
Травят байки: столицу заполнили мотоциклисты

За десятилетие количество мотоциклов в Москве увеличилось более, чем в два раза. Однако число ДТП с участием двухколесных машин уменьшилось ровно наполовину. Такие цифры приводит столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) в своем отчете. Действительно ли байкеры научились осторожности, выясняли «Известия» в преддверии официального открытия мотосезона, запланированного в Москве на 2 мая.
Сколько аварий происходит с мотоциклами и почему
Согласно предоставленной «Известиям» Департаментом транспорта Москвы информации, количество зарегистрированных мотоциклов с 2010 по 2020 год увеличилось в 2,2 раза — с 45 тыс. до 101 тыс. В свою очередь, количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими с участием мотоциклистов снизилось на 52%, а количество погибших на 63% с 2011 года. В том году было зафиксировано 1316 аварий и 76 погибших, а по итогам 2020 года — 689 ДТП и 28 погибших.
По данным ЦОДД, основные причины аварий с летальным исходом с участием мототранспорта — это несоблюдение скоростного режима, дистанции и нарушение правил перестроения, в результате чего происходят столкновения с другими транспортными средствами. Каждое ДТП становится объектом пристального внимания и анализа работников ЦОДД.
Опасный поворот налево
Координатор программы «Мотограждане» Павел Сосков считает, что количество ДТП сократилось не только из-за пандемии, но и благодаря сознательности самих байкеров.
— Мотоциклисты гораздо ответственней подходят к вождению, так как цена ошибки выше, чем у водителя автомобиля. Понятно, что отморозки тоже существуют, но всё же в большинстве своем байкеры более внимательны к ПДД и дороге.
Что касается причин ДТП, то Павел Сосков отмечает в числе главных невнимательность и безответственность водителей автомобилей, нежели скорость и правила перестроения:
— Самые частые ДТП с тяжелыми последствиями — когда автомобиль поворачивает налево, например во двор, через встречную полосу и не пропускает мотоцикл, который едет по встречке. Избежать такого ДТП мотоциклисту почти невозможно. Еще очень много ДТП с такси. Это уже тенденция. Ездят, не зная правил дорожного движения. За рулем часто находятся по 18 часов в сутки. Теряется концентрация. И в последнее время частые аварии происходят с каршерингом: ему нужно сэкономить, он летит, не видя дороги.
Лишь бы выделиться
Для обеспечения безопасности движения Сосков считает обязательным разрешение выезда мотоциклов на выделенные полосы, а самим байкерам советует быть более заметными на дорогах.
— Мы уже давно говорим о разрешении байкерам выезжать на полосы для общественного транспорта. Более того, проводились эксперименты с ГИБДД, которые были признаны удачными, но так ничего и не поменялось. Мы там никому не помешаем, а ДТП точно станет меньше. Самое главное — сделать себя на дороге видимым и предсказуемым. Если автомобилист видит мотоцикл — он не будет его сбивать специально. А автомобилистов прошу заблаговременно включать сигнал поворота, так как мотоциклист всё видит, всё сканирует вокруг себя. Если у автомобиля включен поворотник — байкер среагирует и не будет ехать в его сторону, притормозит, постарается подальше его объехать.
Мототехнику можно бесплатно парковать в центре Москвы. Однако руководитель сообщества «Мотомосква» Андрей Иванов сетует и на определенные неудобства для столичных байкеров.
— Сужаются ряды, наносится «пластиковая» разметка высотой 1,2–1,5 см и скользкая в дождь, перекрываются для мотоциклистов целые районы (например, Патриаршие пруды), закрыты места исторические сбора мотоциклистов — Воробьевы горы и ВВЦ. Теперь оттуда байкеров прогоняет полиция.
Апрельские тезисы
Что касается первых выездов на дороги в апреле, то Андрей Иванов предупреждает: если во время вождения температура падает ниже нуля, ездить на мотоцикле опасно, так как можно попасть на незаметный участок льда.
«Если у вас есть ABS и прочие трекшены — используйте, так безопаснее. Проверено на себе неоднократно вопреки старшему поколению, ратующему за «натуральную езду», — советует Иванов.
Кроме того, эксперт рекомендует прикрывать дорогую сердцу экипировку дождевиком: апрельская грязь нещадно портит вещи. А при выборе обуви предпочитать такую, что можно помыть из шланга. Нежелательно надолго оставлять грязным и сам мотоцикл, поскольку используемые на улицах реагенты могут испортить лакокрасочное покрытие.
Аргумент в спорных ситуациях
Автоюрист Михаил Никитин говорит, что стереотип о мотоциклистах, которые ездят быстрее автомобилистов и чаще нарушают ПДД — это, скорее, заблуждение. Разумеется, ситуации такие бывают, но сейчас культура с обеих сторон стала в разы лучше. При этом проблемы со справедливым разрешением ситуации после ДТП всё же случаются.
— Я сталкивался со случаем, что у страховых не хватает специалистов, которые бы объективно оценивали бы размер ущерба. Например, в заключении пишут о ремонте, когда должна быть замена. Так, в 2016 году в досудебном порядке удалось добиться доплаты 100 тыс. рублей при первоначальной выплате в 70 тыс. рублей. То есть в сумме получилось — 170 тыс. рублей, — рассказывает юрист о случае из практики.
Никитин рекомендует мотоциклистам продумывать возможность крепления видеорегистратора на мотоцикл или шлем. Запись момента аварии при решении вопроса о виновности или невиновности может стать решающим аргументом.