Холод, но: в ФАС связали подорожание топлива с морозами
Подорожание топлива в России в 2021 году могло быть вызвано в том числе понижением температуры окружающей среды. Такую причину в числе прочих факторов привели в ФАС, с письмом службы ознакомились «Известия». Бензин Аи-92 с января по март прибавил в цене 8,5% в опте, признал регулятор. Также в ФАС связывают подорожание топлива с ростом экспортных цен на нефтепродукты, сезонным повышением спроса на них внутри страны и за рубежом, увеличением мировых цен на нефть и другими факторами. Бизнес категорически не согласен с такой аргументацией и видит причины проблемы в несовершенстве демпферного механизма и акцизной политике.
Найти причины
О том, что подорожание нефтепродуктов было вызвано в том числе «резким понижением температур окружающей среды», сказано в письме за подписью начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армена Ханяна от 31 марта ( документ есть у «Известий»). Оно адресовано гендиректору АО «Осколнефтеснаб» Александру Масалитину. Другими причинами подорожания топлива стали рост экспортных цен на нефтепродукты, сезонное повышение спроса на них внутри страны, а также в Европе и Азии, указано в письме. Также представитель ФАС указал на снижение предложения топлива на биржевых торгах, соглашение ОПЕК+ и на рост мировых цен на черное золото. Кроме того, в 2020 году цена нефтепродуктов имела высокую волатильность в связи с распространением коронавирусной инфекции, отмечено в документе.
— Практически со всем, что оговорено в ответном письме ФАС, мы не согласны, и большинство их доводов у нас вызывает удивление. В связи с сезонным спросом или снижением температур не мог произойти тот рост цен, который наблюдается сейчас на рынке. Создается впечатление, что в ФАС не знают, что I квартал года — это всегда минимальный объем потребления бензина в стране и АЗС не продают топливо, которое используется в котельных для отопления зданий, — заявил «Известиям» Александр Масалитин.
Он добавил, что сегодня из-за роста оптовых цен на бензин многие независимые АЗС вынуждены работать в убыток и есть риск их разорения.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), с 11 января по 24 марта 2021 года оптовая цена на Аи-92 выросла на 8,5% до 53,9 тыс. рублей за тонну, сказано в письме ФАС. Аи-95 подорожал 9,1% до 55,7 тыс. рублей за тонну, дизельное топливо — на 10,2% до 49,5 тыс., сжиженный углеводородный газ (СУГ) — на 42% до 33,2 тыс., указал представитель службы.
Не так уж и холодно
Зима 2020–2021 года не показала существенных отклонений по сравнению с 30-летней климатической нормой, сообщил «Известиям» ведущий специалист центра «Фобос» Михаил Леус. Средняя температура оказалась ниже на 1,4 градуса, указал он. Эксперт добавил, что за последние восемь лет это была первая холодная зима в Москве и области. Это особенно заметно на фоне предыдущей, когда впервые средняя температура была положительной.
Март 2021-го в европейской части страны оказался около нормы и теплее, добавила главный специалист Гидрометцентра Марина Макарова. Но, например, за Уралом зима действительно оказалась холоднее нормы на 2–4 градуса, отметила она.
— Странно слышать о снижении температур, когда весь мир говорит о глобальном потеплении. Почему-то в рекордно теплые зимы цены на нефтепродукты не снижались, — сказал зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
По мнению эксперта, указанные ФАС факторы наблюдаются из года в год и не могли привести к столь значимому подорожанию.
— Рост мировых цен и сравнительно стабильный валютный курс внесли свою лепту, но в разъяснении ФАС отсутствует акцент на фискальном диспаритете, который усилился с 1 января 2021 года, — заявил «Известиям» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
С начала года акцизы на нефтепродукты увеличили на 4%, а коэффициент для расчета экспортной пошлины, напротив, снизили, отметил эксперт.
— Учитывая, что пошлины становятся меньше год от года относительно любого уровня цен, а акцизы с 2014 года выросли почти втрое, странно ничего не говорить об этом факторе, — добавил он.
ФАС верно назвала основные причины подорожания бензин, считает, в свою очередь, аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман. Главный фактор — рост экспортных цен на нефтепродукты, вызванный восстановлением мирового спроса. Цена на Brent с начала 2021 года выросла на 25%, а рубль упал по отношению к доллару на 2,8%, отметила замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Наблюдаемый на внутреннем рынке рост оптовых цен на бензин в начале 2021 года в первую очередь объясняется увеличением внешних котировок на нефть и нефтепродукты, а не плановыми изменениями акцизной составляющей, согласны в Минэнерго.
По мнению Сергея Кауфмана, причиной роста цен является и несовершенство демпферного механизма, который сейчас предполагает рост индикативной цены на 5% в год — больше, чем подорожание бензина в рознице за последние два года.
Проблема и действие
Действующий демпфирующий механизм позволяет стабилизировать внутреннюю розничную стоимость топлива и снизить давление на нее со стороны мировых цен на нефть, отметили «Известиям» в ФАС. Для более эффективной работы с 1 мая 2021 года механизм будет скорректирован, напомнили там.
— Правительством РФ реализуется последовательная политика по недопущению необоснованного роста цен на моторное топливо, принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов. Несмотря на низкий уровень оптово-розничной маржи, рост розничных цен на АЗС сопоставим с уровнем инфляции (+2,2%), — заявили в Минэнерго.
В ФАС отметили, что для стабилизации ситуации на топливном рынке ведомство направило в адрес нефтегазовых компаний рекомендации о повышении объемов производства и реализации топлива на внутреннем рынке, а также поручило своим территориальным управлениям усилить контроль за ценами. На дополнительные вопросы о влиянии низких температур на стоимость топлива в ведомстве не ответили.
Ранее ФАС и Минэнерго выпустили совместный приказ об увеличении минимальных величин продаж нефтепродуктов на биржевых торгах по автомобильному бензину с 10% до 11%, по дизельному топливу — с 6% до 7,5% от месячного объема производства. Мера позволила нарастить объем предложения на внутреннем рынке, что стабилизировало ситуацию и в моменте приостановило рост оптовых цен, добавили в ФАС. Недавно сообщалось, что кабмин изучает возможность увеличения норматива продажи бензина на бирже до 15%.