Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Его редко узнают в лицо на улице, но звук его гитары знаком едва ли не каждому любителю современной музыки. Он играл с интеллектуалами, вроде Дэвида Сильвиана и Брайана Ино, и с мастерами танцевальной электроники The Grid и The Beloved. Помогал в студии проявляться иронии Talking Heads и Дэвида Боуи и разрабатывал собственные приемы игры на гитаре, от нового строя до «фриппертроники», хитроумного устройства задержки сигнала с использованием сперва двух магнитофонов, а потом и цифровых устройств. И, что никак не менее важно, не забывал и о собственных проектах, самый знаменитый из них под названием King Crimson остается одной из важнейших вех в истории прогрессив-рока. Сегодня, 16 мая, Роберту Фриппу исполняется 75 лет — и «Известия» вспоминают о месте замечательного музыканта в современной культуре.

Господин оформитель

Этот неприметный человек с добродушным круглым лицом совершенно не похож на рок-звезду — даже непременным джинсам он уже много лет предпочитает строгий костюм-тройку. Тем не менее мало кто сделал для рок-н-ролла столько, сколько Роберт Фрипп. Своим учителем и вдохновителем его считают такие разные музыканты, как панк-гитарист Стив Стивенс, Кирк Хэмметт из Metallica, японский нойз-маэстро Мерцбоу и американская инди-поп сенсация St. Vincent.

Роберт Фрипп

Музыкант Роберт Фрипп

Фото: Getty Images/Dave J Hogan

Он не наряжается в люрекс, кожу, пух и перья, не принимает на сцене героических поз и даже никогда, кажется, не громил номера в отелях (хотя другие участники ранних итераций King Crimson не были вовсе уж чужды рокерской удали). Он просто играет на гитаре — вот уже более полувека. Параллельно придумывая разнообразные технические и технологические ухищрения, благодаря которым его партии невозможно ни с кем спутать — и трудно позабыть даже неискушенному слушателю.

Слушатель же искушенный вспомнит и о другой стороне великого гитариста — о Фриппе как композиторе, одном из самых странных, талантливых и изощренных сочинителей для гитары второй половины ХХ века. Отнести его (соло, с King Crimson или в составе множества других проектов, для которых он писал и пишет музыку) к какому-то одному стилю сложно; даже невозможно. Главным открытием Фриппа, пожалуй, было обращение к европейской серьезной музыке и, конечно, джазу. «Каков музыкальный материал стоит, к примеру, за моим соло в [песне Дэвида Боуи] Fashion? Это струнные квартеты Бартока, Хендрикс, первобытная энергия «Весны священной» Стравинского. Всё это словарь, но он не определят высказывания; это лишь слова, которыми ты пользуешься», — объяснял Фрипп в недавнем интервью.

Уникальная музыкальная эрудированность Фриппа позволяет ему формировать художественные высказывания только средствами самой музыки — лексическая составляющая, традиционно столь важная для рок-н-ролла, для него почти всегда второстепенна. Музыка сопровождала его с самого юного возраста и составляла главное в его жизни со школьной скамьи.

Роберт появился на свет в семье, которую правильнее всего было бы назвать трудовой — выбившиеся из рядов рабочего класса мелкие предприниматели, души не чаявшие в своих отпрысках. На десятый день рождения Бобби получил в подарок свою первую гитару и, по его словам, «сразу же понял, что в ней будет заключена вся последующая жизнь». Предчувствия его не обманули.

Любопытный факт:

Летчик Альфред Фрипп, участник «Великого побега» из нацистского лагеря военнопленных (о котором в 1960-е был снят известный фильм со Стивом Маккуином) — родной дядя Роберта. Символично, что специальная программа Би-би-си в память об Альфреде (он умер в 2013 году в возрасте 98 лет) завершалась песней Дэвида Боуи «Герои», партию гитары при записи которой исполнил его знаменитый племянник.

Серьезное дело

В 15 лет Фрипп присоединился к своей первой группе, одновременно занявшись изучением риелторского бизнеса отца в качестве младшего клерка. Однако унаследовать фирму ему было не суждено — уже в 17 Роберт решил, что его больше привлекает карьера профессионального музыканта. Так графство Дорсет потеряло потомственного специалиста по недвижимости, а мир обрел великого гитариста.

Фрипп подрабатывал игрой в джазовом трио Дугласа Уорда, одновременно получая образование — экономическое, не музыкальное — в почтенном Борнемутском колледже. Он всегда был серьезным человеком — и эта серьезность часто раздражала игравших с ним легкомысленных «лабухов». А уж строгое отношение к посетителям концертов любой группы с его участием вошла в легенды: им категорически воспрещается фотографировать, курить в зале (даже в те годы, когда это было нормой), даже чихать и кашлять.

Возможно, Роберт и остался бы джазовым музыкантом — и даже, скорее всего, знаменитым джазовым музыкантом — но в 21 год его внезапно посетило озарение. Возвращаясь домой с учебы, он случайно поймал в транзисторном приемнике финал битловской A Day In the Life. Вскоре он услышал и молодого американского гитариста по имени Джимми Хендрикс. Все части головоломки вдруг собрались воедино: теперь Фрипп точно знал, куда следует двигаться. После недолгих экспериментов в составе трио «Джайлс, Джайлс и Фрипп» (на обложке их единственного альбома можно увидеть редкое фото улыбающегося Фриппа) Роберт собрал всю свою знаменитую серьезность — и первый состав великих King Crimson.

Вышедший в 1969 году дебютный альбом In the Court of the Crimson King принес начинающей группе и неожиданный коммерческий успех (5-е место в национальном хит-параде Великобритании), и реальную известность — The Rolling Stones пригласили их «разогревать» публику на вошедшем в анналы концерте в Гайд-парке. Публике новая и странная музыка понравилась; критики же не сразу поняли, что обещает эта смесь джаза, хард-рока и классических гармоний.

Несмотря на разнобой в рецензиях, уже год спустя «прогрессивный» рок, как его назвали журналисты, заставил забыть моду на психоделию и правил бал в чартах и на концертных площадках — благодаря таким именам, как Yes, Procol Harum, Pink Floyd. И, конечно, самим King Crimson — хотя из-за характера Фриппа в группе редко кто задерживался больше, чем на один альбом.

В школе и дома

Несмотря на вздорный характер и почти параноидальный перфекционизм (а может быть, и благодаря последнему), Фрипп оказался превосходным педагогом. Через его знаменитую школу Guitar Craft с 1985 по 2010 год прошли более 3 тыс. молодых гитаристов, жаждущих приобщиться к первоисточнику «нового стандартного строя» (квинтовый гитарный строй, разработанный Фриппом в начале 1980-х). А заодно и самосовершенствоваться духовно и физически — Фрипп считает, что искусство игры на инструменте неотделимо от общей формы, поэтому на его курсах изучали и китайскую гимнастику тайцзицюань, и разработанную в конце XIX века австралийским энтузиастом Фредериком Александером технику исправления осанки.

Музыкант Роберт Фрипп в составе группы King Crimson

Музыкант Роберт Фрипп в составе группы King Crimson во время выступления

Фото: Getty Images/Paul Natkin

Фрипп несколько раз распускал свой самый знаменитый проект, собирал его вновь — с разными музыкантами и совершенно диковинными составами (достаточно вспомнить «двойное трио» 1990-х — два басиста, два гитариста, два ударника). King Crimson продолжают выступать и сегодня (хотя нового студийного материала не выпускали с 2011 года) — на 2021 год, если позволит обстановка, намечено и турне. Вскоре выйдет и очередной альбом с участием Фриппа — легендарные британские электронщики The Grid пригласили его как соавтора и гитариста. Пока же Фрипп открыл свои сольные архивы и выкладывает на стриминговые сервисы амбиентные записи разных лет, объеденные общим названием Music For Quiet Moments («Музыка для тихих моментов»).

Впрочем, обстановка пандемии внезапно показала и совершенно неожиданную сторону самого серьезного музыканта в мире. Удалившись в добровольную самоизоляцию в свою буколическую усадьбу в Вустершире, Роберт и его жена, певица и актриса Тойя Уилкокс, вот уже год с лишним бомбардируют публику уморительными и трогательными клипами на YouTube. Тойя, не потерявшая памятный поклонникам панк-рока истошный голос, поет известные рок-хиты (часто в рискованных для своих 62 нарядах), ну а Фрипп с каменным лицом аккомпанирует на гитаре. Иногда всё же не сдерживает улыбку — похоже, что возраст берет свое, разве что не в той форме, что все мы привыкли.

Читайте также
Прямой эфир