Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Партнерские отрешения

Политолог Дмитрий Суслов — о системном тупике в отношениях России и ЕС и вариантах выхода из него
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Отношения России и Евросоюза находятся не просто в кризисе, а в системном тупике, выход из которого требует коренных изменений. Надежды и ожидания, на которых строилась заинтересованность России и ЕС в партнерских отношениях, решительно не оправдались, причем с обеих сторон. Продвигаемые Москвой и Брюсселем модели взаимодействий друг с другом категорически неприемлемы для второй стороны. При этом каждая исходит из того, что именно «партнер» в конце концов пойдет на уступки.

Модель отношений, которую продвигает Брюссель, заключается в «европеизации» России — ее трансформации на основе ценностей, стандартов и законодательства Евросоюза, интеграции с ним в качестве ассоциированного партнера (без перспективы членства) и превращения в конечном итоге в периферию ЕС. По этому пути сегодня идут Украина, Грузия или Молдавия.

Рассматривать РФ в качестве равноправного партнера, самостоятельного центра силы и лидера собственного полюса экономической интеграции Евросоюз не готов. Со времен расширения в 2004 и 2007 годах его политика на географическом пространстве Европы основывается на принципе концентрических кругов, в соответствии с которым только ЕС — единственный центр интеграции, а все остальные подстраиваются под него и становятся его ближней или дальней периферией.

Поэтому Брюссель по-прежнему пытается указывать Москве, что ей делать в ее внутренней политике, а отказ от «европейского пути» и стремление укреплять собственный проект экономической интеграции воспринимает как проявление враждебности.

Для России такой подход стал неприемлем еще в середине 2000-х, когда «момент однополярности» завершился и она стала позиционировать себя как независимый центр силы.

Российская модель желательных отношений с ЕС — это равноправное партнерство двух независимых центров многополярного мира, а также сотрудничество и сочетание двух интеграционных проектов — ЕС и ЕАЭС. Но это неприемлемо для Евросоюза, который до сих пор рассматривает членов ЕАЭС, существующего с 2015 года, потенциальными участниками собственного интеграционного пространства.

Во многом стремление России к эксклюзивному партнерству с ЕС основывалось на ожидании его превращения в независимый от США центр принятия решений. Такой Евросоюз, считали в Москве, будет непременно стремиться к партнерству с Россией, и они вместе сформируют подлинно европейскую и неделимую систему безопасности в «Большой Европе».

Ничего подобного не произошло. ЕС не только не стал независимым от США игроком в вопросах безопасности, но по мере глобального перераспределения сил в пользу незападных держав стремится теснее сплотиться с Вашингтоном. Разговоры о «стратегической автономии» Евросоюза так и остались разговорами, а с приходом администрации Байдена и вовсе сошли на нет.

Уже в середине 2000-х — сразу после его большого расширения 2004-м — отношения России и ЕС пришли в фундаментальный кризис. К тому же вступление в Евросоюз Польши и стран Балтии привнесло в него мощную антироссийскую компоненту. Тогда эти отношения стали характеризоваться острым соперничеством на пространстве бывшего СССР, что в свою очередь спровоцировало политизацию энергетических отношений, а также стагнацию позитивной повестки и отсутствие поступательного развития вперед.

Украинский кризис 2014-го окончательно разрушил как первоначальную модель «европеизации» России, так и их позитивную повестку отношений, которая предыдущие 10 лет сохранялась по инерции. Брюссель заморозил всю многоуровневую архитектуру диалога с Москвой, ввел санкции и усилил борьбу с РФ на постсоветском пространстве. Двустороннее взаимодействие стало носить спорадический характер, а стороны начали воспринимать друг друга не просто как геополитических соперников, а как противников, угрозу безопасности.

В конце 2020–начале 2021 годов отношения обострились еще больше. Совпали три фактора. Во-первых, ЕС оказал прямую поддержку Алексею Навальному, грубо вмешавшись во внутреннюю политику РФ. Во-вторых, ЕС поддержал попытку госпереворота в Белоруссии, стремясь устроить Москве «вторую Украину». В-третьих, приход к власти в США администрации Байдена привел к быстрому возрождению и консолидации коллективного Запада на антироссийской и антикитайской основе.

В результате произошло не только усиление взаимного отчуждения. Отношения РФ и ЕС стали подлинно конфронтационными. Наглядная иллюстрация этого — война вакцин от коронавируса, когда не только русофобское меньшинство в Евросоюзе, но даже менее враждебно настроенные страны и политики называют «Спутник V» «гибридным оружием», а руководство европейских институтов всячески замедляет его регистрацию и использование в ЕС.

Ответом на все это, видимо, станут еще большая минимизация взаимодействия России с институтами Евросоюза и еще больший перенос центра тяжести отношений на двусторонний уровень со странами ЕС.

В долгосрочной перспективе через эту отчужденность, скорее всего, и пролегает путь к выходу из системного тупика. Поскольку в его основе несовместимость подходов к созданию «Большой Европы», он будет преодолен тогда, когда стороны откажутся от стремления сформировать друг с другом какую-либо общность и начнут воспринимать себя как просто соседей, без претензий на некую особость отношений. В этом смысле привыкание к тому, что Москва и Брюссель все больше принадлежат к разным сообществам, прощание с идеей «Большой Европы» окажет исцеляющий эффект.

Но и в краткосрочной перспективе у России есть вопросы, разговор по которым как с отдельными странами Евросоюза, так и с ЕС в целом отвечает ее долгосрочным интересам. На первое место здесь выходят проблемы экологии и климата, играющие в последнее время все более важную роль в международной повестке.

Нынешняя политика ЕС — «Европейский зеленый курс» — носит дискриминационный, несправедливый и неэффективный в части борьбы с изменением климата характер. Она перекладывает всю вину за выбросы CO2 на производителей «грязной» продукции, игнорируя как то, что не меньшую ответственность за выбросы несут ее потребители, проживающие прежде всего в развитых странах Запада, так и то, что значительно дешевле и эффективнее сокращать эти выбросы в развивающихся странах. Планируемые Евросоюзом «углеродные таможенные пошлины» — не что иное, как попытка повысить конкурентоспособность своих производителей, несущих большие расходы на внедрение еще более жестких экологических стандартов, за счет искусственного удорожания продукции других стран, которые аналогичные стандарты у себя внедрить не готовы.

В интересах России не дожидаться реализации этой политики, чреватой новой торговой войной, а предложить странам ЕС более справедливый и эффективный с точки зрения снижения выбросов CO2 подход, в соответствии с которым вложения в «чистые» производства в развивающихся странах дают гораздо большее по объему снижение выбросов, чем в развитых. Подобное сотрудничество, если оно состоится, может стать на ближайшие годы по сути единственной позитивной повесткой двусторонних отношений России и ЕС.

Разумеется, этот подход должен быть частью общей новой повестки в области защиты природы, которую России следует сформулировать и продвигать совместно с партнерами по БРИКС и ШОС. Учитывая масштаб экологических проблем в мире и в самой РФ, риски, связанные с изменением климата, а также колоссальное природное богатство страны, повышение приоритетности вопросов экологии принесут России немалые внешнеполитические и экономические выгоды. В чем эта повестка может заключаться, подробно написано в докладе НИУ ВШЭ «Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зеленой» трансформации мировой экономики и политики», который будет представлен 12 апреля.

Автор — замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир