочая группа для противодействия телефонному мошенничеству: в ходе ее работы уже разработаны меры по борьбе с фродом, которые позволяют в том числе снизить количество спам-звонков — сейчас они проходят межведомственные согласования.

Разговор короткий

Как правило, мошенники звонят рано утром или поздно вечером, когда человек не готов критически обрабатывать информацию, отметила психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт Елена Тен (Лосева).

— В такие периоды мы подвержены паническим состояниям и тревогам и «падаем» до уровня своих навыков. А навыки, освоенные нами с детства, — это слушаться старших, слушаться тех, кто лучше понимает. В периоды опасности и тревоги мы склонны ощущать выученную беспомощность и ориентироваться на кого-то знающего, взрослого, экспертного. Как правило, мошенники используют фразы и слова, которые заставляют человека понять, что происходит что-то неприятное, он нагнетает напряжение. С одной стороны, человек осознает, что происходит что-то неприятное, плохое, и вместе с этим «спаситель» всё понятно объясняет, как простыми несложными действиями отменить беду и защитить средства. И конечно, мы с удовольствием идем за ним, — заключила она.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Финансовая грамотность, помогающая в спокойной обстановке, в таких ситуациях совершенно ни при чем, констатировала эксперт.

Телефонные мошенники используют те же приемы, что и псевдоастрологи или гадалки, считает директор института педагогики и психологии образования МГПУ доктор психологических наук Александр Савенков. Люди, которые находятся в сложной жизненной ситуации — например, потерявшие близких или в период болезни, обычно более подвержены манипулятивным воздействиям со стороны. Такое состояние не зависит от уровня образования, отметил эксперт.

Внушаемыми можно считать порядка 15% общества, уточнил Александр Савенков, добавив, что люди от природы наделены свойством индоктринации — склонностью разделять чужие мысли и идеи, поскольку это было эволюционно необходимо для жизни. Кроме того, в практической психологии описывается и так называемый эффект Барнума, с помощью которого можно манипулировать собеседником: в частности, обманщик должен себя грамотно представить, тщательно дозировать похвалу и критику и так далее, перечислил доктор наук. Кроме того, добавил он, есть люди, попросту обладающие даром манипуляции.

— Банки в силу своих возможностей пытаются бороться с таким типом мошенничества, например, дополняя свои мобильные приложения функциональностью определения потенциально нежелательных незнакомых номеров, — рассказал старший специалист отдела аудита Digital Security Александр Багов. — Операторы же, в свою очередь, нередко используют сложившуюся ситуацию, навязывая абонентам дополнительные платные сервисы для фильтрации нежелательных звонков.

По его словам, эффективность борьбы со спам-звонками можно было бы повысить ужесточением наказания за телефонные мошенничества, для чего нужна более строгая привязка номеров телефонов к личности человека.

Объемы телефонных мошенничеств продолжают расти: в I квартале 2021 года доля звонков с подозрением на мошенничество составила 6,3%, а за аналогичный период прошлого года она была 5,6%, оценил аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев. Он предположил, что отчасти на динамику повлияла пандемия: многие привыкли к сервисам доставки и часто ждут звонков с неизвестных номеров, а порой даже готовы сами перезванивать.

Читайте также
Прямой эфир