Заполярный характер: как Юрий Гагарин начинал свою военную службу
Первым местом службы Юрия Гагарина была морская истребительная авиация. После окончания училища в Оренбурге его распределили на Северный флот, где он попал в 769-й истребительный авиаполк 122-й авиационной дивизии. Полк располагался на аэродроме у поселка Луостари (Корзуново) в 95 км к западу от Мурманска и в считаных километрах от границы с Норвегией. В составе дивизии он прикрывал основные базы Севфлота, расположенные в окрестностях города. «Известия» побывали в доме, где жил со своей семьей первый космонавт, и познакомились с летчиками-истребителями Северного флота.
Из училища на Север
Сейчас от аэродрома 169-го полка осталась только взлетно-посадочная полоса. Не сохранился и военный городок, где жили первый космонавт со своей семьей и его сослуживцы. О том, что в Луостари проходил службу Юрий Гагарин, напоминает только небольшой бюст и памятник с самолетом Ан-2.
В 1960-е годы МиГ-15бис, состоявший на вооружении 169-го полка, уже не считался сложным или излишне капризным самолетом, не был он и новинкой. Весь свой период службы во флотской авиации Гагарин летал именно на таком. Сейчас однотипный истребитель установлен на стеле рядом с мемориальным домом-музеем первого космонавта.
— В свое время Юрий Гагарин очень сожалел, что во время службы в Корзуново ему не пошили парадную форму морских летчиков, — рассказал «Известиям» начальник Музея авиации Северного флота Сергей Чечеров. — Она из черной ткани, на штанах синие лампасы, а на погонах синие просветы. Но Юрий Алексеевич пришел в полк из училища Военно-воздушных сил. Поэтому ему пошили зеленую форму летчиков ВВС. А когда прошли два года и нужно было менять «парадку», он уже уехал в отряд космонавтов.
Всего будущий первый космонавт провел на Севере чуть больше двух лет. В полк его назначили 29 декабря 1957 года, а уже 7 марта 1959-го зачислили в совершенно секретный тогда отряд космонавтов. Куда убывает молодой пилот, налетавший на МиГ-15бис всего 265 часов и не успевший получить даже должности старшего летчика, никто не подозревал.
Домик со всеми удобствами
В Музее морской авиации Северного флота недалеко от главного здания стоит небольшой сборный деревянный домик с крыльцом — такие часто называют финскими. Именно в нем со своей семьей жил Юрий Гагарин. В 1980-е годы прошлого века его разобрали и перенесли из пустеющего Корзуново в музей, отремонтировали и начали создавать экспозицию.
Директор музея Сергей Чечеров — сам бывший морской летчик, кавалер двух орденов Мужества. От лейтенанта до полковника прослужил в Арктике. Его последняя должность — заместитель командующего морской авиации Северного флота.
— Когда я только пришел молодым лейтенантом, в таких домиках еще жили летчики со своими семьями. И считали их очень удобным жильем, — вспоминает Сергей Чечеров.
Домик рассчитан на две семьи. По меркам 1950-х годов он достаточно комфортабельный. У первого космонавта и его жены Валентины была своя небольшая комнатка, кухня и, что самое важное, — теплый туалет. Очень ценный объект, учитывая сложнейшие погодные условия Арктики. В Корзуново родилась первая дочь Юрия Гагарина — Елена.
Одна половина домика сегодня отведена под небольшую экспозицию, посвященную первому космонавту. Во второй половине, где жила семья Юрия Гагарина, полностью воссоздана обстановка тех лет.
Правда, многие вещи, к сожалению, не сохранились. Жильцы получили казенную мебель со склада и вернули, когда уезжали. Поэтому внешний вид комнат восстановили по фотографиям тех времен и воспоминаниям членов семьи.
За последние несколько лет экспозиция «домика Гагарина» серьезно расширилась. Так, сотрудникам музея удалось найти специальный вакуумный прибор «Ветер», на котором тестировали Юрия Гагарина. «Ветер» создает отрицательное давление вокруг нижней половины тела. Так проверяется, выдержит ли пилот-истребитель перегрузки во время полета. В скором времени в музее появится и барокамера, в которой также проходил проверку первый космонавт.
Полеты храбрых
Нынешние наследники Юрия Гагарина — летчики-истребители авиации Северного флота — располагаются неподалеку от дома-музея, на аэродроме Североморск-3. Там базируются сразу два отдельных корабельных истребительных авиаполка — 100-й на МиГ-29К/КУБ и 279-й, оснащенный Су-33.
Летчики и боевые машины обоих полков отработали в «командировке» к берегам Сирии на борту крейсера «Адмирал Кузнецов» в 2016–2017 годах. Сейчас во время ремонта единственного российского авианесущего корабля они занимаются тем же, чем в свое время полк Юрия Гагарина — обеспечивают противовоздушную оборону Североморска и его окрестностей. С марта нынешнего года МиГ-29К дежурят и на аэродроме Северного флота Рогачево на Новой Земле.
— Пилотам в Заполярье сложно. Полярная ночь, сложная погода, проблемы с навигацией. Но наши летчики отлично подготовлены, у них надежные боевые машины, — рассказал «Известиям» командир 279-го полка Вячеслав Лунин
В марте погода всё время напоминает о том, как сложно летать в Арктике. Несмотря на календарную весну, снег еще и не думает отступать. С моря постоянно приносит облака со снежными зарядами.
Ясное голубое небо за считаные минуты сменяется сильным снегопадом, не видно даже вытянутой руки. Вылетевший на разведку погоды во время одного из прояснений МиГ-29К приземляется уже в серьезную метель. Машина буквально «вываливается» из стены снега и тут же касается взлетно-посадочной полосы.
Сейчас летчикам летать на Севере помогают напичканные «умной» электроникой самолеты и навигационные спутники. Гагарину приходилось полагаться на бумажные карты, собственный глазомер и простейшие средства радионавигации.
— На наших самолетах установлены современные навигационные системы, пилоты одеты в специальные защитные костюмы, — сообщил «Известиям» старший летчик 279-го полка Александр М. — А вот Юрий Гагарин и его сослуживцы ничего этого не имели. У них на борту была летная карта, простой компас и часы. Одеты они были в обычные кожаные куртки и шерстяные свитеры. Но летали так же, как и мы, — и в полярную ночь, и во время снежных зарядов. При этом выполняли самые сложные задачи.
Возможно, именно эти сложные условия и повлияли на формирование характера, необходимого для отбора в первый отряд космонавтов.