Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Север под крылом: пилотам палубных истребителей нашли место службы

На время ремонта крейсера «Адмирал Кузнецов» два приписанных к нему авиаполка помогут обеспечить ПВО Заполярья
0
Фото: ТАСС/Лев Федосеев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Летчикам 100-го и 279-го отдельных корабельных истребительных авиаполков, которые приписаны к авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», нашли новое место службы. Теперь они обеспечивают ПВО Заполярья и воздушного пространства над Северным морским путем. Для этого их будут регулярно перебрасывать на Новую Землю и другие арктические аэродромы. Сам корабль вернется в строй после ремонта не раньше конца следующего года. Передислокация позволит пилотам поддерживать необходимый уровень подготовки, считают эксперты.

Элита из элит

На время ремонта единственного в стране авианесущего крейсера часть его палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБ будут по ротации нести боевую службу на Новой Земле и в других районах Арктики, став мобильным резервом Северного флота. Это позволит не только лучше прикрыть данный регион, но и поддерживать уровень подготовки уникальных пилотов двух корабельных авиаполков, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны.

В марте оборонное ведомство сообщило, что группа палубных истребителей МиГ-29К 100-го отдельного корабельного авиационного полка впервые в истории заступила на опытно-боевое дежурство на аэродроме Рогачёво архипелага Новая Земля. Это значительно увеличило зону контролируемого воздушного пространства над Северным морским путем (СМП).

Палубные истребители пока не могут летать с «Адмирала Кузнецова», который с 2017 года находится в доках на ремонте. В феврале генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что произошедший в 2020 году на крейсере пожар не нанес ему большого ущерба. Компания, по его словам, будет «стараться удержать график», чтобы завершить работы в 2022 году, как это предусмотрено контрактом с Минобороны.

С декабря прошлого года на Новой Земле и на Чукотке впервые стартовало боевое дежурство и истребителей МиГ-31БМ Северного и Тихоокеанского флотов. Замечены эти перехватчики были также на новом аэродроме на острове Земля Александры. Экипажи там часто ротируются. На аэродроме Рогачёво они сменяются ежемесячно.

— Полигон в Крыму не заменит опыта реальной боевой службы в экстремальных арктических условиях, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — У нас уже были прецеденты, когда из-за длительного ремонта крейсера его авиагруппу пришлось воссоздавать практически заново. Сейчас почти не осталось допущенных к посадкам на корабль пилотов. Однако полеты в Арктике также крайне сложные.

Но одной только подготовкой причины не ограничиваются. Палубные летчики — элита из элит. Два полка современных истребителей с опытными пилотами станут реальным подспорьем в становящейся всё более беспокойной Арктике. Важность этого направления подчеркивает то, что с начала года Северный флот стал полноценным военным округом, отметил эксперт.

Палубники

Сегодня взлетать и садиться на палубу «Кузнецова» готовятся летчики только двух отдельных корабельных истребительных авиаполков (окиап) Северного флота. Оба они дислоцированы на аэродроме Североморск-3 под Мурманском.

279-й окиап старейший из них. На его вооружении около полутора десятков палубных истребителей Су-33 — специальная модификация Су-27, приспособленная для действий с авианосца. С 1 декабря 2015 года его дополняет заново сформированный 100-й окиап, оснащенный новейшими МиГ-29К и учебно-боевыми двухместными МиГ-29КУБ.

По сравнению с Су-33 перечень вооружения многоцелевых истребителей 100-го авиаполка гораздо шире. Кроме оружия «воздух-воздух» они могут применять управляемые бомбы и крылатые ракеты для атаки и сухопутных, и морских целей. На них интегрированы прицелы, позволяющие высокоточно «укладывать» обычные бомбы и работать по внешнему целеуказанию от комплекса разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец».

Большинство Су-33 279-го окиап прошли модернизацию и теперь оснащены комплексами СВП-24 «Гефест». Они превратили истребитель в машину, способную эффективно атаковать не только воздушные, но и наземные объекты. Обычные неуправляемые бомбы они применяют с точностью, мало уступающей управляемым боеприпасам. Палубники опробовали все свои типы самолетов в реальных боевых условиях во время похода к берегам Сирии в 2016–2017 годах.

Помимо базы в Рогачёво, круглогодичную взлетно-посадочную полосу, пригодную для таких самолетов, возвели на острове Земля Александры приполярного архипелага Земля Франца-Иосифа. Вдоль трассы СМП подготовлены и другие опорные базы с аэродромами.

«Сухопутные авианосцы»

«Адмирал Кузнецов» базируется в Мурманской области. Продолжительная зима и полярная ночь всегда затрудняли обучение там корабельных летчиков, особенно начинающих. Для их круглогодичной подготовки созданы наземные комплексы в местах с более благоприятным климатом. Ежегодно экипажи самолетов и вертолетов морской авиации отправляются на Научно-испытательные тренажеры корабельной авиации (НИТКА) на юг — в Краснодарский край (Ейск) и в Крым. Там на суше полностью сымитирована палуба авианесущего крейсера, с тормозными тросами, стартовым трамплином и навигационным оборудованием.

Полигон НИТКА на крымском аэродроме Саки начали строить в 1970-е годы. После того как СССР распался, России приходилось ежегодно платить Украине за его использование для подготовки палубников. Поэтому было принято решение создать аналогичный тренажер на побережье Черного моря в районе Ейска. С 2013 года в новом 859-м центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации начались первые тренировки взлета и посадки. Полигон в Крыму законсервировали.

Сейчас 859-й центр в Ейске стал главным местом подготовки летчиков для всех типов флотских самолетов и вертолетов. Его строительство и расширение продолжаются и займут еще несколько лет.

После возвращения Крыма в состав России полигон в Саках расконсервировали и отремонтировали. Подготовку палубников вновь перевели туда. С 2014 года на нем возобновились тренировки летчиков корабельных истребительных авиаполков на самолетах Су-33 и МиГ-29К/КУБ.

Начало дежурства Су-33 и МиГ-29К на арктических островах не будет означать прекращения плановой боевой подготовки на этих южных «сухопутных авианосцах».

Читайте также
Прямой эфир