Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Хлеб свободы

Главный раввин России Берл Лазар — о том, как Песах учит не гоняться за миражами
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В субботу вечером начинается один из главных еврейских праздников — Песах, «праздник свободы», память об исходе из египетского рабства. Наша традиция учит, что в дни Песах человек должен «чувствовать себя так, как будто это он выходит из рабства на свободу — здесь и сейчас».

На первый взгляд, такое требование выглядит странным. Мы свободны, живем в свободной стране, пользуемся всеми правами — как тут почувствуешь, что «выходишь из рабства на свободу»? Но ведь свобода — это не только и даже не столько политическая проблема, сколько проблема психологическая. И в самых передовых обществах множество людей внутренне несвободны — от вредных привычек, от неправильных поведенческих традиций, от собственных предубеждений. По сути, у каждого из нас есть какие-нибудь жизненные препятствия, внешние обстоятельства, которые ограничивают наш свободный выбор.

Особенно актуальной стала эта проблема в последний год. Весь мир живет в необычных обстоятельствах из-за пандемии коронавируса — существенных ограничений нашей свободы. Для большинства людей эти ограничения обернулись потерей свободы передвижения, для многих — потерей свободы экономической деятельности. Всем без исключения они принесли стресс, неуверенность в завтрашнем дне — по сути, то же ощущение несвободы.

Как в этом случае «выйти из рабства на свободу»? Здесь Песах преподает нам всем важный урок через символ праздника — мацу, «хлеб свободы». Это самая простая пища на свете, только вода и мука — знак скромности и понимания того, что добиться свободы на самом деле совсем не так сложно, как может показаться. Сколько времени и сил мы тратим впустую, гоняясь за успехом, за престижем, за имиджем, за всеми многочисленными обманками рекламного мира! А посмотришь на мацу, вспомнишь ее историю — и сразу понимаешь, что всё гораздо проще, что истинные ценности этого мира вовсе не нуждаются в погоне за миражами.

Откуда вообще взялась маца и почему употреблять ее вместо обычного хлеба в дни Песах — это заповедь Г-сподня? Когда Б-г сказал нашим предкам, что они должны всё бросить и уходить из Египта — они действительно все сразу бросили, даже тесто для изготовления хлеба. Тесто не успело подняться, поэтому люди оставили его в брошенных домах, взяли с собой только муку. И, выйдя из Египта, просто смешали эту муку с водой и изготовили мацу — пресные лепешки, которыми и питались в пустыне.

Понятно, что такое возможно только в том случае, когда полностью доверился Б-гу. Он сказал: «Идите» — люди тут же встали и пошли, оставив за спиной всю прежнюю жизнь, всё нажитое имущество. Когда человек принимает такое решение — дальше он все делает сразу, без предварительной подготовки. Это не значит, что дальше не будет проблем, но страх уходит, человек его побеждает, становится внутренне свободным.

Это урок и для нас нынешних — здесь и сейчас. Понятное дело, во время эпидемии каждый должен соблюдать требования врачей, чтобы не заразиться самому и не заразить других. Это требования науки, то есть особых знаний, которые получают люди, профессионально изучающие те или иные законы мира Б-жьего. Но при этом, как бы трудно ни было, ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, опускать руки. Наоборот: именно когда трудно, надо довериться Б-гу, ни на миг не забывать, что Он посылает испытания не просто так, а чтобы нас чему-то научить, и в первую очередь — научить эти испытания преодолевать.

А какой самый правильный путь для преодоления любых испытаний? Когда в самом начале Песах мы садимся за стол праздничной трапезы, глава семьи преломляет мацу и произносит следующие слова: «Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. Каждый, кто нуждается, пусть придет и участвует в пасхальной трапезе». То есть законы праздника учат нас, что истинное освобождение — это не завоевание свободы для себя лично, но обязательно помощь окружающим, взаимовыручка, солидарность. Не может человек быть свободным, если он окружен людьми зависимыми. А вот когда он использует весь свой потенциал свободного человека, чтобы помочь освободиться людям вокруг — своей семье, своим друзьям, своим соседям, своей стране, наконец — он и сам поднимается на более высокую ступень свободы, становится ближе к Б-гу.

Наши предки во времена исхода из Египта научились поддерживать друг друга, помогать друг другу, отвечать друг за друга — и, тем самым, обрели подлинную свободу. Именно этого я сейчас желаю всем нам!

Автор — главный раввин России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир