Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg заявило о возможном отказе Украины и ЕС от перемирия на условиях РФ
Армия
Силы ПВО сбили четыре управляемые авиабомбы JDAM и 141 дрон ВСУ
Политика
Ушаков назвал призыв к перемирию попыткой дать ВСУ время на перегруппировку
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Журналист Карлсон заявил об уважении к Путину за его отношение к России
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Журналист «Известий» заявил о боязни МИД Израиля правды о неонацизме на Украине
Мир
Минфин США назвал операцию в Йемене началом «максимального давления» на Иран
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Армия
Ракета «Ангара-1.2» с военными спутниками стартовала с космодрома Плесецк
Мир
МИД Израиля ограничил работу журналисту «Известий» после вопроса о Бандере
Общество
СК возбудил дело о теракте по факту мародерства и убийства жителей Курской области
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Мир
Богданов подчеркнул необходимость освобождения заложников в Газе
Мир
СМИ узнали о планах Запада отправить на Украину более 10 тыс. миротворцев

Знание силы

Историк Александр Чубарьян — о необходимости экспертизы учебников и переосмыслении отдельных страниц прошлого
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В послании Федеральному cобранию президент РФ Владимир Путин обратил внимание на упущение в ряде школьных учебников при освещении Великой Отечественной войны. К этой теме президент обращался и ранее. В связи с этим Министерство просвещения проводит проверку всех действующих учебников для средних школ, а также для средних специальных и профессиональных заведений (техникумов, колледжей и др.). Предварительное ознакомление с учебниками уже показало, что в подавляющем большинстве подробно раскрывается подвиг советского народа и его решающая роль в победе над нацизмом. Но это не снимает вопросы о необходимости более основательного, с использованием новых документов, освещения в школьных учебниках истории Великой Отечественной войны.

Особенного внимания требуют учебники для колледжей. В последние годы они практически были вне контроля и экспертизы со стороны Минпросвещения. А сейчас в связи с тем, что значительный процент учеников после 9-го класса идет в профессиональные учебные заведения, необходимость совершенствования образования в них стоит особенно остро.

Очевидно, недостаток многих отечественных учебников истории состоит в том, что они написаны непривлекательным языком. В них явно недостает личностных характеристик, а молодому поколению интересно описание столкновений или взаимодействие характеров. Рассказ о нравах и модах, сложностях и трудностях истории и о том, как люди их преодолевали.

Но все проблемы со школьным преподаванием истории имеют общий мировой контекст. Во многих странах (и в России тоже) существует очевидная неудовлетворенность состоянием этого процесса. Прежде всего широко обсуждается вопрос о том, что должно преобладать — освоение исторических фактов и событий или привитие ученикам навыков самим оценивать те или иные исторические явления.

Большинство представителей исторического преподавательского сообщества выступают за второй подход. Мне представляется, что он имеет важнейшее значение, чтобы выработать у детей свое собственное мнение и способность оценивать и сопоставлять исторические события отечественной и мировой истории. В этом процессе важнейшая роль принадлежит учителю.

Следующая проблема состоит в определении правильного соотношения и синхронизации в преподавании отечественной и мировой истории.

После утверждения концепции культурно-исторического стандарта по истории России (КИС) мы работаем над формированием концепции преподавания курса. В курсе всеобщей истории важно показать роль истории на различных этапах мирового и исторического процесса. Это особенно актуальная задача, учитывая разнообразные попытки принизить или исказить российский вклад в мировую историю.

Говорим мы о так называемых «трудных вопросах» преподавания истории. Это преимущественно те события, по которым в науке существуют разные точки зрения и по которым появились новые документы. В качестве примера можно упомянуть оценку российской революции 1917–1922 годов, всего советского периода нашей истории, пересмотр событий XVII–XIX веков (оценку крестьянских освободительных движений и т.п.)

Применительно другим странам мы видим крайне обостренную ситуацию в оценке рабства в США, колониализма во Франции и Англии. В Париже сейчас пытаются снизить ореол Наполеона. Я думаю, что на этих примерах видны явные перекосы в подходах к истории. Бессмысленно вычеркивать из нее целые периоды и политизировать подходы ко многим прежним историческим явлениям.

В современных условиях существенно изменились источники информации для учеников средней школы помимо учебников — это интернет, роль которого резкого возросла. Нужно также думать о новых поколениях учебников для нашей средней школы. Сейчас в них в основном текстовый материал. А следует включать в учебники иллюстрации, использовать видео- и аудиотехнологии.

Мы возлагаем большие надежды на Всемирный конгресс школьных учителей истории, который пройдет с 4 по 7 октября в Москве. Идея проведения конгресса была одобрена президентом РФ. Сейчас ведется активная подготовка. Надеюсь, что на нем получится обменяться опытом по усовершенствованию преподавания истории в школе.

Помимо стран Европы в конгрессе выразили готовность участвовать учителя из ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Важно, что на конгрессе будет организован круглый стол, посвященный Второй мировой войне. Это особенно существенно, поскольку во многих учебниках истории ряда стран явно искажается роль нашей страны в разгроме нацизма.

Автор — научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир